Технологическая карта урока русского языка «Способ проверки безударной гласной в корне слова» (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Верещагина Наталья Викторовна
Тема: Способ проверки безударной гласной в корне слова.
Класс: 2
Тип урока: выведение нового способа действия.
Цель урока: создание условий для выведения учащимися способа проверки безударной гласной в корне слова.
Задачи урока:
- актуализировать знаний учащихся при определении сильной и слабой позиции гласного в корне;
- способствовать усвоению способа проверки безударной гласной в корне;
- развивать умения работать в паре и малой группе;
Планируемый результат:
- учащиеся формулируют способ проверки безударной гласной в корне слова;
- учащиеся анализируют проблемную ситуацию, обсуждают ее в малой группе, строят предположения и обосновывают их;
- учащиеся взаимодействуют в паре при проговаривании способа проверки безударной гласной в корне, контролируют напарника;
- учащиеся оценивают результат работы другого по применению способа и формулируют рекомендации.
Идея урока заключается в том, чтобы через проблемную ситуацию учащиеся увидели способ проверки безударной гласной. Для мотивации они анализируют задание, которое выполняет из ровесник – второклассник. После вывода способа, возможно, если получится, схематизации, включена речевая фаза (Гальперин). Следующим этапом – применение способа (в группе), поэтому задание на высоком уровне – оценить работу других учеников.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний |
Учитель актуализирует знаний детей о гласной – ударно и безударной, о корне слова |
Спишите предложение и выполните задание к нему. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас Найдите в предложении однокоренные слова, докажите, что они являются родственниками. Определите позицию гласной в корне (ударная - безударная |
Списывают предложение, выполняют задание Доказывают, что слова родственные |
Проблемная ситуация |
Учитель организует проблемную ситуацию 1 этап Если учащиеся не могут связать пропущенные буквы в корнях и родственные слова – дает 2 этап ситуации |
Ваш ровесник Ваня получил задание, как бы его выполнили и объяснили 1 этап. У Вани есть задание списать слова и вставить пропущенную букву. В..да, з..ма, тр..винка, цв..ток, ст..льной. Для помощи учитель дал ученику несколько слов. Водный, зимушка, травка, цветик, сталь. При чем тут родственные слова? 2 этап. (если не могут догадаться, зачем нужны слова – помощники) Ваня выполнил задание, учитель проверил, ознакомьтесь. |
Учащиеся пытаются объяснить, как Ваня должен действовать, кто- то знает, как пишется слово, пытаются понять, что во всех однокоренных словах корни одинаковые, поэтому их можно использовать как ключики, опираться на них Читают рекомендацию учителя, сравнивают слова, убеждаются, что они родственные и выполняют задание мальчика, объясняя написание буквы |
Целеполагание |
Организует целеполагание |
Какую цель можно поставить сегодня на уроке? Озвучьте ее. |
Дети формулируют цель урока – научиться проверять безударную гласную в корне слова |
Выведение способа действия |
Учитель обобщает ответы детей, организует анализ предложенных способов действий при проверке безударной гласной в корне |
Чему мы может научиться вместе с Ваней? В каких случаях работает правило? (безударная гласная находится в корне) Оформите способ, как правильно написать безударную гласную в корне слова |
Учащиеся отмечают, что на примере выполнения задания с Ваней можно научиться правильно писать буквы в корнях,, так как в родственных словах все буквы одинаковые, неважно под ударением они или нет Формулируют способ проверки: чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать родственное слово, чтобы проверяемая буква была под ударением, пробуют его схематизировать |
Проговаривание способа, «Речевая фаза» |
Учитель организует процесс включения речевой фазы при усвоении нового способа проверки безударной гласной в корне в паре сменного состава |
Давайте проговорим друг другу способ, который родился у нас на уроке (если необходимо, можно воспользоваться карточкой – помощницей) Карточка помощница Безударную гласную в корне слова нужно проверять. Для этого нужно подобрать …… слово, чтобы на эту гласную …………….. |
Учащиеся в паре проговаривают способ |
Апробация способа проверки безударной гласной в корне |
Учитель предлагает проверить, как работали в сказочной школе звери, применяли способ проверки безударной гласной в корне Задания в карточках с ошибками на разных шагах способа |
Ученики сказочной школы внимательно нас слушали и сразу стали выполнять задания. Проверьте, как они выполнили задание, исправьте, если неверно, дайте советы, что нужно не упустить им следующий раз Карточка № 1. Г..ра – вставляю букву а, проверочное слова гарь. Карточка № 2. Ст..на – вставляю букву и, проверяем «стиной» Карточка № 3. П..ля – вставляем букву а, проверим «паляна» Карточка № 4 М..лолой – вставлем букву а, проверочное слово маленький |
Учащиеся работают в группе, проверяют задания учеников сказочной школы, пи необходимости исправляют и объясняют, что ученик пропустил или неверно выполнил Например, ученик неверно подобрал проверочное слово, так, как оно не родственное, только похоже на родственное, или потому, что в нем гласная находится также в слабой позиции |
Рефлексия |
Организует рефлексию |
Какая цель урока была? Что можете сказать о цели в конце урока? Как мы ее достигали? Какие были ощущения на уроке? Что понравилось? Что было трудно? Кто может рассказать способ проверки безударной гласной? |
Учащиеся отвечают на вопросы |