Рабочая программа по русскому языку 3 класс для детей с умственной отсталостью
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Рыбинска
Утверждаю.
Директор __________ О.Н. Сметанина
Приказ от _____________2018 г. № ____
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
3 класс
(обучение на дому)
Составила учитель
начальных классов
МОУ СОШ № 16 Маркова Н.С.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МОУ СОШ № 16» (далее - АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и с учётом авторской программы «Школа России» по русскому языку.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку:
1.Русский язык. 3 класс. : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.,в 2-х ч. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.
Планируемые результаты освоения учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП образования МОУ СОШ № 16 для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными учащимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если учащийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести учащегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по русскому языку на конец обучения в младших классах
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Результаты изучения курса учащимися 3 класса
К концу 3 класса учащиеся научатся:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
- переносить часть слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся получат возможность научаться:
знать алфавит.
Содержание изучаемого курса
В учебный предмет «Русский язык» входят разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Графика», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы.
Этот раздел в 3 классе находится в центре внимания. Фонетико-фонематические нарушения учащихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
В 3 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. Е. передающим основные звуки, а не их варианты. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.
Этот раздел программы включает подготовительные грамматические упражнения. В процессе практических упражнений учащимися изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Эти темы носят пропедевтический характер, они подготавливают учащихся к прохождению в старших классах элементарной грамматики.
Предложение.
Этот раздел программы предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни и общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе подбора предложенных слов и составления предложений из слов. Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде.
Также дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Работа над предложением проводится в течение всего учебного года.
Связная речь.
В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены.
Учащиеся должны овладеть элементарными умениями составлять подписи под сериями рисунков, отвечать на 2-4 последовательно поставленных вопроса, работать с деформированным текстом. Эти упражнения рассматриваются как подготовительные, направленные на создание предпосылок развития умения высказываться в устной или письменной форме. Фактически эти упражнения включаются в разделы программы и непосредственно связаны с работой над предложением.
Графические навыки.
В 3 классе у учащихся продолжают совершенствоваться графические навыки, трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Повторение в конце учебного года.
Этим разделом заканчивается программа 3 класса. При повторении основное внимание уделяется наиболее сложным для усвоения темам. Следует учитывать, что при повторении должны проводиться упражнения на более сложном материале по сравнению с тем, который предлагался при изучении каждой темы, или должны быть видоизменены и усложнены задания к упражнениям.
Содержание программного учебного предмета
Повторение.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).
Слово.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение.
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего?нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чём?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь.
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более лёгких случаях – самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное написание строчных букв и их соединений.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь.
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование уроков курса «Русский язык» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
№ п\п |
Наименование разделов и тем курса |
По программе |
По рабочей программе |
Контрольные, проверочные, практические, диагностические работы, экскурсии, |
1 |
Повторение. Предложение. |
5 |
5 |
1 к/сп |
2 |
Звуки и буквы. |
1 |
1 |
|
3 |
Гласные звуки и буквы |
5 |
5 |
Диктант, списывание Картинный диктант. |
4 |
Согласные звуки и буквы- |
5 |
5 |
Контрольный диктант за 1 четверть Словарный диктант |
5 |
Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ. |
2 |
2 |
Контрольный диктант |
6 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
7 |
7 |
Контрольное списывание. Словарный диктант |
7 |
Слово. Название предметов. |
6 |
6 |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
8 |
Названия действий |
4 |
4 |
Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы». Контрольное списывание. |
9 |
Названия признаков. |
4 |
4 |
Контрольное списывание. |
10 |
Предлоги |
6 |
6 |
Контрольное списывание. |
11 |
Предложение |
15 |
15 |
Контрольное списывание. Контрольный диктант-2 ч |
12 |
Повторение |
8 |
8 |
Контрольный диктант |
|
Итого |
68 |
68 |
|
Поурочное планирование уроков курса «Русский язык» в 3 классе на 2018/2019 учебный год
1,6 часа в неделю-54,4 часа в год , 68 уроков в год
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Виды и формы контроля |
||
Повторение. Предложение.-5 ч |
|||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Выделение предложения из текста Правило написания предложения Предложение и его схема. Словарь: овощи. |
Формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Употребление простого предложения. |
Текущий, устный опрос |
||
2 |
Контрольное списывание |
Списывание предложений |
Контрольное списывание |
||
3 |
Предложения – вопросы и предложения – ответы. Завершение начатого предложения. Словарь: огород. |
Понятие о предложении в процессе подбора предложенных слов и составления предложений из слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце. |
Текущий, устный опрос |
||
4 |
Различение набора слов и предложения. Составление предложений по рисунку Порядок слов в предложении. Письмо по памяти |
Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. |
Текущий |
||
5 |
Предложение. Закрепление знаний. |
Выделение предложений из речи и текста. Составление и различение предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. |
Текущий, практическая работа с использованием алгоритма |
||
Звуки и буквы-1 |
|||||
6 |
Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом. Звуки гласные и согласные.
|
Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом. Звуки гласные и согласные. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. |
Текущий. Устный опрос |
||
Гласные звуки и буквы.-5 ч |
|||||
7 |
Ударение в словах. Гласные ударные и безударные |
Слогообразующая роль гласных. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах |
Текущий. Устный опрос |
||
8 |
Выделение ударной гласной в слове. Картинный диктант. |
. Гласные ударные и безударные. |
Картинный диктант. |
||
9 |
Деление слов на слоги. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Словарь: яблоко. Перенос части слова при письме. |
Деление слова на слоги Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. |
Текущий. Устный опрос |
||
10 |
Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант |
||
11 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Контрольное списывание. |
Работа над ошибками Контрольное списывание предложений |
Контрольное списывание. |
||
Согласные звуки и буквы-5 ч |
|||||
12 |
Твёрдые и мягкие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Составление предложений по рисункам. |
Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными |
Текущий. Устный опрос |
||
13 |
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Дополнение предложений словами. Обозначение твёрдости согласных на письме буквами А, О, У, Ы. |
Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
|
Текущий. Устный опрос |
||
14 |
Контрольный диктант за 1 четверть |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант за 1 четверть |
||
15 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Словарный диктант. Буква мягкий знак ( ь ) в середине слова. |
Работа над ошибками Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
|
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Словарный диктант. |
||
16 |
Различение твёрдых и мягких согласных. Словарь: мебель. |
Составление и запись рассказа по плану. Картинный диктант. |
Картинный диктант |
||
Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ.-2 ч |
|||||
17 |
Написание жи – ши ча – ща чу – щу в словах. |
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. |
Текущий. Устный опрос |
||
18 |
Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ.» |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ.» |
||
Парные звонкие и глухие согласные-7ч |
|||||
19 |
Составление пар звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных. Различение Б – П. Различение В – Ф. Письмо по памяти. |
Парные звонкие и глухие согласные |
Текущий. Устный опрос |
||
20 |
Различение Д – Т. Словарь: дневник Различение Г – К. Различение З – С |
Различение Д – Т. Словарь: дневник Различение Г – К. Различение З – С |
Текущий. Устный опрос |
||
21 |
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. |
Написание звонких и глухих согласных на конце слова. |
Текущий. Устный опрос |
||
22 |
Контрольное списывание. |
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. |
Контрольное списывание.
|
||
23 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. |
Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). |
Текущий. Устный опрос |
||
24 |
Деление текста на предложения. Картинный диктант. |
Деление текста на предложения. |
Деление текста на предложения. Картинный диктант. |
||
25 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Словарь: сапоги. |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
Текущий. Устный опрос |
||
Слово. Название предметов-6 ч |
|||||
26 |
Различение названий предметов по вопросам кто? что? |
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). |
Текущий. Устный опрос |
||
27 |
Обобщающее название для группы однородных предметов. Словарь: одежда. |
Текущий. Устный опрос |
|||
28 |
Выделение названия предметов из предложений. Словарь: вчера, сегодня. Составление предложений из слов. |
Выделение названия предметов из предложений. |
Текущий. Устный опрос |
||
29 |
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. Дифференциация слов типа «Белка – белка». |
Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. |
Текущий. Устный опрос |
||
30 |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
||
31 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Словарный диктант. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Словарный диктант. |
||
Названия действий-4 часа |
|||||
32 |
Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что делала? что сделал? что сделала? |
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. |
Текущий. Устный опрос |
||
33 |
Контрольное списывание. |
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. |
Контрольное списывание.
|
||
34 |
Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы». |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы». |
||
35 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Согласование слов – предметов и слов – действий. Подбор названий действий к названиям предметов. |
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
||
Названия признаков-4 часа |
|||||
36 |
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Определение предметов по материалу, из которого они сделаны, по цвету, вкусу и форме. |
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; |
Текущий. Устный опрос |
||
37 |
Различение предметов по их признакам. Словарь: арбуз. Письмо по памяти. Составление предложений по рисунку. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. |
Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата мягкая); |
Текущий. Устный опрос |
||
38 |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Словарь: дорога. Выделение названий признаков предмета из предложения. Дополнение предложений словами – признаками. |
Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
|
Текущий. Устный опрос |
||
39 |
Контрольное списывание. |
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. |
Контрольное списывание. |
||
Предлоги- 46 часов |
|||||
40 |
Предлоги (в, на, с, из, у)Словарь: город. Выделение предлогов. Подбор предлогов к словам. |
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). |
Текущий. Устный опрос |
||
41 |
Дифференциация изученных орфограмм. Предлоги (к, по,от) со словами. |
Текущий. Устный опрос |
|||
42 |
Контрольное списывание. |
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. |
Контрольное списывание. |
||
43 |
Предлоги (над, под,о) со словами. Словарь: погода. |
Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём, данным в учебнике. |
Текущий. Устный опрос |
||
44 |
Предлоги (к, по. От, над, под, о) со словами. |
Текущий. Устный опрос |
|||
45 |
Распознавание предлогов в предложении. |
Текущий. Устный опрос |
|||
Предложение-15 ч |
|||||
46 |
Выделение предложения из текста. Письмо по памяти. |
Практическое знакомство с построением простого предложения. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. |
Текущий. Устный опрос |
||
47 |
Предложение законченное и незаконченное. Словарь: неделя, месяц. |
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чём?), творительного падежа (кем? чем?).
|
Текущий. Устный опрос |
||
48 |
Распознавание законченного и незаконченного предложения. Распространение предложений. |
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. |
Текущий. Устный опрос |
||
49 |
Составление предложений с заменой рисунка словами. |
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). |
Текущий. Устный опрос |
||
50 |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
||
51 |
Работа над ошибками |
Коррекция знаний |
Работа над ошибками |
||
52 |
Контрольное списывание. |
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. |
Контрольное списывание. |
||
53 |
Распространение предложений. |
Распространение предложений. |
Текущий. Устный опрос |
||
54 |
Распространение предложения с помощью рисунка и схемы. Словарь: завтра. |
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. |
Текущий. Устный опрос |
||
55 |
Слова в предложении. Работа с деформированными предложениями. Письмо по памяти. |
Связная письменная речь. Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более лёгких случаях – самостоятельно). |
Текущий. Устный опрос |
||
56 |
Контрольный диктант по теме «Предложение. Повторение». |
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Контрольный диктант по теме «Предложение. Повторение». |
||
57 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных с союзом и. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
||
58 |
Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам. |
составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. |
Текущий. Устный опрос |
||
59 |
Порядок слов в предложении. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений из слов. |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. |
Текущий. Устный опрос |
||
60 |
Составление предложений по вопроса м. Запись ответов на вопросы. Ответ – вопрос. |
Составление предложений по вопроса м. |
Текущий. Устный опрос |
||
Повторение-8 ч |
|||||
61 |
Правила правописания в слове |
Чёткое и графически правильное написание строчных букв и их соединений. |
Текущий. Устный опрос |
|
|
62 |
Правила правописания в слове. |
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. |
Текущий. Устный опрос |
|
|
63 |
Запись словарных слов в алфавитном порядке |
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. |
Текущий. Устный опрос |
|
|
64 |
Названия предметов и признаков. Письмо по памяти. |
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). |
Текущий. Устный опрос |
|
|
65 |
Годовой контрольный диктант.
|
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
Годовой контрольный диктант. |
|
|
66 |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Работа над ошибками. |
Словарный диктант. |
|
|
67 |
Названия действий. |
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?. |
Текущий. Устный опрос |
|
|
68 |
Предложение. |
Повторение пройденного за год. |
Текущий. Устный опрос |
|