Урок русского языка для обучающихся с умственной отсталостью по теме «Части речи» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Урок русского языка в 4 классе (УМК для коррекционных школ VIII вида под ред. В.В.Воронковой))
Тема: Части речи (повторение)
Разработчик
конспекта урока и презентации:
учитель начальных классов
высшей категории
Карпова Ольга Николаевна
Урок русского языка
Автор: Карпова Ольга Николаевна (o-n-karpova@mail.ru)
Предмет: Русский язык, урок - повторение
Тема: «Части речи»»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 4
Технологии: Компьютер (ноутбук), проекционный экран, проектор, презентация PowerPoint
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению; развитие навыков коммуникации; формирование умения сотрудничества с педагогом и одноклассниками.
Предметные: закрепление первоначальных представлений о частях речи, отработка навыков орфографического письма.
Задачи урока:
Развивающие – учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы, пополнять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные – воспитывать активность, внимательное отношение к слову, любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Запись даты.
3. Минутка чистописания.
Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
большой – маленький
сухой - ?
война – ?
глубокий - ?
старый - ?
твёрдый - ? (слайд №2)
Ученики: К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с буквы м. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву м.
Учитель: Определите порядок следования букв и запишите указанную последовательность. МЛО ОМЛ ЛОМ …. (слайд № 2)
Учащиеся работают в тетради
4. Словарная работа
Учитель: Внимательно посмотрите на шифр и ключ к нему. Определите, какое слово зашифровано? (слайд №3)
Ученики Мы нашли слово «солома» (слайд №4)
Учитель: Что такое «солома»?
Ученики: Это стебли растений.
Учитель: Уточните, каких растений?
Ученики: пшеницы, ржи, овса…. Злаковых растений
Учитель: Как получается солома?
Ученики предлагают варианты ответа.
Учитель: Сделайте полный вывод
Ученики: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.
Учитель: Найдите слово в словаре, запишите его, поставив ударение в слове. На правописание какой буквы следует обратить наше внимание?
Ученики делают вывод.
Учитель: (слайд №5) Прочитайте пословицы. Найдите те слова, смысл которых вам не понятен (объясняется смысл непонятных слов). А теперь объясните смысл каждой пословицы. Запишите ту пословицу, в которой встречаются существительное, прилагательное, глагол и предлог.
Ученики: Мы запишем пословицу «Привыкает корова и ко ржаной соломе».
Учитель: Молодцы! Вы великолепно справились с заданием!
5. Сообщение темы урока.
Учитель: Опираясь на последнее выполненное вами задание, сделайте вывод, о чем же на уроке пойдет речь?
Ученики? Мы будем говорить об именах существительных, прилагательных, глаголах и предлогах. Значит, мы будем говорить о частях речи.
Учитель: Найдите в нашей пословице имя существительное. Как это сделать?
Ученики: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предметы. В нашей пословице это слова «корова» и «солома» (Аналогично идет работа с именем прилагательным и глаголом)
Учитель: Какие слова мы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам?
Ученики: Это слова ко и и.
Учитель: Вспомните, что это за части речи?
Ученики: Ко (к) - это предлог, а и – это союз.
Учитель: Все слова русского языка относятся к какой–либо части речи. Как определить к какой части речи принадлежит то или иное слово?
Ученики: Чтобы определить к какой части речи относится слово, надо поставить (задать) к нему вопрос. (слайд № 6)
Учитель: Молодцы!
6. Физкультминутка.
Учитель: А теперь мы немножко отдохнем. Встанем из-за парт и поиграем. Если я назову существительное, то вы поднимете правую руку. Если я назову прилагательное – то левую руку. А если назову глагол, то попрыгаем.
7. Закрепление знаний о частях речи.
Учитель: Вот и пришло время потренироваться. Продемонстрировать свои знания. Прочитайте цепочки слов, найдите лишнее в каждой строке, объясните свой выбор. Помните тему урока - «Части речи» (слайд № 7)
Ученики исключают «лишнее» слово, мотивируя свой ответ. 1. Лёгкий. 2. Река. 3. Резьба. 4. Через. 5. Пахучий. (Параллельно идет работа по формированию орфографической зоркости)
Учитель: Молодцы ребята!
8. Самостоятельная работа. (по усмотрению учителя)
Учитель: Прочитайте пословицы, запишите их в такой последовательности:
Пословицы, в которых нет прилагательных;
В которых нет глаголов;
В которых нет предлогов;
В которых есть все части речи (слайд №8)
(У) л.нивого всегда праз.ник. (нет глаголов)
Не бойся с.баки брехливой, а бойся м.лч.ливой. (нет предлогов)
Хв.лись ур.жаем, когда ро.ь в засеку насыплешь. (нет прилагательных)
Злой ч.ловек плачет (от)зав.сти, а добрый (от)радости. (все изученные части речи)
Молодцы!!!
9. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи относится то или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.
Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за работу. До новых встреч.
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1453878910.ppt (Части речи)