12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга266
Россия, Пермский край, Пермь
4

Урок русского языка по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе по теме "Части речи"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Урок русского языка в 4 классе (УМК для коррекционных школ VIII вида под ред. В.В.Воронковой))

Тема: Части речи (повторение)

Разработчик

конспекта урока и презентации:

учитель начальных классов

высшей категории

Карпова Ольга Николаевна

Автор: Карпова Ольга Николаевна (o-n-karpova@mail.ru)

Предмет: Русский язык, урок - повторение

Тема: «Части речи»»

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс: 4

Технологии: Компьютер (ноутбук), проекционный экран, проектор, презентация PowerPoint

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению; развитие навыков коммуникации; формирование умения сотрудничества с педагогом и одноклассниками.

Предметные: закрепление первоначальных представлений о частях речи, отработка навыков орфографического письма.

Задачи  урока:

Развивающие – учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы,  пополнять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные – воспитывать активность, внимательное отношение к слову,  любовь к родному языку.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Запись даты.

3. Минутка чистописания.

Учитель: Внимательно посмотрите на данную запись. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

большой – маленький

сухой - ?

война – ?

глубокий - ?

старый - ?

твёрдый - ? (слайд №2)

Ученики: К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с буквы м. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву м.

Учитель: Определите порядок следования букв и запишите указанную последовательность. МЛО ОМЛ ЛОМ …. (слайд № 2)

Учащиеся работают в тетради

4. Словарная работа

Учитель: Внимательно посмотрите на шифр и ключ к нему. Определите, какое слово зашифровано? (слайд №3)

Ученики Мы нашли слово «солома» (слайд №4)

Учитель: Что такое «солома»?

Ученики: Это стебли растений.

Учитель: Уточните, каких растений?

Ученики: пшеницы, ржи, овса…. Злаковых растений

Учитель: Как получается солома?

Ученики предлагают варианты ответа.

Учитель: Сделайте полный вывод

Ученики: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

Учитель: Найдите слово в словаре, запишите его, поставив ударение в слове. На правописание какой буквы следует обратить наше внимание?

Ученики делают вывод.

Учитель: (слайд №5) Прочитайте пословицы. Найдите те слова, смысл которых вам не понятен (объясняется смысл непонятных слов). А теперь объясните смысл каждой пословицы. Запишите ту пословицу, в которой встречаются существительное, прилагательное, глагол и предлог.

Ученики: Мы запишем пословицу «Привыкает корова и ко ржаной соломе».

Учитель: Молодцы! Вы великолепно справились с заданием!

5. Сообщение темы урока.

Учитель: Опираясь на последнее выполненное вами задание, сделайте вывод, о чем же на уроке пойдет речь?

Ученики? Мы будем говорить об именах существительных, прилагательных, глаголах и предлогах. Значит, мы будем говорить о частях речи.

Учитель: Найдите в нашей пословице имя существительное. Как это сделать?

Ученики: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предметы. В нашей пословице это слова «корова» и «солома» (Аналогично идет работа с именем прилагательным и глаголом)

Учитель: Какие слова мы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам?

Ученики: Это слова ко и и.

Учитель: Вспомните, что это за части речи?

Ученики: Ко (к) - это предлог, а и – это союз.

Учитель: Все слова русского языка относятся к какой–либо части речи. Как определить к какой части речи принадлежит то или иное слово?

Ученики: Чтобы определить к какой части речи относится слово, надо поставить (задать) к нему вопрос. (слайд № 6)

Учитель: Молодцы!

6. Физкультминутка.

Учитель: А теперь мы немножко отдохнем. Встанем из-за парт и поиграем. Если я назову существительное, то вы поднимете правую руку. Если я назову прилагательное – то левую руку. А если назову глагол, то попрыгаем.

7. Закрепление знаний о частях речи.

Учитель: Вот и пришло время потренироваться. Продемонстрировать свои знания. Прочитайте цепочки слов, найдите лишнее в каждой строке, объясните свой выбор. Помните тему урока - «Части речи» (слайд № 7)

Ученики исключают «лишнее» слово, мотивируя свой ответ. 1. Лёгкий. 2. Река. 3. Резьба. 4. Через. 5. Пахучий. (Параллельно идет работа по формированию орфографической зоркости)

Учитель: Молодцы ребята!

8. Самостоятельная работа. (по усмотрению учителя)

Учитель: Прочитайте пословицы, запишите их в такой последовательности:

Пословицы, в которых нет прилагательных;

В которых нет глаголов;

В которых нет предлогов;

В которых есть все части речи (слайд №8)

(У) л.нивого всегда праз.ник. (нет глаголов)

Не бойся с.баки брехливой, а бойся м.лч.ливой. (нет предлогов)

Хв.лись ур.жаем, когда ро.ь в засеку насыплешь. (нет прилагательных)

Злой ч.ловек плачет (от)зав.сти, а добрый (от)радости. (все изученные части речи)

Молодцы!!!

9.   Рефлексия. Итог урока.

Учитель:  О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.

 Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за работу. До новых встреч.

Опубликовано в группе «Консультации по вопросам внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.