Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя существительное как часть речи»
Технологическая карта урока
1 | ФИО | Едкина Светлана Анатольевна |
2 | Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени выдающегося земляка дважды Героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина» |
3 | Должность | Учитель начальных классов |
4 | Предмет | Русский язык |
5 | Класс | 2 |
6 | Тема: | Имя существительное как часть речи |
7 | Базовый учебник | «Русский язык» Канакина В.П. |
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
Познакомить с основными признаками имён существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?;
Формировать умение отличать имена существительные от других частей речи;
Создать на уроке ситуацию психологического комфорта для усвоения новых знаний;
Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Ресурсы: учебник «Русский язык» Канакина В.П., мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ООрганизационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Настраивает на успешную деятельность. | Проверяют своё рабочее место. Настраиваются на работу: Громко прозвенел звонок. Он позвал нас на урок. Тихо встали мы у парт. Поучиться каждый рад. |
II.Актуализация знаний | - Тихо сели. - Проверили свою посадку при письме. - Откройте тетради. Запишите: 1 февраля. Классная работа. 1. Минутка чистописания - Вот и наступил февраль - последний месяц зимы. - В феврале на окнах могут появиться причудливые узоры, такие же изогнутые и резные, как буквы З (заглавная) и з (строчная). - Напишите буквы у себя в тетрадях. - Подчеркните красным карандашом самую аккуратную заглавную букву и самую аккуратную строчную букву. | Сели. Проверяют свою посадку при письме. Открывают тетради. Кладут их с наклоном. Записывают число, классная работа. Записывают буквы у себя в тетрадях. Подчёркивают самые аккуратные буквы красным карандашом. |
2. Словарная работа - Февраль –самый вьюжный зимний месяц. - Вьюги да метели По стёклам зазвенели. По улицам летают, Дорожки заметают. Зимних слов насобирали, К нам в окошко набросали. (запись словарных слов) | Ответы детей: - вставляю букву е, - подчёркиваю орфограмму | |
III. Самоопределение к деятельности | - Перечитайте слова ещё раз. - Вспомните тему прошлого урока и скажите, что объединяет все эти слова? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя существительное как часть речи) - Откроем эту тему в учебнике на стр. 44. - Какие учебные задачи мы поставим на урок? | Это имена существительные Имя существительное Узнать на какие вопросы отвечают имена существительные, что обозначают. Научиться отличать имена существительные от других частей речи. |
IV.Систематизация знаний по теме | 1). Прочитаем слова на слайде. - Какой частью речи они являются? - Задайте к каждому слову вопрос. - Сделайте вывод: На какие вопросы отвечают имена существительные? - Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. - Что же обозначают имена существительные? - Дайте, пожалуйста, определение, что же такое имя существительное. - Проверим, согласны ли с таким определением авторы учебника. Прочитайте правило на стр. 45. 2). Страничка для любознательных - А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название? - На этот вопрос нам ответит наш научный консультант: Стр.47 Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем мире. 3). А в окружающем нас мире существует огромное количество различных предметов. - В упр. 74 мы можем увидеть лишь некоторые из них и те, почему то перепутаны. - Но это не удивительно. В феврале метель да вьюга Не расстанутся друг с другом. Целый день метут, метут. Всем покоя не дают. Видно в классе побывали, Все слова перемешали. - Давайте наведём порядок. - Запишите упр. 74 - Будем работать по вариантам. - 1 вариант выпишите 5 слов, отвечающих на вопрос кто? - Тоже задание у доски выполняет… - 2 вариант выпишите 5 слов, отвечающих на вопрос что? - Тоже задание у доски выполняет… - Подчеркните изученные орфограммы. - Проверяем, правильно ли сделали ребята, стоящие у доски. - Приготовили сигнальные карточки: (- поднимаем зелёную карточку – всё сделано правильно; - красную – есть ошибки) | Читают слова Это имена существительные Задают вопросы: Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? Имена существительные обозначают предметы Формулируют правило Читают правило в учебнике на стр. 45 Консультант рассказывает, почему имя существительное так называется 2 человека работают у доски. 1 человек выписывает имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, 2 человек – на вопрос что?. Остальные работают на своих местах. Подчёркивают изученные орфограммы. Оценивают работу детей, отвечавших у доски с помощью сигнальных карточек |
V. Физкультминутка | Кто старательно писал, Тот, конечно же, устал! Всем нам нужно тихо встать. Глазки будут отдыхать. Проводит научный консультант: Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Учащиеся встают и выполняют физкультминутку для глаз, повернувшись к окну |
VI. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» | - А знаете ли вы, что имя существительное занимает очень важную роль в русском языке. - Об этом вам расскажет наш научный консультант. Научный консультант: - Вот, что рассказало о себе имя существительное: - Я слово удивительное,- Сказало существительное. Обозначаю я предмет,- Всему опора спору нет: Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города, Заводы, люди и планеты- Всё это разные предметы. А значит, что я всех важней, А значит, что я всех нужней! - И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. Из этого можно сделать вывод, что имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова. - Поэтому все учащиеся просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи. Запишите упр. 77 стр. 46 - Прочитайте стихотворение. - К кому обращается поэт? - Я думаю, что нам тоже необходимо обратиться к вьюге с просьбой: не мешать нам учиться, а лучше совершать полезные дела. -Встанем из-за парт. - И прочитаем нашу просьбу к вьюге хором. Вьюга, снежная пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. - Спишите стихотворение. - Подпишите сверху над именами существительными сокращённо сущ. - Проверяем по слайду. Берём зелёную ручку и оцениваем свою работу: - Ставим на полях восклицательный знак, если всё правильно. - Плюс, если 1-2 ошибки. - Минус, если ошибок больше. - Кто поставил себе восклицательный знак – поднимите руку. - Чтобы вселить уверенность во всех остальных учащихся, выполним игру-физкультминутку. | Научный консультант рассказывает о важности имени существительного среди других частей речи. Слушают научного консультанта. Поэт обращается к вьюге Встают из-за парт. Читают стихотворение хором. Списывают стихотворение самостоятельно. Сверху подписывают имена существительные. Проверяют по слайду и оценивают свою работу: Ставят на полях восклицательный знак, если всё правильно. Плюс, если 1-2 ошибки. Минус, если ошибок больше двух. Поднимают руку дети, поставившие себе восклицательный знак. |
VII. Подвижная физкультминутка | Если я называю имя существительное – вы хлопаете. Если называю другую часть речи– приседаете. Белый снег кружится. Лёд покрыл реки. Плывут серые облака. Мороз нарисовал узоры. Прилетели красногрудые снегири. | Встают. Выполняют задания |
VIII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» | - А теперь расширим наши знания об имени существительном. - Давайте узнаем, а только ли предметы обозначают имена существительные? - Слово предоставляется научному консультанту. Научный консультант (читает в учебнике на стр. 47 «Страничку для любознательных»). - Давайте разделимся на группы и попробуем группировать имена существительные по их лексическому значению (на листочках) 1 группа оставляет себе только людей, остальные слова зачёркивает. 2 группа - животных. 3 группа - растения. 4 группа – одежду. - Проверяем. - Записываем упр.75. - Выписываем в свою тетрадь слова только со своим лексическим значением. | Высказывания детей Слушают консультанта Делятся на группы. Группируют имена существительные по их лексическому значению. 1 группа оставляет себе только людей, остальные слова зачёркивает. 2 группа - животных. 3 группа - растения. 4 группа – одежду. Называют слова со своим лексическим значением. - Самостоятельно выписывают слова со своим лексическим значением |
IX. Закрепление полученных знаний | Закрепим полученные знания об имени существительном. Игра «Заберите с собой только имена существительные». Составьте предложения из слов (в парах) Небо, наползла, на, серая, туча. Солнце, снежные, закрыли, облака. Снег, засыпал, густой, деревья. | - Распределить существительные на группы по вопросам. Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель - Составляют предложения из слов |
X. Итог урока. Рефлексия. | - Вернемся к задачам урока. - Какие учебные задачи ставили перед собой? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. | Называют задачи урока: - Узнать (на какие вопросы отвечают, что обозначают). - Научиться отличать имена существительные от других частей речи. Зеленая карточка- вы довольны своей работой т.к. можете находить без проблем имена существительные. Желтая карточка - на уроке работали хорошо, вы научились определять имена существительные, но иногда вам ещё нужна помощь. Красная карточка – вы могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке |
XI. Домашнее задание | Учебник с. 45, правило. На выбор - Разгадать кроссворд «Зима». С. 47 - Упр. 79. Составить из слов предложения. | Записывают домашнее задание |