12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Верещагина Наталья Викторовна

Тема: Способ проверки безударной гласной в корне слова.

Класс: 2

Тип урока: выведение нового способа действия.

Цель урока: создание условий для выведения учащимися способа проверки безударной гласной в корне слова.

Задачи урока:

- актуализировать знаний учащихся при определении сильной и слабой позиции гласного в корне;

- способствовать усвоению способа проверки безударной гласной в корне;

- развивать умения работать в паре и малой группе;

Планируемый результат:

- учащиеся формулируют способ проверки безударной гласной в корне слова;

- учащиеся анализируют проблемную ситуацию, обсуждают ее в малой группе, строят предположения и обосновывают их;

- учащиеся взаимодействуют в паре при проговаривании способа проверки безударной гласной в корне, контролируют напарника;

- учащиеся оценивают результат работы другого по применению способа и формулируют рекомендации.

Идея урока заключается в том, чтобы через проблемную ситуацию учащиеся увидели способ проверки безударной гласной. Для мотивации они анализируют задание, которое выполняет из ровесник – второклассник. После вывода способа, возможно, если получится, схематизации, включена речевая фаза (Гальперин). Следующим этапом – применение способа (в группе), поэтому задание на высоком уровне – оценить работу других учеников.

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Учитель актуализирует знаний детей о гласной – ударно и безударной, о корне слова

Спишите предложение и выполните задание к нему.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас

Найдите в предложении однокоренные слова, докажите, что они являются родственниками.

Определите позицию гласной в корне (ударная - безударная

Списывают предложение, выполняют задание

Доказывают, что слова родственные

Проблемная ситуация

Учитель организует проблемную ситуацию

1 этап

Если учащиеся не могут связать пропущенные буквы в корнях и родственные слова – дает 2 этап ситуации

Ваш ровесник Ваня получил задание, как бы его выполнили и объяснили

1 этап.

У Вани есть задание списать слова и вставить пропущенную букву.

В..да, з..ма, тр..винка, цв..ток, ст..льной.

Для помощи учитель дал ученику несколько слов.

Водный, зимушка, травка, цветик, сталь.

При чем тут родственные слова?

2 этап. (если не могут догадаться, зачем нужны слова – помощники)

Ваня выполнил задание, учитель проверил, ознакомьтесь.

Учащиеся пытаются объяснить, как Ваня должен действовать, кто- то знает, как пишется слово, пытаются понять, что во всех однокоренных словах корни одинаковые, поэтому их можно использовать как ключики, опираться на них

Читают рекомендацию учителя, сравнивают слова, убеждаются, что они родственные и выполняют задание мальчика, объясняя написание буквы

Целеполагание

Организует целеполагание

Какую цель можно поставить сегодня на уроке? Озвучьте ее.

Дети формулируют цель урока – научиться проверять безударную гласную в корне слова

Выведение способа действия

Учитель обобщает ответы детей, организует анализ предложенных способов действий при проверке безударной гласной в корне

Чему мы может научиться вместе с Ваней?

В каких случаях работает правило?

(безударная гласная находится в корне)

Оформите способ, как правильно написать безударную гласную в корне слова

Учащиеся отмечают, что на примере выполнения задания с Ваней можно научиться правильно писать буквы в корнях,, так как в родственных словах все буквы одинаковые, неважно под ударением они или нет

Формулируют способ проверки: чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать родственное слово, чтобы проверяемая буква была под ударением, пробуют его схематизировать

Проговаривание способа, «Речевая фаза»

Учитель организует процесс включения речевой фазы при усвоении нового способа проверки безударной гласной в корне в паре сменного состава

Давайте проговорим друг другу способ, который родился у нас на уроке (если необходимо, можно воспользоваться карточкой – помощницей)

Карточка помощница

Безударную гласную в корне слова нужно проверять. Для этого нужно подобрать …… слово, чтобы на эту гласную ……………..

Учащиеся в паре проговаривают способ

Апробация способа проверки безударной гласной в корне

Учитель предлагает проверить, как работали в сказочной школе звери, применяли способ проверки безударной гласной в корне

Задания в карточках с ошибками на разных шагах способа

Ученики сказочной школы внимательно нас слушали и сразу стали выполнять задания. Проверьте, как они выполнили задание, исправьте, если неверно, дайте советы, что нужно не упустить им следующий раз

Карточка № 1.

Г..ра – вставляю букву а, проверочное слова гарь.

Карточка № 2.

Ст..на – вставляю букву и, проверяем «стиной»

Карточка № 3.

П..ля – вставляем букву а, проверим «паляна»

Карточка № 4

М..лолой – вставлем букву а, проверочное слово маленький

Учащиеся работают в группе, проверяют задания учеников сказочной школы, пи необходимости исправляют и объясняют, что ученик пропустил или неверно выполнил

Например, ученик неверно подобрал проверочное слово, так, как оно не родственное, только похоже на родственное, или потому, что в нем гласная находится также в слабой позиции

Рефлексия

Организует рефлексию

Какая цель урока была?

Что можете сказать о цели в конце урока?

Как мы ее достигали?

Какие были ощущения на уроке?

Что понравилось?

Что было трудно?

Кто может рассказать способ проверки безударной гласной?

Учащиеся отвечают на вопросы

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.