Урок русского языка «Множественное число имен существительных»‎

0
0
Материал опубликован 29 January 2023

Множественное число имен существительных

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностями имен существительных в форме множественного числа; совершенствовать умение определять число неизменяемых имен существительных; способствовать развитию умения определять склонение имени существительного во множественном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен существительных в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе; определять падеж имени существительного

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; участвовать в работе парами, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

Минутка чистописания.

Проверим готовность к уроку.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Проводит минутку чистописания.

Запишите буквосочетания и слова.

Выполняют чистописание.

t1674994220aa.png



Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Куда отправляются герои стихотворения Сергея Саблина?


Океаны и моря
Омывают нас водой.
В путешествие сегодня
Мы отправимся с тобой.
Поднимаем быстро цепь.
Отдаем швартовый.
Капитан поставил цель,
Маршруты все готовы.

Мы из Финского залива
Прямиком на Балтику.
Зорька алая красиво

Пела нам романтику…
Капитан прищурил глаз,
Снова нам повел рукой.
Он закончил свой рассказ,
Завтра будет сказ другой.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Слово образовалось от двух слов – «путь» и «шествие» (старинное значение – «хождение»).

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «путешествие»






П






П

У

Т

Е

Ш

Е

С

Т

В

И

Е




Х


Ш









А


И









Л


Й













Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения.

казанные мнения по существу полученного задания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Назовите существительные, которые относятся

к 1-му склонению.

Назовите окончания существительных 1-го склонения в дательном падеже.

Назовите окончание существительных 3-го склонения в предложном падеже.

Какие существительные не могут иметь форму множественного числа?

Прочитайте тему урока в учебнике.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А с собой возьмем вот что.

Он груз пассажира готовый к отправке,

Не нужен в пути- на хранение сдашь,

Прибудешь на место- без спешки, без давки

Получишь обратно свой ценный. …(БАГАЖ)

багаж знаний о имени существительном.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.


Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Прочитайте стихотворение В. Фетисова.

Ученик 4 класса старался выучить стихотворение, но употребил все имена существительные не в том числе.

Докажите, что все имена существительные употреблены в форме единственного числа.

Воет первая метели ,

А дерево расцвело!

Это птица прилетела:

С хохолком – свиристель,

С огоньком – снегирь!


Измените число всех имен существительных. Какой текст получился? Запишите его.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Списывают стихотворение. Указывают число имен существительных.

Воют первые метели (мн. ч.),

А деревья (мн. ч.)  расцвели!

Это птицы (мн. ч.) прилетели:

С хохолками (мн. ч.) – свиристели (мн. ч.),

С огоньками (мн. ч.) – снегири (мн. ч.)!


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 


Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Прочитайте стихотворение еще раз. Можно ли определить склонение имен существительных во множественном числе? Как это сделать?

Выпишите из стихотворения каждое имя существительное, а рядом запишите это же имя существительное, но в начальной форме. Укажите склонение.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.


Чтобы определить склонение имени существительного, которое употреблено в форме множественного числа, надо поставить его в начальную форму, вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение данного имени существительного. Определяют склонение имен существительных.


Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре.



Осуществлять контроль
по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 250)

Прочитайте. По какому признаку слова распределены в три группы?

Запишите данные имена существительные во множественном числе, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания

Слова распределены на группы по типу склонения.

Записывают, вставляя пропущенные буквы. Выделяют окончания. 1 склонение. Столицt1674994220ab.png, ромашкt1674994220ac.png, ракетt1674994220ab.png, деревнt1674994220ac.png.

2 склонение. Вокзалt1674994220ab.png, библиотекарt1674994220ac.png, путешественникt1674994220ac.png, комбайнt1674994220ab.png, календарt1674994220ac.png, трамваt1674994220ac.png, инженерt1674994220ab.png, пассажирt1674994220ab.png, кораблt1674994220ac.png, яблокt1674994220ac.png.

3 склонение. Кроватt1674994220ac.png, площадt1674994220ac.png, скатертt1674994220ac.png, мышt1674994220ac.png.


VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.


Инсценирование.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

(Двое учеников разыгрывают сценку)

- В трамвае нет местов.

- Не местов, а мест. Падежов не знаешь?

- А тебе нет делов, что я не знаю падежов!


- Почему вы улыбались, когда ребята разыгрывали сценку?

- Где допустили ошибки дети?

- Какое правило они не знают? Давайте исправим их ошибки.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.


Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение
и позицию.

Адекватно использовать речевые средства

Работа в парах.

Организует работу в парах.

- В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Найдите и исправьте ошибки.


Бабушка купила пару валенков.

Брат привез с моря ракушки.

Мама положила мне в чемодан три пары носок.

За ужином ребята съели килограмм яблоков.









Выполняют работу в парах. Исправляют ошибки.




Бабушка купила пару валенок.

Брат привез с моря ракушки.

Мама положила мне в чемодан три пары носков.

За ужином ребята съели килограмм яблок.




:

Работа в парах.


Организует работу в тетради.

Прочитайте стихотворение. Измените имена существительные в скобках, поставив их в форму родительного падежа множественного числа.


Через сотни (километры),

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).



Записывают стихотворение в тетрадь. Выделяют окончание.

Через сотни километров,

Не страшась метелей, ветров,

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

Апельсинов, мандаринов,

Помидоров и лимонов.

для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников.

Планировать свое действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

VII. Итог урока.














Рефлексия

Организация подведения итогов урока.

- Подведем итог нашего путешествия. Отметьте галочкой номер строчки, где все слова написаны верно.


1) берега, тракторасвитеры, докторы, леса:

2) мастера, учителя, офицеры, токари, торты;

3) куполы, колокола, паспорты, ветры,поезды








Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Продолжите фразу «Сегодня на уроке…», охарактеризовав свое состояние, мысли, чувства.

Ответьте на вопросы: «Что у меня получилось на уроке?», «Что мне в этом помогло?».

Удалось ли решить поставленную задачу?

Отвечают на вопрос.















Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Продолжают высказывания:

Сегодня на уроке…

Я видел…

Я слышал…

Я чувствовал (радовался, восхищался, любовался)…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Что нужно сделать еще?

Кто из одноклассников удивил, порадовал?

Какое из заданий выполняли с интересом?

Где можно применить новые знания?

Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Оцените сами себя, аргументируя свой ответ

(«Я считаю, что…»).

Поставьте на ваших листочках баллы за работу на уроке.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя



Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

- Представьте, что во время нашего путешествия , мы побывали на рынке и увидели много разных фруктов и овощей. Вы решили написать сообщение маме(другу) о разнообразии овощей и фруктов, употребляя слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан в форме родительного падежа множественного числа.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации