Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство) «Музыка и краски степного края»

4
0
Материал опубликован 25 November 2016

Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство)

Учитель ИЗО: Ахметова Бахытжан Сапарбековна

Тема: "Музыка и краски степного края"
Тип урока: урок обобщения знаний
Вид урока: урок-игра
Цель урока: : осознание учащимися взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства, закрепить и проверить знания по разделу «Музыка и живопись»
Задачи: 

Обобщить и закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства, знания учащихся об истории казахской музыки, народных инструментах, жанрах, носителях и формах бытования народной музыки, а также о процессе формирования профессиональной казахской музыки;

сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей; 

способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов). 

воспитывать уважение к народной музыке и изобразительному искусству, побуждать детей к творческому самовыражению;

Методы обучения: метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательная игра, создание ситуации успеха);метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, дидактический материал (карточки с заданиями).

Музыкальный и художественный материал

Кюй рок - группа Улытау

Песня «Человек хороший» муз. Любаша

Кюй «Сары арка» Курмангазы

Кюй «Адай» Курмангазы

Кюй «Домбра» рок- группа Улытау

Кюй «Шабыт»

Песня «Казахстан – моя жизнь»

Пейзажные работы художников Казахстана: Бегалин А.К.,Абылкасов М., Кастеев А.,Сиденко С.

ПЛАН УРОКА

Этапы. Используемые методы

Содержание, виды деятельности

Ожидаемые результаты

Вводный.

Методы: словесный, деятельностно-практический.

Приветствие.

Исполнение песни.

Беседа.

Создание психологического комфорта, эмоциональный настрой, обобщение ранее полученных знаний.

Информационно-практический.

Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, игровой, деятельностно-практический.

Слушание музыки.

Практическая работа: создание творческих групповых работ.

Сравнение и анализ средств художественной выразительности.

Развитие ассоциативного мышления.

Формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения специфики средств художественной выразительности музыки и ИЗО.

Итоговый.

Рефлексивно-оценочный метод.

Завершение практической работы.

Исполнение песни

Демонстрация творческих продуктов деятельности.

Осознание взаимосвязи видов искусства. Получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации.

Ход урока:

Орг. момент. (слайд №1) Вход учащихся в класс под каз. мелодию (рок группа Улытау) Рассаживаются на свои места. Музыкальное приветствие учителя и учащихся. (слайд №2)
(звучит казахская музыка, на фоне слайда репродукции художников Казахстана)

Учитель музыки: (слайд №3) Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. 
Учащийся 1: (слайд №4)

Гость радуется песенному гулу,
Не чувствуя не стужи, не жары,
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть,
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями,
И песнями, и счастьем без домбры.

(выходят несколько учеников, продолжают вступительное слово на фоне мультимедийной презентации и музыки)

Учитель музыки: Музыка всегда была важной и неотъемлемой частью в жизни казахского народа и сопровождала человека с момента его рождения до последнего вздоха. Скажите, на каких музыкальных инструментах любили играть дети?
Учащийся: (слайд №5)Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью.

УчительИЗО: (показывает муз. инструменты) Посмотрите как вылепил и изобразил мастер эти музыкальные инструменты. Как он их разрисовал. Вы хотите поиграть на них? ( дает возможность поиграть детям). (слайд №6)Особенность творчества художника состоит в том, что он острее, глубже, ярче других видит то, что его окружает. Талант художника состоит в умении передавать чувство природы, красоты, тонко улавливать настроении окружающего нас мира.

Учитель музыки: (слайд №7)Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через молодёжные игры и развлечения с обязательным участием музыки - айтысы, тартысы, бытовые песни кара өлен. Молодость обогащалась любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами красочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных инструментов на охоте или во время воинского похода.

Учитель ИЗО: (слайд №8)Мир природы удивителен, неповторим, он полон красоты, тайн, загадок, но эта красота открывается не всем, а лишь тем, кто внимательно наблюдает, всматривается в нее.
Поэты , музыканты, художники , помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир.
Об этом ярко повествуют нам известные строки великого Абая:

Учащийся 6: (слайд №9)

«...Двери в мир открыла песня для тебя.
  Песня провожает в землю прах, скорбя.
  Песня - вечный спутник радостей земли,
  Так внимай ей чутко и цени!»

(слайд №10) Исполнение песни «Человек хороший»

Учитель музыки: Сегодня мы посвящаем урок богатейшей музыкальной и художественной культуре нашей страны. Мы попробуем выяснить, насколько хорошо вы знакомы с музыкальной и художественной историей своей Родины, и проведем урок в виде игры «Музыка и краски степного края».В игре участвуют две команды – команды «Шабыт» и команда «Жас сұңқар». В каждом туре игры команды будут получать за правильные ответы баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. Ваша задача – быть внимательными, собранными и показать все свои знания. И так, мы начинаем игру. Звучит гонг.

Учитель ИЗО: (слайд №11) 1 тур « Краски степей»

Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора. (Во время выполнения работ напоминет ребятам правила воздушной пер-спективы: дальние объекты изображаем светлее, ближние - насыщеннее. А также используют правила цветоведения: холодные цвета отдаляют объекты, а теплые - приближают их. )

Практическая работа по ИЗО (Работают на фоне музыки «Сары Арка» Курмангазы)
Подводится итог 1 тура.
Учитель музыки: (слайд №12) 2тур : «Творческие портреты музыкантов» У вас было домашнее задание. Вам нужно было найти информацию о казахских композиторах 19 и 20 веков. Одна команда композиторов 19 века, а вторая 20 века и расскажите о них. (Работают на фоне Кюя «Адай» рок группа Улытау)
Команда «көңілді ноталар» – «Композиторы-кюйши 19 века: Курмангазы, Даулеткерей, 
Таттимбет, Ыхлас, Дина»

КУРМАНГАЗЫ Сагырбаев – годы жизни 1818 -1889. Занимает особое место в музыкальной культуре Казахстана. Его кюи “Сарыарка”, “Балбырауын”, “Серпер”, “Адай” ассоциируются у казахов с образом Родины.
ТАТТИМБЕТ Казангапулы годы жизни 1815 – 1862 – кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле “шертпе”. Таттимбет является автором свыше 40 кюев- это “Косбасар”, ”Саржайляу”, “Сары озен”, ”Былкылдак”,“Кара жорга” и др. Кюи Таттимбета отличаются особенной глубиной и преобладанием лирического начала.
НУРПЕИСОВА ДИНА–1861 -1955, выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Сочинения Дины:это кюи – “Булбул”, “Байжума”, “Асем коныр”, “Той бастар”, и многие другие стали классикой казахской домбровой музыки.

Команда «көңілді бояулар» – «Композиторы Казахстана 20 века: А.Жубанов, 

Г.Жубанова, Л.Хамиди, С.Мухамеджанов»
АХМЕТ ЖУБАНОВ –родился в 1906 году, а умер в 1968 в городе Алмата, композитор, дирижер, музыковед, этнограф, народный артист КазССР, доктор искусствоведения, академик АН КазССР, лауреат Государственной премии, создатель и первый руководитель оркестра казахских народных инструментов (ныне Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы). Он написал -оперы “Абай” и “Тулеген Тохтаров”, хоры, песни, романсы, музыка для театра и кино,

ГАЗИЗА ЖУБАНОВА годы жизни 1927 - 1993- композитор, народная артистка Казахстана и СССР, лауреат Государственной премии, профессор. Дочь Ахмета Жубанова, одного из основоположников казахской современной музыки. Ею написаны следующие произведения: “Героическая поэма”, симфония “Жигер”, оперы “Енлик-Кебек”, “Двадцать восемь”, балет “Легенда о белой птице”, кантаты, романсы, эстрадная музыка, музыка для театра и кино и другие произведения. 
ЛАТЫФ ХАМИДИ годы жизни 1906 -1983– композитор, народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии. Хамиди написал большое количество хоровых обработок, песен, романсов, вальсов. Написал оперы “Абай”, “Тулеген Тохтаров” , “Джамбул”.

Подводится итог 2 тура.

Учитель ИЗО : (слайд №13)3 тур « От истории в будущее»

Богатое наследие казахского народа стало основой для развития профессиональной художественной культуры Казахстана в 20 веке.
Карточные задания с репродукциями (Работают под звучание кюя «Домбра» рок гр. Улытау)
Подводится итог 3 тура и подсчитывается общее количество баллов 
Учитель музыки: (слайд №14) 4 тур «Инструмент – душа народа»
- Каждая команда получит карточки с изображениями музыкальных инструментов. Ваша задача: выбрать казахские инструменты, распределить по группам и назвать их. Та команда, которая справится с заданием быстрее и без ошибок получит балл. 

Подводится итог 4 тура

Учитель ИЗО: 5 тур продолжение 4 тура (Работают под звучание кюя «Шабыт»)

Нарисовать любимый инструмент, назвать его, краткая характеристика.
Подведем итоги всей нашей игры. А пока подсчитываются окончательные баллы, подарим нашим гостям и нашей Родине замечательную песню.

(На фоне презентации «Пейзажи Казахстана) Исполнение песни «Казахстан моя жизнь»
Учитель ИЗО: Сегодня мы с вами еще раз вспомнили и закрепили свои знания о казахской музыке и художниках Казахстана.

Рефлексия:

- Какое впечатление у вас от урока?

- Что больше всего запомнилось?

У вас на столах лежат смайлики. Если вам урок понравился, то вы нарисуйте улыбку, а если нет, то грустное выражение лица. Прикрепите ваш смайлик на наш кластер.

Учитель музыки: Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации