Урок русского языка «Множественное число имен существительных»
Множественное число имен существительных
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с особенностями имен существительных в форме множественного числа; совершенствовать умение определять число неизменяемых имен существительных; способствовать развитию умения определять склонение имени существительного во множественном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен существительных в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе; определять падеж имени существительного |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; участвовать в работе парами, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | – Проверим готовность к уроку. Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания и слова. | Выполняют чистописание. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Куда отправляются герои стихотворения Сергея Саблина? | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Слово образовалось от двух слов – «путь» и «шествие» (старинное значение – «хождение»). – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «путешествие» |
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения. | казанные мнения по существу полученного задания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Что называется именем существительным? – Как изменяются имена существительные? – Назовите существительные, которые относятся к 1-му склонению. – Назовите окончания существительных 1-го склонения в дательном падеже. – Назовите окончание существительных 3-го склонения в предложном падеже. – Какие существительные не могут иметь форму множественного числа? – Прочитайте тему урока в учебнике. - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А с собой возьмем вот что. Он груз пассажира готовый к отправке, Не нужен в пути- на хранение сдашь, Прибудешь на место- без спешки, без давки Получишь обратно свой ценный. …(БАГАЖ) багаж знаний о имени существительном. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте стихотворение В. Фетисова. Ученик 4 класса старался выучить стихотворение, но употребил все имена существительные не в том числе. – Докажите, что все имена существительные употреблены в форме единственного числа. Воет первая метели , А дерево расцвело! Это птица прилетела: С хохолком – свиристель, С огоньком – снегирь! –Измените число всех имен существительных. Какой текст получился? Запишите его. | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Списывают стихотворение. Указывают число имен существительных. Воют первые метели (мн. ч.), А деревья (мн. ч.) расцвели! Это птицы (мн. ч.) прилетели: С хохолками (мн. ч.) – свиристели (мн. ч.), С огоньками (мн. ч.) – снегири (мн. ч.)! | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте стихотворение еще раз. Можно ли определить склонение имен существительных во множественном числе? Как это сделать? – Выпишите из стихотворения каждое имя существительное, а рядом запишите это же имя существительное, но в начальной форме. Укажите склонение. | Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. – Чтобы определить склонение имени существительного, которое употреблено в форме множественного числа, надо поставить его в начальную форму, вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение данного имени существительного. Определяют склонение имен существительных. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | Осуществлять контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражне- ние 250) | – Прочитайте. По какому признаку слова распределены в три группы? – Запишите данные имена существительные во множественном числе, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания | – Слова распределены на группы по типу склонения. Записывают, вставляя пропущенные буквы. Выделяют окончания. 1 склонение. Столиц, ромашк, ракет, деревн. 2 склонение. Вокзал, библиотекар, путешественник, комбайн, календар, трамва, инженер, пассажир, корабл, яблок. 3 склонение. Кроват, площад, скатерт, мыш. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа Инсценирование. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (Двое учеников разыгрывают сценку) - В трамвае нет местов. - Не местов, а мест. Падежов не знаешь? - А тебе нет делов, что я не знаю падежов! - Почему вы улыбались, когда ребята разыгрывали сценку? - Где допустили ошибки дети? - Какое правило они не знают? Давайте исправим их ошибки. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. | Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение Адекватно использовать речевые средства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах. | Организует работу в парах. - В каждом из данных предложений, кроме одного, есть речевая ошибка. Найдите и исправьте ошибки. Бабушка купила пару валенков. Брат привез с моря ракушки. Мама положила мне в чемодан три пары носок. За ужином ребята съели килограмм яблоков. . | Выполняют работу в парах. Исправляют ошибки. Бабушка купила пару валенок. Брат привез с моря ракушки. Мама положила мне в чемодан три пары носков. За ужином ребята съели килограмм яблок. : | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах. | Организует работу в тетради. – Прочитайте стихотворение. Измените имена существительные в скобках, поставив их в форму родительного падежа множественного числа. Через сотни (километры), Не страшась (метели), (ветры), Мчатся с юга к нам вагоны. В них везут ребятам тонны (Апельсины), (мандарины), (Помидоры) и (лимоны). | Записывают стихотворение в тетрадь. Выделяют окончание. Через сотни километров, Не страшась метелей, ветров, Мчатся с юга к нам вагоны. В них везут ребятам тонны Апельсинов, мандаринов, Помидоров и лимонов. | для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока. - Подведем итог нашего путешествия. Отметьте галочкой номер строчки, где все слова написаны верно. 1) берега, тракторасвитеры, докторы, леса: 2) мастера, учителя, офицеры, токари, торты; 3) куполы, колокола, паспорты, ветры,поезды Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Продолжите фразу «Сегодня на уроке…», охарактеризовав свое состояние, мысли, чувства. – Ответьте на вопросы: «Что у меня получилось на уроке?», «Что мне в этом помогло?». – Удалось ли решить поставленную задачу? | Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Сегодня на уроке… • Я видел… • Я слышал… • Я чувствовал (радовался, восхищался, любовался)… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Что нужно сделать еще? – Кто из одноклассников удивил, порадовал? – Какое из заданий выполняли с интересом? – Где можно применить новые знания? – Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Оцените сами себя, аргументируя свой ответ («Я считаю, что…»). – Поставьте на ваших листочках баллы за работу на уроке. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. - Представьте, что во время нашего путешествия , мы побывали на рынке и увидели много разных фруктов и овощей. Вы решили написать сообщение маме(другу) о разнообразии овощей и фруктов, употребляя слова: помидор, апельсин, груша, яблоко, абрикос, лимон, слива, баклажан в форме родительного падежа множественного числа. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |