Урок по русскому языку «Приставка как часть слова»
Русский язык
Урок № 68
Тема: Приставка как часть слова.
Цель: создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
Предметные результаты |
Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
|
Познакомятся с приставкой как значимой частью слова; научаться находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; |
познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия. личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
· Оборудование: учебник «Русский язык», рабочие тетради, карточки для групповой и индивидуальной работы .
Этапы урока |
Ход урока (деятельность учителя и учащихся) |
Формирование УУД |
|
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
|
1.Организационный момент. Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости- поприветствуйте их, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится. С каким настроением мы пришли на урок? С хорошим настроением приступим к работе. Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт. Учите русский годы кряду С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда- И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык) - Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.) - Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными. - Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным? - Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.
2.Чистописание. - Наш урок я бы хотела продолжить загадкой. Отгадайте: То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать. Что такое я…(тетрадь) - Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы. Грамоте учиться всегда пригодится. Работа над предложением и запись в тетрадь. Что это за предложение? Чему учит пословица? Зачем пригодится грамота? 3.Словарная работа (сам работа) Запишите отгадку, подберите к нему однокоренное слово, используя суффиксы Тетрадь, тетрадочка, тетрадка, тетрадный. Самооценка (на листе поставьте плюс) Что вы знаете об этой части слова? (суффикс) -Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Составить слово из частей.
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации
|
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
Цели: - Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога
– организовать формулировку темы, цели урока. Создание проблемной ситуации. - Ребята, посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас карточки с заданием, но слова разлетелись на части, помогите мне их восстановить. Работа в группах.
-1. Составьте из данных частей слова и запишите их. Обозначьте известные вам части. Работа в группах школ при а _______________________ школь школь н ый _______________________ школ школь н ый при а _______________________ Какие слова у вас получились? (школа, школьный, пришкольный) Проверка. Прочитать задание. Читаем слова и называем части. - Что вы можете сказать об этих словах?( однокоренные) - Какие слова называются однокоренными? - В каком слове выделены не все части? Почему? ( мы не знаем что это за часть слова) Самооценка (на листе поставьте плюс)
2.Постановка учебной проблемы. Вы, наверное, догадались, что это и будет тема нашего урока. Открыли учебники на стр. 143., прочитали тему урока и записали. -Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Какие вопросы вас интересуют на уроке? Что это? ( Выставление вопросов) Где находится? Как обозначается? Для чего служит? Имеет ли значение? Как найти? 3.Физминутка для глаз Чтобы отдохнули наши глаза, не вставая с места, посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг, первую букву своего имени. 4.Работа в парах. Прием «Инсерт» Игра «Знаю, не знаю, узнал» Итак, игра «Знаю, не знаю, узнал» в парах (значки: + уже знал; ! новое; ? – не понял, есть вопрос, - не согласен, могу дополнить) Чтобы нам больше вспомнить и узнать новое о частях слова, я предлагаю вам поработать с текстом «Части слова». Он разделен на части. Ваша задача: - определить, что в тексте вам хорошо знакомо, - с чем вы встретитесь впервые; - с помощью специальных значков сделать пометки в тексте Приступайте.
Анализ текста. Что повторили? Что узнали о приставке? Самооценка(на листе поставьте плюс) 5.Составление кластера (заменить вопросы) На какие вопросы мы можем уже ответить? Часть слова Для образования новых слов. Имеет значение. Ответили на все вопросы?(нет) Ответы на некоторые вопросы найдите рубрике «Тайна языка» с 144 Итак, где стоит приставка? (перед корнем) Как обозначается? Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите оставшееся слово. В слове пришкольный приставка при… А какое значение получило слово? (находящийся рядом)
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|
ΙΙΙ. Применение нового знания |
Физминутка (подвижная). 1.Рубрика «Давай подумаем» с. 143 Предлагаю понаблюдать за работой приставки. Ответить на (1 абзац) Как ты думаешь, может ли быть слово без суффикса? Без корня? Прочитать пары слов. Найдите приставку. Какие это слова? ( однокоренные) Что обозначает приставка при- в этих словах? (находящийся рядом) 2.Работа в парах уч. с. 143 упр.1 Предлагаю дальше понаблюдать за работой приставки. Для чего служит приставка? (приставка образует новое слово) выполним упражнение 1 из учебника на стр.143 -Что нужно сделать? Какие приставки нам даны? Не забудьте выделить приставки, которые вы дописали. - Проверим, что у вас получилось? - Что можно сказать о данных словах? ( однокоренные) . С помощью, какой части слова они образовались? -Так для чего нужна приставка? ( для образования новых слов) -Какое общее значение у этих слов? ( движение, перемещение) Самооценка (на листе поставьте плюс) На какой вопрос мы не ответили? Как выделить приставку? Нам поможет алгоритм с. 145 Чтение алгоритма. Чтобы закрепить алгоритм, предлагаю выполнить задание на карточке. 3.Ком. работа. Выдели приставку с комментарием. Прочитайте слова на карточке. Работаем по алгоритму. Выдели корень… перелёт прилёт вылет пролёт Самооценка(на листе поставьте плюс) Рефлексия учебной деятельности на уроке. Игра – тест «Да – нет » Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка) - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет ». Приготовили свои ладошки-сигналы. Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: «да» или «нет» (хлопая в ладоши) Проверим, кто у нас самый внимательный, какую новую информацию мы узнаем в ходе игры? - Приставка это часть слова? -Она находится после корня? - Приставка находится после окончания? -Находится перед корнем? - С помощью приставки образуются новые слова. Приставка пишется отдельно. Приставка пишется слитно.
Итог урока - Ребята, мы славно потрудились. Давайте вернемся к плану урока. Пометим, на какие вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. Какая тема урока? С какой частью слова вы сегодня познакомились? -Что такое приставка? -Где она находится в слове? -Для чего служит? Как найти приставку? Мы ответили на главный вопрос нашего урока? Да! Самооценка (на листе посчитайте плюсы) оцените себя сами, как вы работали на уроке.
|
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своёмнение, выражать свои эмоции; 2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание |
|
ΙV. Домашнее задание |
Домашнее задание 1. стр.145 упр.4. 2. Возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю приставки в русском языке». Попробуйте записать все приставки, которые назовут ваши родители. На следующем уроке ваши домашние задания помогут нам освоить дальше тему «Приставки». |
|
|
Рефлексия |
Покажите мне с каким настроением вы уходите с урока. Хочу подарить напоминалку, здесь есть вопросы и ответы на них . |
|