Урок «Введение. Задачи и содержание курса методика преподавания естествознания в начальной школе»

3
1
Материал опубликован 8 February 2017 в группе

Занятие 1

ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цели:

Образовательные –

доказать состоятельность МПЕ как науки (выделить объект, предмет, методы, задачи и место в системе других наук;

рассмотреть процесс становления МПЕ;

познакомить с вариативными программами по предмету;

познакомить с учебно-методическим обеспечением предмета;

способствовать формированию умения применять знания в новой ситуации, делать выводы, прогноз на основе полученной информации.

Развивающие –

развивать аналитическое мышление; умение работы с текстом; творческие способности.

Воспитательные –

формировать навыки взаимодействия среди студентов;

формировать познавательный интерес к предмету

формировать патриотическое воспитание.

Методическая цель –

формировать в процессе обучения активную личность, способную самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Форма занятия: лекция с элементами практической работы.

Тип занятия: вводный

Литература:

Основная:

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. –М.: Просвещение, 1984.

Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: ВЛАДОС, 2008.

Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Ход урока:

Оргмомент.

Постановка целей и задач занятия.

Вводная лекция с элементами беседы

Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе раз­вития общества особую значимость приобретают естественно­научные знания.

Какие из уже изученных наук можно отнести к естественнонаучным? Почему?

Как называется курс, который мы начали изучать в 1 семестре (полное название)

Постановка цели курса

Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысяче­летии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с приро­дой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-науч­ной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания естествознания.

Почему методика?

Что является теоретической базой данного курса?

Раздел «Методика преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию есте­ственно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».

Теоретической базой данного курса является предшест­вующее изучение естественнонаучных дисциплин, педагогики и психологии.

Выработка практических умений и на­выков осуществляется в процессе прохождения педагогиче­ской и полевой практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.

Изучение методики естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обу­чения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного цикла в начальной школе.

Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы докажем состоятельность МПЕ как науки, ее состав , в этом нам поможет план занятия

План:

МПЕ как наука

Учебно-методическое обеспечение предмета (литература), начало лекции

История развития МПЕ.

Познакомить с вариативными программами по предмету

  1. Предмет и объект

    Задачи

    Место

    Методы

    Принципы

Изучение нового.

Что такое наука?

По толковому словарю: НАУКА – 1.система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки. Гуманитарные науки.

2. То, что поучает, даёт опыт, урок (в 3 знач.) (разг.). Вперёд тебе н. Пусть этот случай будет ему наукой.

Составление опорной схемы по ходу беседы

Почему МПЕ можно считать наукой?

Наука

Чему и что?

Зачем?

Где?

Как?

На основе чего?

         

Что можно считать ответом на поставленные вопросы?

Чему и что?

Зачем?

Где?

Как?

На основе чего?

Объект и предмет

Цель,

Задачи

В системе наук, в образовании, в школе

Методы,

средства

Принципов, опыта учителя и ученика

На кого направлены все эти вопросы?

Наука

Чему и что?

Зачем?

Где?

Как?

На основе чего?

Объект и предмет

Цель,

Задачи

В системе наук, в образовании, в школе

Методы,

средства

Принципов, опыта учителя и ученика

Младший школьник

Мини-итог: Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфи­ческие методы исследования, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.

Теперь будем работать по выстроенному плану, отвечая на вопросы более четко


 

Чему и что?

Методика преподавания естествознания относится к сис­теме педагогических наук и опирается на основные дидакти­ческие принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.

Предметом является система ознакомления мл. школьников с Окружающим миром, природой.

Естествознание — это система наук о природе, совокуп­ность естественных наук, взятая как целое.

Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реаль­ность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живы­ми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой дея­тельности.

В более узком смысле природа — это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объ­екта науки о природе (отрасли естествознания) делятся фило­софией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, хи­мия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естест­венные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

Мини-итог: Объект и предмет взаимосвязаны ответами на все вышеперечисленные вопросы, характеризующие МПЕ как науку, и связь с другими науками у которых общий объект изучения.

Зачем?

Естествознание как учебный предмет тесно связан с наука­ми о природе, но между школьным предметом и естественны­ми науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.

Составление таблицы по ходу объяснения

Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономер­ности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

Параметр

школьный предмет

МПЕ

Цель наук

исследовательским путем получать новые данные о природе

закономер­ности развития природы.

закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

     

Цель учебного предмета — сообщать учащимся элементарные све­дения о добытых наукой фактах и закономерностях, выраба­тывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Структура знаний и форма их из­ложения в учебном предмете определяются общепедагогиче­скими и специфическими принципами, свойственными мето­дике естествознания. «Научное и педагогическое изложение науки, — писал К.Д. Ушинский, — две вещи разные, и педа­гоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические».

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественнонаучных предме­тов основной школы. Реализация начального естественно­научного образования требует высокой квалификации учи­теля.

Параметр

школьный предмет

МПЕ

Цель наук

исследовательским путем получать новые данные о природе

закономер­ности развития природы.

закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

Цель учебного предмета

Получение представлений

сообщать учащимся элементарные све­дения о природе интегрируя все естественнонаучные предме­ты основной школы

Подготовить высокой квалификации учи­теля, способного выяснить соотношение между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуще­ствлять отбор материала

Дайте название таблице.

Таблица «Сравнение естественного предмета в школе и МПЕ»

Мини-итог: Одной из важнейших задач методики преподавания есте­ствознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуще­ствление отбора учебного материала.

Методика призвана решать важные задачи (задачи учителя):

правильно выделить цели начального естественно-на­учного образования;

определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

 

 

обучение

 

Учитель

воспитание

Младший школьник

 

развитие

 

Мини-итог: т.о. задача учителя построить процесс познания окружающего мира мл. школьником через обучение, воспитание и развитие

Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьни­ков, обусловленного особенностями школьного предмета.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естество­знания.

Где?

В системе наук

Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики естествознания. Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о ко­торых говорилось выше.

Естественные науки предоставля­ют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и мето­ды изучения природы.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. (принципы, методы познания, направление научного поиска.

Наиболее традиционной является связь методики естест­вознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику зна­ниями из дидактики (теоретические основы обучения, принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов.) и теории воспитания.

связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса — методический прием, впервые предложенный Н.М. Верзилиным.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особен­ностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Мини-итог: Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодейст­вие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и прак­тических задач.

В образовательном пространстве

На каждом этапе развития общества перед всеми сущест­вующими науками встают определенные нерешенные про­блемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоит следую­щая актуальная проблема: определение обязательного минимума знаний, умений и навыков по естественным дисциплинам; она реша­ются в процессе проведения научных исследований.

В Российской Федерации Закон «Об образовании» (1992) провозгласил развитие Государственных образовательных стандартов (ГОСТов). Понятие «стандарт» (от англ. ________) означает норму, мерило, образец.

Государственные образовательные стандарты направлены на создание единого образовательного пространства в Российской Федерации и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях. ГОСТ создает условия для осуществления вариативного образования и для поддер­жания общего образования не ниже международного уровня, так как соотнесен со стандартами других стран с высоким мировым рейтингом.

Работа по стандартизации образования — процесс, кото­рый будет длиться вместе с открытиями в науке. Стандарты будут постоянно обновляться.

Связь с настоящим Мы работае по стандартам 2 поколения (2002), к сентябрю 2009 года окончательно будут разработаны стандарты 3 поколения.

Компоненты стандарта

Федеральный компонент (ФК) стандарта инвариантен, он определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечи­вает единство педагогического пространства России. Он оп­ределяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням общего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрыва­ются в инвариантном содержании (например, в области род­ного языка, естествознания и др.). НРК отражает националь­но-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на ос­нове федерального компонента ГОСТа.

Параллельно и последовательно

Кроме того, стандартом устанавливается объем школьно­го компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заве­дения.

Федеральным компонентом начального образования вы­делены 5 образовательных областей

филология,

математика,

искусство,

физическая культура,

технология,

образова­тельный компонент «Окружающий мир», включающий элементы знаний из двух образовательных областей «Есте­ствознание» и «Обществознание».

Мини-итог: т.о. Окружающий мир – часть обязательного минимума образования. Содержание федеральной составляющей образовательно­го компонента «Окружающий мир» должно быть отражено в программах, утвержденных Министерством образования и науки РФ. Региональная составляющая данного образова­тельного компонента призвана раскрыть содержание учеб­ного материала федеральных программ об окружающем мире через представления детей о своем крае.

В школе

Стандартом устанавливается объем школьно­го компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заве­дения.

В 1 и 2 классах в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Феде­рации на федеральный и региональный компоненты «Окру­жающий мир» отводится 1 ч в неделю. В этих классах данный образовательный компонент дается интегрировано, без деле­ния на предметы.

В 3-х и 4-х классах на изучение образовательного компонен­та «Окружающий мир» в инвариантной части учебного плана отводится по 2 ч в неделю. Этот компонент может быть пред­ставлен в двух вариантах: интегрированным курсом, объеди­няющим знания о природе, обществе, человеке (например, « Окружающий мир ») или двумя отдельными курсами (напри­мер, «Природоведение» и «Введение в историю»).

Мини-итог: Окружающий мир является обязательным учебным предметом начальной школы.

Как?

С помощью методов и средств

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке опреде­лились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы реше­ния научно-исследовательских задач.

Главные требования к любому методу — это объективность, т.е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скоро­спелых выводов. Второе требование — надежность, т.е. одно­значность результатов при проведении повторных исследова­ний и одинаковость результатов у разных исследователей. Третье требование — валидность (обоснованность) — способ­ность выбранного метода изучать именно те особенности про­цесса обучения, которые интересуют исследователя. Последнее требование — точность информации — определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.

В настоящее время существуют компьютерные про­граммы, позволяющие провести статистическую обработку, после которой собранный материал может стать достоянием науки.

Рассмотрим основные методы педагогических исследова­ний без их группировки.

1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, про­грамм и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием про­шлых лет и современным состоянием проблемы исследова­ния. При этом анализируется достигнутое, отбираются цен­ные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить ти­пичные ошибки в преподавании.

Педагогическое наблюдение — один из основных мето­дов эмпирического исследования. Он определяется как непо­средственное восприятие исследователем изучаемого педаго­гического процесса. Различаются непосредственное и опо­средованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (на­пример, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневни­ках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, кон­трольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят стати­стическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.

Педагогический эксперимент относят к основным ме­тодам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествозна­ния обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — кон­статирующий этап — помогает выявить типичные недос­татки и затруднения в обучении школьников основам есте­ственных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором — обучающем (формирующем) этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап экс- перимента протекает в естественных условиях образова­тельного процесса по типу вариативного, для которого харак­терно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных) с выравненными начальными параметрами условий, подвергающихся экспе­риментальной проверке, и сравнению результатов обучения. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффектив­ность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализа­ции учебных целей по сравнению с заданными, т. е. обеспе­чивает соответствие между запроектированными и получен­ными результатами.

Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования. При этом нужно учитывать условия проведения научной работы.

На основе чего?

Научное обоснование методов исследования дает методо­логия, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

системный подход, позволяющий рассматривать от­дельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изоли­рованно, а во взаимосвязи и взаимодействии;

личностный подход, который требует ориентации учеб­ного процесса на отдельную личность, признание ее уни­кальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

деятелъностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой обще­ственных и духовных ценностей.

В педагогике выделяются и другие методологические прин­ципы — полисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, — которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и оп­ределить стратегию и способы их разрешения1.

Одной из главных задач методики естествознания являет­ся познание и совершенствование процесса естественно-на­учного образования младших школьников. Для ее решения применяются общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика), частнонаучные методы, используемые в педагогике, и предметно-тематические, которые присущи дидактике и более узкой ее отрасли — методике преподавания естествознания.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с при­родой исследуемого явления;

принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть по­лучен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправдан­ности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образо­вания. Тем не менее даже отрицательные результаты экспе­римента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обу­чать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине»

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.

Закрепление

Итог урокаУчитель, несомненно, должен хорошо знать научное со­держание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Д.з

Вопросы для контроля

Что является предметом изучения методики препода­вания естествознания?

Почему она входит в систему педагогических наук?

Что является объектом изучения естествознания как науки?

Чем определяется классификация наук о природе?

В чем отличие науки от учебного предмета?

С какими науками связана методика преподавания ес­тествознания?

Каковы методы исследования методики естествознания как науки?

Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?

Задания для самостоятельной работы

Начертите схему, показывающую межпредметные свя­зи методики преподавания естествознания.

Покажите на примере одного из курсов окружающего мира для 1 класса, какие знания интегрируются в сис­теме «человек, природа, общество».

Определите и запишите этапы проведения педагогиче­ского исследования по выбранной вами методической проблеме.

Рекомендуемая литература

Бабанский Ю.Е. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. — 1999. — № 5.

Загеязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагоги­ческого исследования // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 9-14.

КоржуевА.В. Содержательная и логическая корректность педагогиче­ских исследований // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 8-12.

КыверялгАА. Вопросы методики педагогических исследований. — Тал­лин, 1971.

Немое Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. — 3-е изд. — М., 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статис­тики.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.

Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Ширяев и др.; под ред. С.А. Смирнова. 2-е изд. — М., 1999.

Приложение.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням общего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрыва­ются в инвариантном содержании (например, в области род­ного языка, естествознания и др.). НРК отражает националь­но-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на ос­нове федерального компонента ГОСТа.

Национально-региональный компонент образовательных стандартов устанавливается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на его террито­рии. Он включает:

обязательный минимум содержания основной образо­вательной программы начального общего и основного обще­го образования в части НРК;

требования к уровню подготовки обучающихся и выпу­скников образовательных учреждений, реализуемых про­граммой в части НРК.

Стандарты, фактически, узаконили и развили существо­вавшую в образовании практику использования краеведче­ского принципа обучения.

Краеведческий принцип лежит в основе построения боль­шинства естественно-научных программ для начальной школы. Таким образом, граница между федеральной и ре­гиональной составляющей проходит внутри образовательной области «Естествознание».

Содержание естественно-научной программы в полном объеме может быть реализовано только при условии введения краеведческого материала, дополняющего и конкретизирую­щего содержание федерального образования. Это касается таких сторон, как географическое положение, рельеф и полез­ные ископаемые, водоемы и почва, растительный и животный мир характерных для данной местности природных сообществ, сельское хозяйство, экологические проблемы края.

Оставаясь составной частью школьного образования, НРК обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладыва­ются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению лич­ности, небезразличной к судьбе своей « малой Родины ».

Взаимосвязь федерального и регионального содержания программ природоведения для 4 класса (на примере курсов З.А. Клепининой и А.А. Плешакова) можно наглядно пред­ставить в виде табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь компонентов учебных программ природоведения


 

Раздел и темы курса

Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента

Содержание краеведческого раздела федеральных программ

Содержание

регионального

компонента

Наш край на карте

Чтение карты. Наша об­ласть на карте России. Наш административный центр, его название, местонахож­дение на карте

Расположение края на кар­те России. Удаленность от Москвы. Географические и контурные карты области (края). Размеры, границы и соседние регионы. Глав­ные города области (края).

Раздел и темы курса

Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента

Содержание краеведческого раздела федеральных программ

Содержание

регионального

компонента

   

Природные зоны, находя­щиеся на территории края

Формы по­верхности нашего края

Разнообразие форм поверхно­сти, изображение форм по­верхности на карте. Поверх­ность края (равнинная, гори­стая), ее красота. Изменение поверхности края в результа­те деятельности человека. Охрана поверхности края: восстановление земель

Формы поверхности края, их неповторимость и уни­кальность. Изображение на карте равнин, гор. Из­менение поверхности в ре­зультате деятельности че­ловека: карьеры, отвалы, терриконы. Охрана поверх­ности края

Полезные ископаемые нашего края

Важнейшие полезные иско­паемые края, их основные свойства, практическое значение, места добычи. Полезные ископаемые на карте края. Ограничен­ность и невосполнимость запасов полезных ископае­мых. Охрана недр: извлече­ние из сырья попутных компонентов, борьба с поте­рями при транспортировке, использование металлоло­ма, замена металла пласт­массами, экономия строи­тельных материалов

Горные породы и минера­лы, их свойства и происхо­ждение. Полезные иско­паемые края, их классифи­кация. Рудные: руды чер­ных и цветных металлов, драгоценные металлы. Не­рудные: строительное и топливное сырье, драго­ценные и поделочные кам­ни. Свойства важнейших полезных ископаемых края. Охрана недр. Про­мышленность края. Эконо­мия полезных ископае­мых

Водоемы на­шего края.

Разнообразие водоемов. Водоемы края, их значение в природе и жизни челове­ка. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов

Реки края: горные и рав­нинные, их особенности и экологические проблемы. Водохранилища и их зна­чение. Озера края. Много­образие и красота озер. Озера — памятники приро­ды. Роль водоемов в приро­де и жизни людей. Охрана водоемов

Почвы на­шего края

Природные сообщества.

Ознакомление с важнейши­ми видами почв края. Зна­чение почв для существова­ния живых организмов на суше. Охрана почв от пря­мого уничтожения и др.

Лес, водоем, луг (болото) как сообщества (для изуче­ния берутся те природные сообщества, которые преоб­ладают в данном регионе). Организмы в сообществах: растения, животные грибы, микробы, их разнообразие и приспособленность к ус­ловиям жизни, роль в сооб­ществе. Взаимосвязи в со­обществах. Охрана расте­ний и животных в регионе. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природо­охранительные акты

Важнейшие виды почв края: черноземные, подзо­листые, серые лесные и др. Причины загрязнения почв: промышленная эро­зия, ядохимикаты, радиа­ция. Охрана почв края

Разнообразие лесов края. Растения лиственного и хвойного леса. Ярусы леса, приспособленность расте­ний к совместному обита­нию. Животные наших лесов: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Грибы и их роль в лесу. Экологические свя­зи живых организмов: по местообитанию, по способу питания, по участию одно­го вида в распространении другого.

Луга нашего края. Расте­ния луга: лекарственные, кормовые, ядовитые. Жи­вотные луга: насекомые, земноводные, пресмыкаю­щиеся, птицы, звери. Взаи­мосвязи в сообществе. Растения и животные водо­емов края, взаимосвязи между ними.

Приспособленность орга­низмов к условиям обита­ния. Охраняемые растения и животные края

Раздел и темы курса

Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента

Содержание краеведческого раздела федеральных программ

Содержание

регионального

компонента

Растение­водство в на­шем крае

Растениеводство края, его отрасли: полеводство, ово­щеводство, плодоводство, цветоводство. Представле­ние о биологической защите урожая. Особенности с/х, связанные с природными условиями. Представление о сортах культурных расте­ний

Отрасли растениеводства края: полеводство, овоще­водство, садоводство, цве­товодство. Культурные растения края. Хлеб — все­му голова. Злаковые куль­туры: пшеница, рожь, про­со, гречиха, картофель — «второй хлеб» края. Труд земледельца

Животно­водство в на­шем крае

Животноводство края, его отрасли: разведение круп­ного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птице­водство, рыбоводство, пче­ловодство и т.д. Породы животных

Отрасли животноводства края: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводст­во, кролиководство, коне­водство. Представление о породах домашних живот­ных

Экскурсии

Поверхность, полезные ис­копаемые, почвы. Природ­ные сообщества родного края

Поверхность, почвы. При­родные сообщества родного края. Экскурсия в заповед­ник и краеведческий му­зей

Краеведческая информация должна конкретизировать, развивать общетеоретический материал, изложенный в фе­деральных учебниках, но не включать сведений, неоправдан­но расширяющих объем знаний и вызывающих перегрузку учащихся.

Наиболее эффективными являются следующие варианты включения регионального материала в отдельные темы фе­деральных учебников:

1. Введение краеведческого материала предшествует фор­мированию природоведческих представлений и понятий с использованием федерального учебника.

Этот вариант эффективен при изучении естественно-науч­ного материала, сложного для усвоения младшими школьниками, требующего систематизации и обобщения. Пред­ставления, составляющие основу будущих понятий, сформи­рованные на основе конкретных образов, остаются в памяти надолго и осознанно используются в дальнейшем обучении. Предшествующее введение краеведческого материала позво­ляет на конкретном, близком учащимся материале сформи­ровать сложные естественно-научные представления (напри­мер, о природном сообществе).

2. Региональный материал вводится параллельно с изучением новой темы по федеральному учебнику.

Этот вариант эффективен в тех случаях, когда федераль­ный учебник не может предоставить необходимый объем сведений, предусмотренный введением в программы регио­нальной составляющей. В этих случаях федеральные про­граммы требуют изучать тему на примере нескольких регио­нальных природных объектов. Примером может служить тема «Полезные ископаемые нашего края».

Параллельное использование различных средств обучения на уроках природоведения взаимно дополняет объем сведе­ний, получаемых детьми из федеральных и региональных источников, помогает формированию специальных умений, усиливает практическую направленность обучения.

3. Краеведческий материал вводится на заключительном
этапе изучения темы и служит для закрепления естественно­
научных знаний.

Этот вариант целесообразен в тех случаях, когда регио­нальные сведения могут служить средством иллюстрации к материалу федерального учебника. Заключительное вве­дение краеведческого материала способствует закреплению природоведческих знаний конкретными примерами, повы­шает осознанность усвоения общенаучной информации (при­мером может являться изучение тем «Формы поверхности», «Водоемы нашего края»).

На изучение региональной составляющей возможно до­полнительное выделение 10-15% времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образователь­ный компонент «Окружающий мир» и часов из вариативной части плана.

Реализация региональной составляющей начального ес­тественно-научного образования может быть вариативной:

1) распределение и локализация регионального материала в отдельных темах природоведческих курсов, содержащих краеведческие разделы;

2) разработка и введение единого краеведческого курса (в рамках времени, отведенного на РК), в случае, когда крае­ведческий раздел в программах отсутствует. Содержание такого курса должно определяться едиными для всего регио­на требованиями к знаниям и умениям детей (Примером может служить программа факультативного курса «Эколо­гическое краеведение» для начальных классов школ Челя­бинской области, которая дана в Приложении 4).

Такой подход к введению НРК поможет обеспечить его единым комплексом региональных средств обучения, объединив тем самым образовательное пространство субъ­екта РФ. Региональные средства обучения могут быть оценены с точки зрения их максимального сопряжения с требованиями к учебной литературе по федеральному блоку.

Вопросы для контроля

Какие параметры определяются Государственным об­разовательным стандартом?

Какие образовательные задачи призван решать образо­вательный компонент «Окружающий мир»?

Что такое федеральный компонент стандарта? Где от­ражено его содержание?

Как реализуется региональный компонент начального естественно-научного образования? Какие задачи при этом решаются?

Задания для самостоятельной работы

Познакомьтесь с обязательным минимумом содержания образовательного компонента «Окружающий мир».

Проанализировав естественно-научные программы для начальной школы, сделайте вывод о соответствии каж­дой из них требованиям образовательного стандарта.

Выделите региональную составляющую в программах курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой по годам обучения.

Какие региональные учебно-методические пособия по начальному курсу естествознания есть в вашем крае? Как они сопрягаются с федеральными программами и

учебниками, действующими в начальных школах ва­шего региона?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Занятие, действительно, вводное. Но содержание очень устаревшее. Начальная школа уже давно реализует ФГОС НОО, и студентов, по-моему, необходимо готовить к педдеятельности в соответствии с ним.

16 March 2017