Урок русского языка в 3 классе на тему «Написание И, Ы после шипящих и Ц»
Урок русского языка
Программа: СРО Л.В. Занкова
Класс: 3 Б
Тема: Написание И, Ы после шипящих и Ц. Слайд 1
Цели:
• обучающийся научится обозначать звук [Ы] после Ц.
• обучающийся научится находить данную орфограмму в слове и определять способы её проверки.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |||||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний. | 1. Деление класса на рабочие группы. - Перед вами на доске записаны слова. Прочтите их про себя. Вставьте пропущенные буквы. Работаем устно. Щ _ чий, ш _ рма, ц _ рк, ц _ трусовый, нач _ льство, ч _ бчик, площ _ дка, зайц _ , ц _ плячий, ж _ зненная. - Лексическое значение каких слов вам было непонятно? - Поднимите руку те ребята, кто вставил буквы, но есть сомнения в правильности выполнения задания. Вы сегодня работаете в группе под названием «ученики». - Остальные ребята – это те, кто не сомневается в правильности выполнения задания и может объяснить, с какой орфограммой работал. Вы сегодня – «учителя». 2. Запись даты в тетрадь с проговариванием орфограмм. 3. Работа в группах. - Теперь запишите эти слова в тетрадь, распределив в два столбика. Если сомневаетесь в написании буквы, то пропустите её. 4. Проверка. - Как вы это задание выполнили? Какой признак деления на группы взяли за основу? (а) имена существительные и имена прилагательные; б) гласные после шипящих и гласные после Ц) 5. Определение темы урока и постановка цели. - Посмотрите, как это задание выполнила я. - Как вы думаете. По какому признаку у меня распределены слова? - Если нужна подсказка, то посмотрите на следующий слайд. (Написание гласной после непарных мягких согласных и написание гласной после непарных твёрдых согласных). - Какие правила написания гласных после этих согласных вы точно знаете? (ча-ща, чу-щу, жи-ши). - Какие знания нам ещё потребуется уточнить? - Попробуйте определить тему урока. -Пожалуйста, группа «учеников». (Написание И, Ы после Ц.)
- Скажите, группа «учителей», какую задачу вы поставите на сегодняшний урок? Чтобы вы хотели услышать от наших «учеников» в конце урока? (Правило написания И, Ы после Ц.) - Значит сегодня мы будем с вами выводить новое правило правописания гласных И, Ы после Ц. | Слайд 2 Иллюстрации к словам Таблички на парты «учителя», «ученики» Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Иллюстрация к стих-ию | Познавательные УУД 1. информационные обучение работе с разными видами информации; отработка навыка поиска и извлечения информации из источников различных видов; поиск и выделение необходимой информации; анализ и интерпретация информации; применение и представление информации. 2. логические подведение под правило; анализ произношения и написания гласных с шипящими и с Ц; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. 3. общеучебные умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов Личностные УУД самоопределение и смыслообразование – решение интеллектуальной задачи при помощи интриги; развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; . | ||||||||||||||||||||||||
II. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного знания. | Вывод нового правила. А) Работа в парах. – Подчерните в тетрадях слова, которые относятся к новой орфограмме. - Сейчас работаем в парах. Исследуйте, почему обозначение гласных после звука Ц требует особого правила. - Теперь пары выскажите своё мнение группе и вместе выберите правильный ответ. Б) Проверка работы групп. (Звук Ц – всегда твёрдый, он не требует смягчения, но в некоторых словах пишется буква И, а она, как мы знаем, смягчает согласный звук). - Ребята, есть, кто хочет на этом этапе урока перейти в группу «учеников» или «учителей»? Можете это сделать. В) Самостоятельная работа. - У каждого из вас есть табличка со словами. Ваша задача: прочитать слова, в каждом столбике найти закономерность и сделать вывод. Группа «учеников» работает с 1-3 столбиками, а группа «учителей» с 1-4. - Посмотрите, есть ли слова, у которых надо объяснить лексическое значение.
Г) Проверка. Вывод правила. ( 1 столбик – в корне слова после Ц пишется И. 2 столбик – в словах-исключениях в корне после Ц пишется Ы. 3 столбик – в окончаниях после Ц пишется Ы. 4 столбик – в суффиксах после Ц пишется Ы.) | Слайд 9 Слайд 10 Таблички на парты Иллюстрации к словам | Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество; развитие умения слушать и понимать речь других, обмениваться впечатлениями; развитие умения работать в паре и в группах. Регулятивные УУД контроль и самоконтроль учебных действий; развивать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | 1.Закрепление правила. - Давайте вернёмся к нашим столбикам слов, записанных в тетрадях. В каких словах вставлена буква И? Почему? - В каких словах вставлена буква Ы? Почему? 2. Игра «Пригласительный билет в цирк». Дети делятся на равные 3 команды. Учитель читает стихотворение, ученики по очереди, услышав слово с новой орфограммой, подбегают к доске и встают возле нужной буквы. Если задание выполнено верно, ребёнок получает « пригласительный билет» на цирковое представление.
Если ребёнок ошибся в игре, то для получения билета необходимо сказать, какое новое правило он сегодня узнал. 3. Закрепление. А) - Прочтите текст на ваших пригласительных. Поработайте с новой орфограммой.
Б) Взаимопроверка или самопроверка. - Кто сделал без ошибок? - Кто нашёл ошибку? Что не было учтено? | Слайд 11 Слайд 12 пригласительные билеты Иллюстрация к стих-ию Слайд 13 | |||||||||||||||||||||||||
IV. Итог. Рефлексия. | Посмотрите на ваши пригласительные билеты. Чего не хватает на рисунке клоуна? (улыбки, ротика) - Если вам сегодня удалось хорошо поработать и настроение отличное, сделайте так, чтобы клоун был весёлым. - Если совсем ничего не запомнили, то пусть клоун погрустит. - Если что-то поняли, то пусть лицо его останется эмоционально спокойным. - Итак, у кого клоун получился весёлым (грустным, спокойным)? - В любом случае, я вам хочу сказать, что вы сегодня хорошо поработали, потому что вы у меня всегда большие … МОЛОДЦЫ! Отметки за работу на уроке. | Слайд 14 | |||||||||||||||||||||||||
IV. Домашнее задание. | Повторить правило по таблице. В учебнике № 353 – устно, № 350 – письменно. |
5