Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя существительное как часть речи»

0
0
Материал опубликован 16 October 2019

Технологическая карта урока

1

ФИО

Едкина Светлана Анатольевна

2

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени выдающегося земляка дважды Героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина»

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Русский язык

5

Класс

2

6

Тема:

Имя существительное как часть речи

7

Базовый учебник

«Русский язык» Канакина В.П.



Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Задачи урока:

Познакомить с основными признаками имён существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?;

Формировать умение отличать имена существительные от других частей речи;

Создать на уроке ситуацию психологического комфорта для усвоения новых знаний;

Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об имени существительном.

2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Ресурсы: учебник «Русский язык» Канакина В.П., мультимедийное оборудование, интерактивная доска


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


ООрганизационный момент


Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Настраивает на успешную деятельность.


Проверяют своё рабочее место.

Настраиваются на работу:

Громко прозвенел звонок.

Он позвал нас на урок.

Тихо встали мы у парт.

Поучиться каждый рад.

II.Актуализация знаний


- Тихо сели.

- Проверили свою посадку при письме.



- Откройте тетради. Запишите:

1 февраля. Классная работа.


1. Минутка чистописания

- Вот и наступил февраль - последний месяц зимы.

- В феврале на окнах могут появиться причудливые узоры, такие же изогнутые и резные, как буквы З (заглавная) и з (строчная).

- Напишите буквы у себя в тетрадях.

- Подчеркните красным карандашом самую аккуратную заглавную букву и самую аккуратную строчную букву.

Сели.

Проверяют свою посадку при письме.

Открывают тетради. Кладут их с наклоном.

Записывают число, классная работа.












Записывают буквы у себя в тетрадях.

Подчёркивают самые аккуратные буквы красным карандашом.


2. Словарная работа

- Февраль –самый вьюжный зимний месяц.

- Вьюги да метели

По стёклам зазвенели.

По улицам летают,

Дорожки заметают.

Зимних слов насобирали,

К нам в окошко набросали.


(запись словарных слов)

Ответы детей:

- вставляю букву е,

- подчёркиваю орфограмму

III. Самоопределение

к деятельности


- Перечитайте слова ещё раз.

- Вспомните тему прошлого урока и скажите, что объединяет все эти слова?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Имя существительное как часть речи)

- Откроем эту тему в учебнике на стр. 44.

- Какие учебные задачи мы поставим на урок?



Это имена существительные


Имя существительное




Узнать на какие вопросы отвечают имена существительные, что обозначают.

Научиться отличать имена существительные от других частей речи.

IV.Систематизация знаний по теме


1). Прочитаем слова на слайде.

- Какой частью речи они являются?

- Задайте к каждому слову вопрос.


- Сделайте вывод:

На какие вопросы отвечают имена существительные?


- Посмотрите, все эти слова превратились в картинки.

- Что же обозначают имена существительные?


- Дайте, пожалуйста, определение, что же такое имя существительное.


- Проверим, согласны ли с таким определением авторы учебника. Прочитайте правило на стр. 45.


2). Страничка для любознательных

- А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название?

- На этот вопрос нам ответит наш научный консультант:

Стр.47

Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем мире.


3). А в окружающем нас мире существует огромное количество различных предметов.

- В упр. 74 мы можем увидеть лишь некоторые из них и те, почему то перепутаны.

- Но это не удивительно.


В феврале метель да вьюга

Не расстанутся друг с другом.

Целый день метут, метут.

Всем покоя не дают.

Видно в классе побывали,

Все слова перемешали.


- Давайте наведём порядок.

- Запишите упр. 74

- Будем работать по вариантам.


- 1 вариант выпишите 5 слов, отвечающих на вопрос кто?

- Тоже задание у доски выполняет…

- 2 вариант выпишите 5 слов, отвечающих на вопрос что?

- Тоже задание у доски выполняет…

- Подчеркните изученные орфограммы.

- Проверяем, правильно ли сделали ребята, стоящие у доски.

- Приготовили сигнальные карточки:

(- поднимаем зелёную карточку – всё сделано правильно;

- красную – есть ошибки)

Читают слова

Это имена существительные


Задают вопросы:


Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?





Имена существительные обозначают предметы


Формулируют правило



Читают правило в учебнике на стр. 45










Консультант рассказывает, почему имя существительное так называется

























2 человека работают у доски.

1 человек выписывает имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, 2 человек – на вопрос что?.

Остальные работают на своих местах.

Подчёркивают изученные орфограммы.

Оценивают работу детей, отвечавших у доски с помощью сигнальных карточек

V. Физкультминутка

Кто старательно писал,

Тот, конечно же, устал!

Всем нам нужно тихо встать.

Глазки будут отдыхать.


Проводит научный консультант:

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!






Учащиеся встают и выполняют физкультминутку для глаз, повернувшись к окну

VI. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи»


- А знаете ли вы, что имя существительное занимает очень важную роль в русском языке.

- Об этом вам расскажет наш научный консультант.

Научный консультант:

- Вот, что рассказало о себе имя существительное:

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

А значит, что я всех важней,

А значит, что я всех нужней!


- И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.


Из этого можно сделать вывод, что имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова.


- Поэтому все учащиеся просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи.

Запишите упр. 77 стр. 46

- Прочитайте стихотворение.

- К кому обращается поэт?

- Я думаю, что нам тоже необходимо обратиться к вьюге с просьбой:

не мешать нам учиться, а лучше совершать полезные дела.


-Встанем из-за парт.

- И прочитаем нашу просьбу к вьюге хором.


Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

- Спишите стихотворение.

- Подпишите сверху над именами существительными сокращённо сущ.

- Проверяем по слайду.

Берём зелёную ручку и оцениваем свою работу:

- Ставим на полях восклицательный знак, если всё правильно.


- Плюс, если 1-2 ошибки.

- Минус, если ошибок больше.

- Кто поставил себе восклицательный знак – поднимите руку.

- Чтобы вселить уверенность во всех остальных учащихся, выполним игру-физкультминутку.






Научный консультант рассказывает о важности имени существительного среди других частей речи.


Слушают научного консультанта.






















Поэт обращается к вьюге






Встают из-за парт.




Читают стихотворение хором.



Списывают стихотворение

самостоятельно.

Сверху подписывают имена существительные.

Проверяют по слайду

и оценивают свою работу:

Ставят на полях восклицательный знак, если всё правильно.

Плюс, если 1-2 ошибки.

Минус, если ошибок больше двух.

Поднимают руку дети, поставившие себе восклицательный знак.

VII. Подвижная физкультминутка


Если я называю имя существительное – вы хлопаете.

Если называю другую часть речи– приседаете.

Белый снег кружится.

Лёд покрыл реки.

Плывут серые облака.

Мороз нарисовал узоры.

Прилетели красногрудые снегири.

Встают.

Выполняют задания

VIII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи»


- А теперь расширим наши знания об имени существительном.


- Давайте узнаем, а только ли предметы обозначают имена существительные?

- Слово предоставляется научному консультанту.


Научный консультант (читает в учебнике на стр. 47

«Страничку для любознательных»).


- Давайте разделимся на группы и попробуем группировать имена существительные по их лексическому значению (на листочках)

1 группа оставляет себе только людей, остальные слова зачёркивает.

2 группа - животных.

3 группа - растения.

4 группа – одежду.



- Проверяем.


- Записываем упр.75.

- Выписываем в свою тетрадь слова только со своим лексическим значением.




Высказывания детей






Слушают консультанта




Делятся на группы.

Группируют имена существительные по их лексическому значению.

1 группа оставляет себе только людей, остальные слова зачёркивает.

2 группа - животных.

3 группа - растения.

4 группа – одежду.



Называют слова со своим лексическим значением.


- Самостоятельно выписывают слова со своим лексическим значением

IX. Закрепление полученных знаний


Закрепим полученные знания об имени существительном.


Игра «Заберите с собой только имена существительные».




Составьте предложения из слов (в парах)

Небо, наползла, на, серая, туча.

Солнце, снежные, закрыли, облака.

Снег, засыпал, густой, деревья.




- Распределить существительные на группы по вопросам.

Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель

- Составляют предложения из слов

X. Итог урока. Рефлексия.


- Вернемся к задачам урока.

​​​​​​​ - Какие учебные задачи ставили перед собой?






- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.











Называют задачи урока:

- Узнать (на какие вопросы отвечают, что обозначают).

- Научиться отличать имена существительные от других частей речи.


Зеленая карточка- вы довольны своей работой т.к. можете находить без проблем имена существительные.

Желтая карточка - на уроке работали хорошо, вы научились определять имена существительные, но иногда вам ещё нужна помощь.

Красная карточка – вы могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке

XI. Домашнее задание

Учебник с. 45, правило.

На выбор

- Разгадать кроссворд «Зима». С. 47 - Упр. 79. Составить из слов предложения.

Записывают домашнее задание





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.