Урок «Введение. Задачи и содержание курса методика преподавания естествознания в начальной школе»
Занятие 1
ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Цели:
Образовательные –
доказать состоятельность МПЕ как науки (выделить объект, предмет, методы, задачи и место в системе других наук;
рассмотреть процесс становления МПЕ;
познакомить с вариативными программами по предмету;
познакомить с учебно-методическим обеспечением предмета;
способствовать формированию умения применять знания в новой ситуации, делать выводы, прогноз на основе полученной информации.
Развивающие –
развивать аналитическое мышление; умение работы с текстом; творческие способности.
Воспитательные –
формировать навыки взаимодействия среди студентов;
формировать познавательный интерес к предмету
формировать патриотическое воспитание.
Методическая цель –
формировать в процессе обучения активную личность, способную самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Форма занятия: лекция с элементами практической работы.
Тип занятия: вводный
Литература:
Основная:
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. –М.: Просвещение, 1984.
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: ВЛАДОС, 2008.
Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Ход урока:
Оргмомент.
Постановка целей и задач занятия.
Вводная лекция с элементами беседы
Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания.
Какие из уже изученных наук можно отнести к естественнонаучным? Почему?
Как называется курс, который мы начали изучать в 1 семестре (полное название)
Постановка цели курса
Сегодняшнему студенту педагогического вуза предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысячелетии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с природой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-научной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания естествознания.
Почему методика?
Что является теоретической базой данного курса?
Раздел «Методика преподавания естествознания» готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию естественно-научных предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
Теоретической базой данного курса является предшествующее изучение естественнонаучных дисциплин, педагогики и психологии.
Выработка практических умений и навыков осуществляется в процессе прохождения педагогической и полевой практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.
Изучение методики естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного цикла в начальной школе.
Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы докажем состоятельность МПЕ как науки, ее состав , в этом нам поможет план занятия
План:
МПЕ как наука
Учебно-методическое обеспечение предмета (литература), начало лекции
История развития МПЕ.
Познакомить с вариативными программами по предмету
-
Предмет и объект
Задачи
Место
Методы
Принципы
Изучение нового.
Что такое наука?
По толковому словарю: НАУКА – 1.система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки. Гуманитарные науки.
2. То, что поучает, даёт опыт, урок (в 3 знач.) (разг.). Вперёд тебе н. Пусть этот случай будет ему наукой.
Составление опорной схемы по ходу беседы
Почему МПЕ можно считать наукой?
Наука
Чему и что? |
Зачем? |
Где? |
Как? |
На основе чего? |
Что можно считать ответом на поставленные вопросы?
Чему и что? |
Зачем? |
Где? |
Как? |
На основе чего? |
Объект и предмет |
Цель, Задачи |
В системе наук, в образовании, в школе |
Методы, средства |
Принципов, опыта учителя и ученика |
На кого направлены все эти вопросы?
Наука
Чему и что? |
Зачем? |
Где? |
Как? |
На основе чего? |
Объект и предмет |
Цель, Задачи |
В системе наук, в образовании, в школе |
Методы, средства |
Принципов, опыта учителя и ученика |
Младший школьник
Мини-итог: Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.
Теперь будем работать по выстроенному плану, отвечая на вопросы более четко
Чему и что?
Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.
Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.
Предметом является система ознакомления мл. школьников с Окружающим миром, природой.
Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.
Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живыми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой деятельности.
В более узком смысле природа — это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объекта науки о природе (отрасли естествознания) делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, химия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естественные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).
Мини-итог: Объект и предмет взаимосвязаны ответами на все вышеперечисленные вопросы, характеризующие МПЕ как науку, и связь с другими науками у которых общий объект изучения.
Зачем?
Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.
Составление таблицы по ходу объяснения
Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.
Параметр |
школьный предмет |
МПЕ |
Цель наук |
исследовательским путем получать новые данные о природе |
|
закономерности развития природы. |
закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. |
|
Цель учебного предмета — сообщать учащимся элементарные сведения о добытых наукой фактах и закономерностях, вырабатывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Структура знаний и форма их изложения в учебном предмете определяются общепедагогическими и специфическими принципами, свойственными методике естествознания. «Научное и педагогическое изложение науки, — писал К.Д. Ушинский, — две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические».
В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественнонаучных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.
Параметр |
школьный предмет |
МПЕ |
Цель наук |
исследовательским путем получать новые данные о природе |
|
закономерности развития природы. |
закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. |
|
Цель учебного предмета |
Получение представлений |
|
сообщать учащимся элементарные сведения о природе интегрируя все естественнонаучные предметы основной школы |
Подготовить высокой квалификации учителя, способного выяснить соотношение между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществлять отбор материала |
Дайте название таблице.
Таблица «Сравнение естественного предмета в школе и МПЕ»
Мини-итог: Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.
Методика призвана решать важные задачи (задачи учителя):
правильно выделить цели начального естественно-научного образования;
определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.
обучение |
||
Учитель |
воспитание |
Младший школьник |
развитие |
Мини-итог: т.о. задача учителя построить процесс познания окружающего мира мл. школьником через обучение, воспитание и развитие
Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.
Где?
В системе наук
Рассмотрим важнейшие из межнаучных связей методики естествознания. Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше.
Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и методы изучения природы.
Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. (принципы, методы познания, направление научного поиска.
Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики (теоретические основы обучения, принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов.) и теории воспитания.
связь методики с историей педагогики. Экскурс в историю изучаемого вопроса — методический прием, впервые предложенный Н.М. Верзилиным.
Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.
Мини-итог: Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.
В образовательном пространстве
На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоит следующая актуальная проблема: определение обязательного минимума знаний, умений и навыков по естественным дисциплинам; она решаются в процессе проведения научных исследований.
В Российской Федерации Закон «Об образовании» (1992) провозгласил развитие Государственных образовательных стандартов (ГОСТов). Понятие «стандарт» (от англ. ________) означает норму, мерило, образец.
Государственные образовательные стандарты направлены на создание единого образовательного пространства в Российской Федерации и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях. ГОСТ создает условия для осуществления вариативного образования и для поддержания общего образования не ниже международного уровня, так как соотнесен со стандартами других стран с высоким мировым рейтингом.
Работа по стандартизации образования — процесс, который будет длиться вместе с открытиями в науке. Стандарты будут постоянно обновляться.
Связь с настоящим Мы работае по стандартам 2 поколения (2002), к сентябрю 2009 года окончательно будут разработаны стандарты 3 поколения.
Компоненты стандарта
Федеральный компонент (ФК) стандарта инвариантен, он определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России. Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. |
Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням общего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрываются в инвариантном содержании (например, в области родного языка, естествознания и др.). НРК отражает национально-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на основе федерального компонента ГОСТа. Параллельно и последовательно |
Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения.
Федеральным компонентом начального образования выделены 5 образовательных областей
филология,
математика,
искусство,
физическая культура,
технология,
образовательный компонент «Окружающий мир», включающий элементы знаний из двух образовательных областей «Естествознание» и «Обществознание».
Мини-итог: т.о. Окружающий мир – часть обязательного минимума образования. Содержание федеральной составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» должно быть отражено в программах, утвержденных Министерством образования и науки РФ. Региональная составляющая данного образовательного компонента призвана раскрыть содержание учебного материала федеральных программ об окружающем мире через представления детей о своем крае.
В школе
Стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения.
В 1 и 2 классах в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации на федеральный и региональный компоненты «Окружающий мир» отводится 1 ч в неделю. В этих классах данный образовательный компонент дается интегрировано, без деления на предметы.
В 3-х и 4-х классах на изучение образовательного компонента «Окружающий мир» в инвариантной части учебного плана отводится по 2 ч в неделю. Этот компонент может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом, объединяющим знания о природе, обществе, человеке (например, « Окружающий мир ») или двумя отдельными курсами (например, «Природоведение» и «Введение в историю»).
Мини-итог: Окружающий мир является обязательным учебным предметом начальной школы.
Как?
С помощью методов и средств
Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке определились свои методы научного исследования.
Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.
Главные требования к любому методу — это объективность, т.е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Второе требование — надежность, т.е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей. Третье требование — валидность (обоснованность) — способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя. Последнее требование — точность информации — определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.
В настоящее время существуют компьютерные программы, позволяющие провести статистическую обработку, после которой собранный материал может стать достоянием науки.
Рассмотрим основные методы педагогических исследований без их группировки.
1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.
Педагогическое наблюдение — один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (например, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении. Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневниках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.
Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят статистическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.
Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествознания обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций. Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — констатирующий этап — помогает выявить типичные недостатки и затруднения в обучении школьников основам естественных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором — обучающем (формирующем) этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап экс- перимента протекает в естественных условиях образовательного процесса по типу вариативного, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных) с выравненными начальными параметрами условий, подвергающихся экспериментальной проверке, и сравнению результатов обучения. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффективность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализации учебных целей по сравнению с заданными, т. е. обеспечивает соответствие между запроектированными и полученными результатами.
Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования. При этом нужно учитывать условия проведения научной работы.
На основе чего?
Научное обоснование методов исследования дает методология, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
К методологическим принципам относятся:
системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;
личностный подход, который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;
деятелъностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.
В педагогике выделяются и другие методологические принципы — полисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, — которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить стратегию и способы их разрешения1.
Одной из главных задач методики естествознания является познание и совершенствование процесса естественно-научного образования младших школьников. Для ее решения применяются общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика), частнонаучные методы, используемые в педагогике, и предметно-тематические, которые присущи дидактике и более узкой ее отрасли — методике преподавания естествознания.
Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;
принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.
Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправданности нововведений. Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образования. Тем не менее даже отрицательные результаты эксперимента обогащают науку.
Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обучать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.
К.Д. Ушинский предупреждал: «Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине»
Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.
Закрепление
Итог урокаУчитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.
Д.з
Вопросы для контроля
Что является предметом изучения методики преподавания естествознания?
Почему она входит в систему педагогических наук?
Что является объектом изучения естествознания как науки?
Чем определяется классификация наук о природе?
В чем отличие науки от учебного предмета?
С какими науками связана методика преподавания естествознания?
Каковы методы исследования методики естествознания как науки?
Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?
Задания для самостоятельной работы
Начертите схему, показывающую межпредметные связи методики преподавания естествознания.
Покажите на примере одного из курсов окружающего мира для 1 класса, какие знания интегрируются в системе «человек, природа, общество».
Определите и запишите этапы проведения педагогического исследования по выбранной вами методической проблеме.
Рекомендуемая литература
Бабанский Ю.Е. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. — 1999. — № 5.
Загеязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 9-14.
КоржуевА.В. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 8-12.
КыверялгАА. Вопросы методики педагогических исследований. — Таллин, 1971.
Немое Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. — 3-е изд. — М., 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.
Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Ширяев и др.; под ред. С.А. Смирнова. 2-е изд. — М., 1999.
Приложение.НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням общего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрываются в инвариантном содержании (например, в области родного языка, естествознания и др.). НРК отражает национально-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на основе федерального компонента ГОСТа.
Национально-региональный компонент образовательных стандартов устанавливается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на его территории. Он включает:
обязательный минимум содержания основной образовательной программы начального общего и основного общего образования в части НРК;
требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений, реализуемых программой в части НРК.
Стандарты, фактически, узаконили и развили существовавшую в образовании практику использования краеведческого принципа обучения.
Краеведческий принцип лежит в основе построения большинства естественно-научных программ для начальной школы. Таким образом, граница между федеральной и региональной составляющей проходит внутри образовательной области «Естествознание».
Содержание естественно-научной программы в полном объеме может быть реализовано только при условии введения краеведческого материала, дополняющего и конкретизирующего содержание федерального образования. Это касается таких сторон, как географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, водоемы и почва, растительный и животный мир характерных для данной местности природных сообществ, сельское хозяйство, экологические проблемы края.
Оставаясь составной частью школьного образования, НРК обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей « малой Родины ».
Взаимосвязь федерального и регионального содержания программ природоведения для 4 класса (на примере курсов З.А. Клепининой и А.А. Плешакова) можно наглядно представить в виде табл. 1.
Таблица 1
Взаимосвязь компонентов учебных программ природоведения
Раздел и темы курса |
Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента |
|||
Содержание краеведческого раздела федеральных программ |
Содержание регионального компонента |
|||
Наш край на карте |
Чтение карты. Наша область на карте России. Наш административный центр, его название, местонахождение на карте |
Расположение края на карте России. Удаленность от Москвы. Географические и контурные карты области (края). Размеры, границы и соседние регионы. Главные города области (края). |
||
Раздел и темы курса |
Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента |
|||
Содержание краеведческого раздела федеральных программ |
Содержание регионального компонента |
|||
Природные зоны, находящиеся на территории края |
||||
Формы поверхности нашего края |
Разнообразие форм поверхности, изображение форм поверхности на карте. Поверхность края (равнинная, гористая), ее красота. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края: восстановление земель |
Формы поверхности края, их неповторимость и уникальность. Изображение на карте равнин, гор. Изменение поверхности в результате деятельности человека: карьеры, отвалы, терриконы. Охрана поверхности края |
||
Полезные ископаемые нашего края |
Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места добычи. Полезные ископаемые на карте края. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых. Охрана недр: извлечение из сырья попутных компонентов, борьба с потерями при транспортировке, использование металлолома, замена металла пластмассами, экономия строительных материалов |
Горные породы и минералы, их свойства и происхождение. Полезные ископаемые края, их классификация. Рудные: руды черных и цветных металлов, драгоценные металлы. Нерудные: строительное и топливное сырье, драгоценные и поделочные камни. Свойства важнейших полезных ископаемых края. Охрана недр. Промышленность края. Экономия полезных ископаемых |
||
Водоемы нашего края. |
Разнообразие водоемов. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов |
Реки края: горные и равнинные, их особенности и экологические проблемы. Водохранилища и их значение. Озера края. Многообразие и красота озер. Озера — памятники природы. Роль водоемов в природе и жизни людей. Охрана водоемов |
||
Почвы нашего края Природные сообщества. |
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Значение почв для существования живых организмов на суше. Охрана почв от прямого уничтожения и др. Лес, водоем, луг (болото) как сообщества (для изучения берутся те природные сообщества, которые преобладают в данном регионе). Организмы в сообществах: растения, животные грибы, микробы, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, роль в сообществе. Взаимосвязи в сообществах. Охрана растений и животных в регионе. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные акты |
Важнейшие виды почв края: черноземные, подзолистые, серые лесные и др. Причины загрязнения почв: промышленная эрозия, ядохимикаты, радиация. Охрана почв края Разнообразие лесов края. Растения лиственного и хвойного леса. Ярусы леса, приспособленность растений к совместному обитанию. Животные наших лесов: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Грибы и их роль в лесу. Экологические связи живых организмов: по местообитанию, по способу питания, по участию одного вида в распространении другого. Луга нашего края. Растения луга: лекарственные, кормовые, ядовитые. Животные луга: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Взаимосвязи в сообществе. Растения и животные водоемов края, взаимосвязи между ними. Приспособленность организмов к условиям обитания. Охраняемые растения и животные края |
||
Раздел и темы курса |
Координируемые вопросы содержания федерального (базового) и регионального компонента |
|||
Содержание краеведческого раздела федеральных программ |
Содержание регионального компонента |
|||
Растениеводство в нашем крае |
Растениеводство края, его отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Представление о биологической защите урожая. Особенности с/х, связанные с природными условиями. Представление о сортах культурных растений |
Отрасли растениеводства края: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство. Культурные растения края. Хлеб — всему голова. Злаковые культуры: пшеница, рожь, просо, гречиха, картофель — «второй хлеб» края. Труд земледельца |
||
Животноводство в нашем крае |
Животноводство края, его отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и т.д. Породы животных |
Отрасли животноводства края: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, кролиководство, коневодство. Представление о породах домашних животных |
||
Экскурсии |
Поверхность, полезные ископаемые, почвы. Природные сообщества родного края |
Поверхность, почвы. Природные сообщества родного края. Экскурсия в заповедник и краеведческий музей |
Краеведческая информация должна конкретизировать, развивать общетеоретический материал, изложенный в федеральных учебниках, но не включать сведений, неоправданно расширяющих объем знаний и вызывающих перегрузку учащихся.
Наиболее эффективными являются следующие варианты включения регионального материала в отдельные темы федеральных учебников:
1. Введение краеведческого материала предшествует формированию природоведческих представлений и понятий с использованием федерального учебника.
Этот вариант эффективен при изучении естественно-научного материала, сложного для усвоения младшими школьниками, требующего систематизации и обобщения. Представления, составляющие основу будущих понятий, сформированные на основе конкретных образов, остаются в памяти надолго и осознанно используются в дальнейшем обучении. Предшествующее введение краеведческого материала позволяет на конкретном, близком учащимся материале сформировать сложные естественно-научные представления (например, о природном сообществе).
2. Региональный материал вводится параллельно с изучением новой темы по федеральному учебнику.
Этот вариант эффективен в тех случаях, когда федеральный учебник не может предоставить необходимый объем сведений, предусмотренный введением в программы региональной составляющей. В этих случаях федеральные программы требуют изучать тему на примере нескольких региональных природных объектов. Примером может служить тема «Полезные ископаемые нашего края».
Параллельное использование различных средств обучения на уроках природоведения взаимно дополняет объем сведений, получаемых детьми из федеральных и региональных источников, помогает формированию специальных умений, усиливает практическую направленность обучения.
3. Краеведческий материал вводится на заключительном
этапе изучения темы и служит для закрепления естественно
научных знаний.
Этот вариант целесообразен в тех случаях, когда региональные сведения могут служить средством иллюстрации к материалу федерального учебника. Заключительное введение краеведческого материала способствует закреплению природоведческих знаний конкретными примерами, повышает осознанность усвоения общенаучной информации (примером может являться изучение тем «Формы поверхности», «Водоемы нашего края»).
На изучение региональной составляющей возможно дополнительное выделение 10-15% времени инвариантной части базисного учебного плана, отводимого на образовательный компонент «Окружающий мир» и часов из вариативной части плана.
Реализация региональной составляющей начального естественно-научного образования может быть вариативной:
1) распределение и локализация регионального материала в отдельных темах природоведческих курсов, содержащих краеведческие разделы;
2) разработка и введение единого краеведческого курса (в рамках времени, отведенного на РК), в случае, когда краеведческий раздел в программах отсутствует. Содержание такого курса должно определяться едиными для всего региона требованиями к знаниям и умениям детей (Примером может служить программа факультативного курса «Экологическое краеведение» для начальных классов школ Челябинской области, которая дана в Приложении 4).
Такой подход к введению НРК поможет обеспечить его единым комплексом региональных средств обучения, объединив тем самым образовательное пространство субъекта РФ. Региональные средства обучения могут быть оценены с точки зрения их максимального сопряжения с требованиями к учебной литературе по федеральному блоку.
Вопросы для контроля
Какие параметры определяются Государственным образовательным стандартом?
Какие образовательные задачи призван решать образовательный компонент «Окружающий мир»?
Что такое федеральный компонент стандарта? Где отражено его содержание?
Как реализуется региональный компонент начального естественно-научного образования? Какие задачи при этом решаются?
Задания для самостоятельной работы
Познакомьтесь с обязательным минимумом содержания образовательного компонента «Окружающий мир».
Проанализировав естественно-научные программы для начальной школы, сделайте вывод о соответствии каждой из них требованиям образовательного стандарта.
Выделите региональную составляющую в программах курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой по годам обучения.
Какие региональные учебно-методические пособия по начальному курсу естествознания есть в вашем крае? Как они сопрягаются с федеральными программами и
учебниками, действующими в начальных школах вашего региона?
Хлюпина Татьяна Леонидовна