Урок русского языка для 2 класса «Повторение. Части речи»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХАРЦЫЗСК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урок русского языка
2 класс
«Повторение. Части речи»
Подготовила
учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА
Класс: 2
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: «Повторение. Части речи»
Цель урока (стратегия деятельности учителя): Повторение и обобщение изученного материала по теме «Части речи», систематизация знаний учащихся по данной теме.
Планируемые результаты:
Предметные:
— выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.
Метапредметные:
Познавательные:
— умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
— нахождение ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке.
Регулятивные:
— умение прогнозировать предстоящую работу;
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
— умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Педагогические задачи (тактика деятельности учителя):
-сформировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;
-обобщить знания учащихся по теме «Части речи», опираясь на деятельностный подход;
-развить умение наблюдать, выделять, проверять, находить и исправлять ошибки;
-совершенствовать орфографическую зоркость, речевые умения;
-сформировать познавательный интерес к изучению русского языка.
Базовая технология: Игровая технология с использованием проблемно-диалогических, здоровьесберегающих, частично-поисковых методов.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (метапредметные) | Ресурсы (электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. | - Здравствуйте ребята! Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -У нас сегодня необычный урок. Мы с вами будем путешествовать вместе с Вовкой по Тридевятому царству. И поможем Вовке выбраться из этого Тридевятого царства, а для этого нужно работать слаженно, быстро и точно. - Поможем Вовке? -Ребята, а какое у вас сегодня настроение? | - Приветствуют учителя - Да, поможем - Хорошее, замечательное. | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: проявлять интерес к содержанию. | Картинка Вовки и карта (маршрут) вывешиваются на доску | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. 3. Постановка целей. | - А теперь с прекрасным настроением мы можем приступать к работе. Первым делом подготовим к письму наши пальчики. Мышка в норку пробралась, (делаем двумя руками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (делаем замок из пальцев, слегка покачиваем) В дырочку она глядит, (делаем колечки из указательного и большого пальцев, «подсматриваем») На заборе кот сидит! (Прикладываем руки к голове, как ушки, и шевелим ими). - Чтобы нам успешно справляться со всеми заданиями, очень важно красиво и разборчиво писать. Как вы думаете, для чего? - Запишите число. Классная работа. Минутка чистописания ББ, бб, Бб Без терпенья нет ученья. - А ещё необходимо писать не только разборчиво, но и правильно. Почему? Словарная работа Вдру_, вес_ло, вет_р, в_р_бей, в_р_на. - Посмотрите на доску. -Соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. Повторенье - мать ученья (пословица разрезана на карточках). -Как вы понимаете смысл этой пословицы? «Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать ‑ начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. -А чтобы узнать какая тема урока, Царь из Тридевятого царства подготовил для Вовки и вас загадки. Отгадайте загадки. Сделайте вывод и определите тему урока. 1.Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? 2.Есть один седой старик, Превращаться он привык В школу, в бабушку, в конфеты. В тапочки, в слона, в котлеты. Словом, в разные предметы! 3.Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду ‑ всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады и хлеб в полях растёт.
- Верно, наша тема урока «Повторение. Части речи» - Давайте повторим правила: Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? -Предположите, какова цель этого урока? -Вы молодцы! Цель нашего урока: не только повторить изученные ранее части речи, но и систематизировать ваши знания по данной теме. | Выполняют пальчиковую гимнастику Делают вывод Каллиграфично прописывают, объясняют смысл пословицы. Делают вывод. Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Собирают пословицу, высказывают свою точку зрения. - Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй! Ребята отгадывают загадки. - имя прилагательное - имя существительное - глагол - Это части речи - Отвечают на вопросы. - Наша цель: повторить и закрепить полученные знания по частям речи. | Умение осознать ценность и необходимость навыка каллиграфичного письма, орфографических навыков (Регулятивные УУД) (Познавательная мотивация) Высказывают свою точку зрения Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: проявлять интерес к содержанию. | Ноутбук Доска Карточки со словами для пословицы Картинка царя, карточки со словами отгадками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа по теме урока. | - На нашем пути встречается первая Василиса Премудрая. И вот какое задание вам с Вовкой предлагает выполнить Василиса. - Давайте вспомним: -Что обозначает имя существительное? -Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос «Кто»? -Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос «Что»? -Возьмите на столах карточки белого цвета. -Ваша задача: Распределить имена существительные в два столбика; Кто? Что? кит, берег, брызги, чайки, акула, волны, рыба, дельфин. - Какие слова записаны в форме единственного числа, а какие в форме множественного числа? - Составьте не распространенное предложение с любым словом из данного перечня. Я думаю, что Василиса Премудрая осталась довольна нашей работой. - А кто скажет, как пишутся имена Василиса Премудрая и Вовка? -Почему? | Отвечают на вопросы Распределяют слова в два столбика и записывают их в тетрадь. Проверка Высказывают свое мнение. Составляют и записывают предложение. Отвечают на вопросы | Предметные: уметь распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Познавательные: находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы; развивать речь. Регулятивные: учиться высказывать свое предположение, оценивать свою работу, выполнять проверку по эталону. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. | Ноутбук, картинка Василисы Премудрой, доска | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вот мы и подошли ко дворцу второй Василисы Премудрой. Василиса предлагает нам взять карточку красного цвета и выполнить задание: - Прочитайте текст. Найдите прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Перед дождём. Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над лесом. Слышатся сильные раскаты грома. - Подберите к прилагательным противоположные по смыслу слова, чтобы текст назывался “После дождя”. - Запишите текст в тетрадь, подчеркивая прилагательные волнистой линией. | - Читают текст, находят и подчеркивают имена прилагательные. Проверка - Записывают составленный текст в тетрадь, подчеркивают прилагательные. Проверка | Коммуникативные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации Познавательные: находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной деятельности; развивать речь Регулятивные: учиться высказывать свое предположение Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное | Карта, картинка второй Василисы Премудрой, карточки с заданием | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Вот мы подошли к полянке, где находятся весёлые двое из ларца одинаковых с лица, и они нам предлагают отдохнуть. Согласны? | Выполняют физкультминутку под музыку. | Ноутбук | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Продолжение работы по теме урока | А вот мы теперь у дворца третьей Василисы Премудрой. И вот какое она подготовила для вас с Вовкой задание. - Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи относятся эти слова? (Солнце, снег, ручейки, капель, травка, ласточки, почки, проталины) - Подберите к данным словам глаголы. - На какие вопросы отвечает глагол? (- солнце что делает? ГРЕЕТ -снег что делает? – ТАЕТ -ручейки что делаю? – ЖУРЧАТ -капель что делает? – СТУЧИТ -травка что сделала? – ВЫГЛЯНУЛА -ласточки что сделали? – ПРИЛЕТЕЛИ –почки что сделали? - НАБУХЛИ -проталины что сделали? – ПОЯВИЛИСЬ) -Ребята, посмотрите, что нас получилось? - Какие это предложения? - Распространите 5-е предложение. -Запишите предложение в тетрадь. Найдите и подчеркните главные члены предложения | Читают, отвечают на вопрос. - Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д. - Предложения нераспространенные Выполняют задание | Регулятивные: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативные: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Карта, картинка третьей Василисы Премудрой, доска | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление знаний | Когда Вовка прибыл в Тридевятое царство, Василисы Премудрые дали ему задание распределить слова в три столбика по частям речи. Вовка сделал ошибки, поэтому Василисы предлагают нам их исправить. Возьмите карточку голубого цвета.
- Составьте синквейн «Части речи» | Читают задание, исправляют ошибки Проверка Синквейн 1.Части реи 2. Важные, необходимые. 4. Я выучил части речи. 5. Слова. | Познавательные: умения извлекать информацию из практических действий; Коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Личностные: умения достигать поставленной цели; Регулятивные: умения определять результат проделанной работы, способ действия | Ноутбук, доска | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов. Рефлексия | - Подведем итог нашей работы. - Что повторили? Чему научились? -Как же определить, какие слова называются именем существительным? - Приведите свои примеры. - Какие слова называются именем прилагательным? глаголом? Примеры. - Закончите предложения…. Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… - Возьмите картинку изображения Вовки. Разукрасьте ему кафтан «зеленым цветом» - я доволен своей работой на уроке «желтым цветом» ‑ на уроке работал неплохо «красным цветом» ‑ на уроке мне было трудно | Строят речевое высказывание по уроку. Оценивают свои достижения. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Личностные: уметь оценивать результат своей работы | Картинка Вовки, цветные карандаши | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание | Выполнить задание на карточке - Урок окончен. Спасибо за работу | Дифференцированное задание | Карточки для д.з. |