12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Станиславовна Циркина35 Россия, Тверская обл., Тверь Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока математики 1 класс
План урока
Задачи | Этапы урока | Результат | ||||||||
Мотивация к учебной деятельности. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Проблемное объяснение нового материала. | Физкультминутка. | Первичное закрепление по внешней речи. | Включение нового знания в систему знаний и повторения. | Физкультминутка. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Рефлексия | ||
Задачи по содержанию 1. Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; 2. Формирование экологической культуры, эстетическое воспитание обучающихся; 3. Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять главное; | Д учителя Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | Упражнения для шеи и туловища. | Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. | Организует выполнения учащимися учебных действий в соответствии с планом. | Упражнения для глаз, шеи и туловища. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Организует рефлексию. | R по содержанию Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи. Развивать умение анализировать. Сопоставлять, обобщать. Развивать умение работать с разными видами информации. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Д ученика Подготовка к работе на уроке. | Выполняет задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Ставит цели, формулирует тему урока. | Выполняет наклоны, повороты, приседания. | Решает типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Выполняет задания используя тетради на печатной основе, называет действия и делает выводы. | упражнения для глаз, шеи и туловища. | Самостоятельная работа, осуществляет самопроверку пошагово сравнивая с эталоном. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия. | ||
Задачи по способу деятельности 1. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; 2. Уметь выделять главное, обобщать и делать выводы;
3. Совершенствовать навыки общения.
| ||||||||||
R по содержанию Оформляют свои мысли в устной форме; учатся слушать и понимать речь других; | Строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа; работает с ИКТ;
| Оформляет свои мысли в устной форме; Слушает и понимает речь других; Умеет добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию. | ________ | Определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя. | Находят ответы на вопросы используя тетрадь; Учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | ______ | Отвечает на вопросы опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. | Оценивает правильность выполнения своих действий за весь урок. | R по способу деятельности Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Развивать доброжелательность. Эмоционально –нравственную отзывчивость. | |
R по способу деятельности положительный настрой на работу;
ориентируется в своей системе знаний; | Учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждениях. | Проговаривает последовательность действий на уроке; Определяет и формулирует алгоритм на уроке с помощью учителя. | Формирует положительные эмоции, двигательную активность. | Учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Умеет находить ответы на вопросы, используя информацию ранее полученную на уроках. Формулирует вывод на основе анализа. | Формирует ЗОЖ. | Формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности ,проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам.
Учится оформлять высказывания, работать с ИКТ. | Учится оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Матер. Контроля Работа в тетрадях на печатной основе. Работа в парах –алгоритм решения задачи. Самостоятельная работа ( решение примеров ) Оформление новогодней ёлочки( самооценка всего урока.) |
Планирование темы
Задачи | Тема уроков: Решение задач. | Результат | ||||
1 тема Знакомимся с задачей. | 2 тема Составляем задачи. | 3 тема Составляем и решаем задачи. | 4 тема Решаем задачи на увеличение числа на несколько единиц. | |||
Задачи по содержанию 1. Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; 2. Формирование экологической культуры, эстетическое воспитание обучающихся;
3. Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять главное; | Тип: Урок изучения нового материала. (ОНЗ) Урок общеметодологичес- кой направленности. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. | ОНЗ | ОНЗ | Общнметодоло- гической направленности | ОНЗ | R по содержанию Понимать смысл отношения («больше на…») Проверять правильность записи сложения и вычитания. Моделировать: отношения « больше на…» с использованием геометрических схем. |
Форма: Урок – путешествие. Урок -исследования. Мультимедиа – урок. Комбинированный –урок. Урок – анализ. Урок –контрольных работ. Повторительно –обобщающий – урок. | Урок - путешествие | Мультимедиа-урок | Комбинированный | Урок - путешествие | ||
Задачи по способу деятельности 1. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; 2. Уметь выделять главное, обобщать и делать выводы;
3. Совершенствовать навыки общения. | R по содержанию | Понимать смысл отношения « больше на…» Знать как правильно выполняются записи сложения и вычитания. Знать алгоритм решения текстовой арифметической задачи. | ||||
R по способу деятельности | Устанавливать последовательность решения задач по изученному алгоритму. Моделировать: отношения « больше на…» с использованием геометрических схем. Уметь выполнять действия сложения и вычитания. | R по способу деятельности Устанавливать последовательность решения задач по изученному алгоритму. Решать задачи с помощью схем. Понимать смысл отношения «больше на..» |
Технологическая карта урока.
Учитель : | Циркина Елена Станиславовна |
Класс | 1 |
Предмет : | Математика |
Авторы учебника: | В.Н.Рудницкая ( Начальная школа XXI века) |
Тема урока : | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. |
Тип урока. | Урок изучения нового материала. |
Форма урока: | Урок – путешествие. |
Цель : | Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов ( для учителя) Определение проблемы урока, согласно данной темы и своей системе знаний, обобщение и систематизация накопленных знаний. ( для учащихся) |
Задачи :
| Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; Уметь выделять главное , обобщать и делать выводы; Совершенствовать навыки общения; |
Результаты :
| R по содержанию Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи. Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать. Развивать умение работать с разными видами информации. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. R по способу деятельности Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Развивать доброжелательность. Эмоционально –нравственную отзывчивость. |
Оборудование: | Учебник В.Н. Рудницкой « Математика» 1 класс Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс автор :В.Н. Рудницкая Карточки для самостоятельной работы Новогодняя ёлка с игрушками 3-х цветов (самооценка всего урока) Презентация урока |
Характеристика этапов урока.
Технология проведения. | Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов. | Планируемые результаты УУД. Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД; К − коммуникативные УУД. | |
Содержание деятельности учителя. | Содержание деятельности учеников. | ||
I.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
| СЛАЙД №1 Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Молодцы! Теперь тихо сядут девочки, а за ними мальчики. СЛАЙД №2 Земляне начинают готовиться к встрече Нового года и Рождества. Радоваться можно не только тогда , когда мы танцуем, поём, получаем подарки, но и тогда, когда наша работа приносит результаты. Как вы думаете, достаточно ли тех математических знаний, которые у вас уже есть для жизни? Кто прочитает заголовок слайда?
Определите тему нашего урока. Чему мы будем учиться?
( А какие задачи?) |
Дети поворачиваются к гостям, кивают, возвращаются в исходное положение. Сначала садятся девочки, потом мальчики.
Нет.
Ученик читает заголовок слайда.
Мы будем учиться решать задачи. На увеличение числа на несколько единиц. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 мин.) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | СЛАЙД №3 Ребята на снежной полянке появились волшебные снежки. Какие знакомые слова вы видите? Прочитайте. Уберите лишние снежки. А где нам могут пригодится эти снежки? А ещё для чего они нам пригодятся? Ребята у вас на партах тоже лежат волшебные снежки. Соберите снеговичка работая в паре. (Имя ученика) пойдёт в волшебной доске и соберёт снеговика. СЛАЙД №4 Покажите, что у вас получилось. Поднимите своих снеговичков .А есть ребята у кого не получился снеговик? ( Повторяем ещё раз алгоритм задачи.) Этот снеговичок будет с нами весь урок путешествовать и помогать вам. |
Желающий ученик читает. Дети называют какие снежки они уберут. На улице для игры, можно слепить снеговика. Для задач. Работа в парах. ( на партах заготовки снеговичка и картонная палочка. На неё учащиеся клеят кружки с помощью двустороннего скотча, собирая снеговика.)
Дети поднимают вверх своих снеговичков. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
III.Проблемное объяснение нового материала. (6 мин.) ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи нового вида. У снеговичка очень много друзей , и детей и птиц и зверей. С нами он уже встретился , а теперь он встречается со зверятами. СЛАЙД №5 Прочитайте задачу, прочитайте условие задачи, а теперь вопрос. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? А почему? А можем мы узнать их количество? Сколько было зайчиков? А белочек? Мы можем посчитать белочек? Сколько их? А как получили число 5? Как это записать? Так что значит на 2 больше? Давайте вспомним какой же был вопрос задачи? Ребята , ответили мы на этот вопрос? Так сколько же белочек было на полянке? Как получили число 5? |
Читают задачу вместе с учителем. Выделяют условие и вопрос задачи. Нет. Потому что мы не знаем сколько белочек. Можем. 3 Столько же и ещё две. Можем. 5 3 да ещё 2 Выходит ученик к доске и делает запись 3+2=5 Это столько же да ещё 2. Сколько белочек было на полянке? Да.
5 Это 3 да 2; к 3 прибавили 2. | – самоопределение (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
IV. Физминутка. (2 мин.)
| СЛАЙД №6 Повторить под музыку движения снеговика. | Смотрят на экран доски и повторяют движения снеговика. | Формируют положительные эмоции, двигательную активность.(Л) |
V. Первичное закрепление по внешней речи. (5 мин.) На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | СЛАЙД №7 А теперь снеговик отправился в гости к птицам. Откройте учебник на странице 96, посмотрите с какими птичками он встретился. А какие из этих птиц к нам прилетают только зимой? Правильно снегири кочующие птицы. Прочитаем задачу в рамке. Сколько синиц сидит на ветке? Ребята, а что в задаче сказано про снегирей? Прочитайте первую строчку задачи. Прочитайте вторую строчку задачи. А что значит на 2 больше? Каким действием мы будем решать задачу? Кто запишет решение задачи у доски? ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Ребята а как вы понимаете: Воробьёв на 3 больше , чем синиц? Возьмите картинки с изображением синичек и воробьёв. В верхнем ряду на парте положите столько синичек, сколько их на картинке. А в нижнем ряду воробьёв . Что сказано о воробьях? Сколько у вас получилось воробьёв? Опрос 2-х учащихся.( как считала Лейла, сколько воробьёв у Ярослава?) |
Синицы, снегири, воробьи. Снегири.
Читают задачу вместе с учителем. 2 Снегирей столько же, сколько синиц, и ещё два. Снегирей на 2 больше , чем синиц. Снегирей столько же сколько синиц , да ещё 2. Действием сложения. Выходит ученик и делает запись решения на доске. 2+2=4
Воробьёв столько же , сколько синиц да ещё 3.
Их столько же , да ещё 3. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторения. (6 мин.) На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
| СЛАЙД №8 Ребята , а теперь мы выполним задания снеговика. Возьмите тетрадь и откройте страницу 38 номер 1. Все готовятся к новогоднему празднику, ну что за праздник без гирлянд? Снеговик предлагает составить гирлянды из кружков и треугольников. Сколько вы нарисовали кружков? Почему?
А что значит на 2 больше?
Прочитайте задание про треугольники.
Нарисуйте.
Следующее задание №5 на странице 39.
Проверка.( какие числа пропущены?, какие это числа?)
Снеговик спросил у меня. А знают ли дети в котором часу наступает новый год?
Молодцы.
Правильно. Расскажите . что вы знаете о числе 12.
Молодцы! СЛАЙД №9 |
Открывают тетрадь на печатной основе (проговаривая правило наклона и посадки).
Выполняют задание №1.
8 потому, что их на 2 больше, чем квадратов, а квадратов 6.
Кружков столько же , да ещё 2.
Читают и самостоятельно выполняют задание.
Дети дополняют записи в тетради на печатной основе.
Дети читают и выполняют.
Двузначные.
Да, в 12 часов.
Число 12 –двузначное, предыдущее число 11, последующее 13; 12 это 10 и 2,в числе 12 – 1десяток и 2 единицы. При записи этого числа первую пишем цифру 1 , вторую цифру 2. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П);
– выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VII. Физкультминутка. (1 мин.)
| СЛАЙД № 10 Выполним упражнения « Ёлочки.» | Выполняют упражнения для глаз, шеи , туловища. | Формируют ЗОЖ. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. ( 5 мин.) Организация выполнения самостоятельной работы на закрепление знаний. Организация самопроверки.
| СЛАЙД №11 Снеговик принёс вам задания на листочках. Давайте решим их. ( Если есть ошибки у детей , разбираем с помощью числовой линейки пошагово. ) |
Дети решают и проверяют по цепочке. | Формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности ,проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам.
Учится оформлять высказывания, работать с ИКТ. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | СЛАЙД № 12 Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Чему мы научились на уроке? Снеговик встретился со всеми друзьями и они передали в подарок вот такую ёлочку.( достаю искусственную ёлку) А какая ёлочка без украшений? У вас на партах лежат шарики. Оцените свою работу на уроке: Кому было интересно и всё получилось – возьмите красный шарик. Кому было интересно, но он не очень доволен своей работой –возьмите жёлтый шарик. Кому было на уроке трудно – возьмите голубой шарик. А теперь по рядам будем украшать ёлочку. Ах какая нарядная ёлочка. Какие разные поцвету шарики на ней. Мы со снеговичком понаблюдали и поняли, что некоторым ребятам надо поработать ещё над этой темой на следующих уроках. ПОХВАЛИТЕ ДРУГ ДРУГА ЗА СТАРАНИЕ НА УРОКЕ. Спасибо, молодцы! Слайд № 13 |
Научились решать новые задачи. Дети отвечают на один вопрос из 4.
Дети под музыку подходят и вешают на ёлочку свой шарик. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Формируют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивают правильность выполнения своих действий за весь урок. |