12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Бескровная80
Россия

Урок русского языка

Программа: СРО Л.В. Занкова

Класс: 3 Б

Тема: Написание И, Ы после шипящих и Ц. Слайд 1

Цели:

обучающийся научится обозначать звук [Ы] после Ц.

обучающийся научится находить данную орфограмму в слове и определять способы её проверки.



Этапы урока

Ход урока



Формирование УУД



Ι. Актуализация знаний.



1. Деление класса на рабочие группы.

- Перед вами на доске записаны слова. Прочтите их про себя. Вставьте пропущенные буквы. Работаем устно.

Щ _ чий, ш _ рма, ц _ рк, ц _ трусовый, нач _ льство, ч _ бчик, площ _ дка, зайц _ , ц _ плячий, ж _ зненная.

- Лексическое значение каких слов вам было непонятно?

- Поднимите руку те ребята, кто вставил буквы, но есть сомнения в правильности выполнения задания. Вы сегодня работаете в группе под названием «ученики».

- Остальные ребята – это те, кто не сомневается в правильности выполнения задания и может объяснить, с какой орфограммой работал. Вы сегодня – «учителя».

2. Запись даты в тетрадь с проговариванием орфограмм.

3. Работа в группах.

- Теперь запишите эти слова в тетрадь, распределив в два столбика. Если сомневаетесь в написании буквы, то пропустите её.

4. Проверка.

- Как вы это задание выполнили? Какой признак деления на группы взяли за основу? (а) имена существительные и имена прилагательные;

б) гласные после шипящих и гласные после Ц)

5. Определение темы урока и постановка цели.

- Посмотрите, как это задание выполнила я.

- Как вы думаете. По какому признаку у меня распределены слова?

- Если нужна подсказка, то посмотрите на следующий слайд. (Написание гласной после непарных мягких согласных и написание гласной после непарных твёрдых согласных).

- Какие правила написания гласных после этих согласных вы точно знаете? (ча-ща, чу-щу, жи-ши).

- Какие знания нам ещё потребуется уточнить?

- Попробуйте определить тему урока.

-Пожалуйста, группа «учеников». (Написание И, Ы после Ц.)

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.


Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

- Скажите, группа «учителей», какую задачу вы поставите на сегодняшний урок? Чтобы вы хотели услышать от наших «учеников» в конце урока? (Правило написания И, Ы после Ц.)

- Значит сегодня мы будем с вами выводить новое правило правописания гласных И, Ы после Ц.



Слайд 2


Иллюстрации к словам

Таблички на парты «учителя», «ученики»


Слайд 3

Слайд 4











Слайд 5


Слайд 6



Слайд 7




Слайд 8

Иллюстрация к стих-ию





Познавательные УУД

1. информационные

обучение работе с разными видами информации;

отработка навыка поиска и извлечения информации из источников различных видов;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ и интерпретация информации;

применение и представление информации.

2. логические

подведение под правило;

анализ произношения и написания гласных с шипящими и с Ц;

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

3. общеучебные

умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов


Личностные УУД

самоопределение и смыслообразование – решение интеллектуальной задачи при помощи интриги;

развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

развитие умения участвовать в диалоге;

.




II. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного знания.
















Вывод нового правила.

А) Работа в парах.

Подчерните в тетрадях слова, которые относятся к новой орфограмме.

- Сейчас работаем в парах. Исследуйте, почему обозначение гласных после звука Ц требует особого правила.

- Теперь пары выскажите своё мнение группе и вместе выберите правильный ответ.

Б) Проверка работы групп.

(Звук Ц – всегда твёрдый, он не требует смягчения, но в некоторых словах пишется буква И, а она, как мы знаем, смягчает согласный звук).

- Ребята, есть, кто хочет на этом этапе урока перейти в группу «учеников» или «учителей»? Можете это сделать.

В) Самостоятельная работа.

- У каждого из вас есть табличка со словами. Ваша задача: прочитать слова, в каждом столбике найти закономерность и сделать вывод. Группа «учеников» работает с 1-3 столбиками, а группа «учителей» с 1-4.

- Посмотрите, есть ли слова, у которых надо объяснить лексическое значение.

циркуль

исключения

цыган

сестрицы

сестрицын

цифровой

цыплёнок

синицы

Синицына

нарцисс

цыпочки

спицы

Спицын

цитата

цыц

царицы

Царицын



бледнолицый






Г) Проверка. Вывод правила.

( 1 столбик – в корне слова после Ц пишется И.

2 столбик – в словах-исключениях в корне после Ц пишется Ы.


3 столбик – в окончаниях после Ц пишется Ы.

4 столбик – в суффиксах после Ц пишется Ы.)



Слайд 9












Слайд 10

Таблички на парты

Иллюстрации к словам



Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество;

развитие умения слушать и понимать речь других, обмениваться впечатлениями;


развитие умения работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль учебных действий;

развивать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

ΙΙΙ. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

1.Закрепление правила.

- Давайте вернёмся к нашим столбикам слов, записанных в тетрадях. В каких словах вставлена буква И? Почему?

- В каких словах вставлена буква Ы? Почему?

2. Игра «Пригласительный билет в цирк».

Дети делятся на равные 3 команды. Учитель читает стихотворение, ученики по очереди, услышав слово с новой орфограммой, подбегают к доске и встают возле нужной буквы.

Если задание выполнено верно, ребёнок получает « пригласительный билет» на цирковое представление.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.


Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

А вот теперь и он узнал,

Где И, а где же Ы!



Если ребёнок ошибся в игре, то для получения билета необходимо сказать, какое новое правило он сегодня узнал.


3. Закрепление.

А) - Прочтите текст на ваших пригласительных. Поработайте с новой орфограммой.


Внимание!

6 февраля приглашаем всех деток-ц_пляток школы «Открытие»

на ц_рковое представление.

Встречаемся, когда стрелки на ц_ферблате покажут 14 часов 20 минут.

Вас ждут: акробаты-птиц_, жонглёры-удальц_, фокусник в ц_линдре

и клоун Степан Куниц_н. Будет весело!


Б) Взаимопроверка или самопроверка.

- Кто сделал без ошибок?

- Кто нашёл ошибку? Что не было учтено?

Слайд 11





Слайд 12




пригласительные билеты


Иллюстрация к стих-ию




















Слайд 13




IV. Итог.

Рефлексия.

Посмотрите на ваши пригласительные билеты. Чего не хватает на рисунке клоуна? (улыбки, ротика)

- Если вам сегодня удалось хорошо поработать и настроение отличное, сделайте так, чтобы клоун был весёлым.

- Если совсем ничего не запомнили, то пусть клоун погрустит.

- Если что-то поняли, то пусть лицо его останется эмоционально спокойным.

- Итак, у кого клоун получился весёлым (грустным, спокойным)?

- В любом случае, я вам хочу сказать, что вы сегодня хорошо поработали, потому что вы у меня всегда большие …

МОЛОДЦЫ!

Отметки за работу на уроке.










Слайд 14



IV. Домашнее задание.

Повторить правило по таблице.

В учебнике № 353 – устно, № 350 – письменно.











5



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.