Рабочая программа по биологии 7 класс, для обучающихся с умственной отсталостью

0
0
Материал опубликован 14 November 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»

Утверждаю

Директор МБОУСОШ №4 г. Советский

__________________

«___» ________________ 2018 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______________

«___» _______________ 2018 г.

Рассмотрено на заседании МО учителей инклюзивного образования

Протокол №___ от «___»______2018 г.

Адаптированная рабочая программа

по БИОЛОГИИ

для обучающихся индивидуального обучения на дому

по адаптированной образовательной программе

для обучающихся с умственной отсталостью

Мин……….ва Дениса

Учителя Созоновой Екатерины Ивановны

7 класс

г. Советский

2018 - 2019 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл.: в 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУСОШ № 4, утверждённой приказом от 31.08.2017 г. №394 «Об утверждении основных образовательных программ».

Характеристика обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии при специально созданных условиях.

Опти­мальные условия для организации деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроке заключается в:

- рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;

- выборе цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности на уроке;

- развитие интереса к уроку;

- чередование труда и отдыха.

Из-за невоз­можности таких детей постоянно мобилизовать свои уси­лия на решение познавательных задач. Учитель использует приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит переда­чу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.

Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место зани­мает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика. У ученика с особенными образовательными потребностями слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза по­вышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

При подготовке к уроку учитывается:

Тема урока.

Тип урока.

Основная цель урока.

Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

Формы и методы обучения.

Оценка учащихся.

Анализ урока.

Типы уроков для обучающихся с умственной отсталостью.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике по работе с обучающимися с умственной отсталостью различают: урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

В практике работы с обучающимися с умственной отсталостью чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

С учётом психофизиологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:

корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

коррекцию и развитие связной письменной речи;

коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

коррекцию и развитие зрительных восприятий;

развитие слухового восприятия;

коррекцию и развитие тактильного восприятия;

коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

С учетом динамики работоспособности детей с задержкой психического развития применяются следующие этапы организации деятельности на уроке: организационно- подготовительный; основной; заключительный.

Организационно-подготовительный этап.

У детей с умственной отсталостью создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима­ния, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей рабо­той.

По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картин­ками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбо­ром, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков пра­вильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес­печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос­ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями обучающихся, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче­ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.

Сначала осуществляет­ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под­готовки учащихся к учебной деятельности.

Основной этап.

На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе проис­ходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению ос­новной задачи урока, чтобы обучающиеся соотносили свои дей­ствия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рас­сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдуще­го материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовлений приступают к изучению нового материала или повто­рению предыдущего материала.

На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: коррекционно-развивающие упражнения.

Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся пра­вильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.

Заключительный этап.

Заключительный этап состоит в орга­низационном завершении урока. Подготовительную часть урока соотносится с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап осуществляется до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), проводятся физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

На уроках с обучающимися с умственной отсталостью используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс биологии в 7 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфоло­гии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро­биологии, растениеводства. Содержание и структура этого кур­са обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоз­зрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Учебной задачей по данному предмету является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках мы способствуем ориентировке учащихся в современном мире, применяем различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы.

Данный учебный предмет направлен на достижение следующих целей:

Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения;

Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основной целью курса биологии для обучающихся с умственной отсталостью является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Основными задачами данного раздела биологии являются следующие:

формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит обучающий характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры).

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 7 класс

Обучающиеся должны уметь:

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)

Четверть/год

Часов в

неделю

Всего

В том числе

Лабораторных

работ

Практических

работ

1 четверть

2

18

2

 

2 четверть

2

14

   

3 четверть

2

20

   

4 четверть

2

18

   
ГОД  

70

   

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ур.

1

Тема раздела, урока

2

Кол-во

часов

3

Дата

проведения

4

Примечание

5

Растения вокруг нас.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся:

называть:

правила поведения в кабинете биологии, правила техники безопасности.

признаки растительного организма

Науки, изучающие живую природу

Методы изучения биологии

Общие свойства живых организмов

Многообразие форм растительных организмов. Жизненные формы растений.

характеризовать:

особенности строения растительного организма, среды жизни растений, условия жизни растений, группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные)

различать:

группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные), жизненные формы растений.

Термины и понятия

Биология, ботаника, дикорастущие, культурные, лекарственные, декоративные, спора, орган, вегетативные и генеративные органы, цррство.

1

Разнообразие растений.

   

2

Растение живой организм.

   

3

Условия жизни растений.

   

4

Среды жизни растений

   

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся:

называть:

органоиды клетки; функции разных органоидов клеток; процессы жизнедеятельности клетки; ткани растений ,строение микроскопа и функциональное назначение каждой его части, функции тканей.

основные признаки покрытосеменных растений; типы корневых систем; строение и функции побега; разновидность листьев; строение цветка, многообразие плодов и семян. Типы стеблей, соцветий.

характеризовать:

клеточное строение листа; основные виды соцветий;

функции частей побега; особенности строения и образования корневых систем,особенности строения всех частей растения, условия и процессы прорастания семян.

определять :

типы корневых систем; наиболее распространенные виды растений.

проводить:

сравнительную характеристику однодольных и двудольных семян, приводить примеры видоизмененных побегов, сравнительную характеристику сухих и сочных плодов..

приводить примеры: названий растений с определенным типом стеблей и типом соцветий.

Термины и понятия

Семя, зародыш, эндосперм, однодольные, двудольные, проросток, корневая система, почка, побег, стебель, лист, цветок, соцветие, фотосинтез, тычинка, пестик, венчик, чашечка, газообмен, испарение, камбий, луб, древесина, сердцевина. Сосущая сила, биосистема.

5

Увеличительные приборы.

   

6

Лабораторная работа № 1

«Строение растительной клетки».

   

7

Лабораторная работа №2 «Жизнедеятельность клетки».

   

8

Ткани растений

   

9

Семя. Строение и значение.

   

10

Условия прорастания семян.

   

11

Значение семян.

   

12

Разнообразие семян.

   

13

Корень. Строение и значение

   

14

Внутреннее строение корня.

   

15

Значение корней и их разнообразие.

   

16

Побег. Строение и значение.

   

17

Почка – часть побега.

   

18

Лист – часть побега

   

19

Значение листа в жизни растений

   

20

Строение стебля.

   

21

Многообразие стеблей у надземных побегов.

   

22

Видоизменение подземных побегов

   

23

Цветок. Строение и значение.

   

24

Опыление растений

   

25

Плод. Разнообразие плодов.

   

26

Значение плодов.

   

27

Растительный организм как живая система

   

Многообразие растительного мира.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся:

называть:

все отделы растений, науку о классификации организмов, основные таксономические единицы, признаки различных отделов царства растений, разных классов и семейств отдела покрытосеменные.

характеризовать:

отделы растений, особенности их строения и процессов жизнедеятельности, водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение, роль водорослей в природе и народном хозяйстве,их охрана; мхи, их строение и размножение, образование торфа , его значение;

папоротники, их строение и размножение, усложнение в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека.

голосеменные. строение. размножение и распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве;

покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

класс Двудольные растения. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.

класс Однодольные растения. Семейства лилейные, злаки.

Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение;

влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений;

распознавать:

растения разных отделов, классов и семейств.

определять:

наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона.

систематизировать:

растения разных отделов,

проводить сравнительную : характеристику растений разных отделов.

Термины и понятия

Систематика, таллом, ризоиды, род, вид, семейство.

Таксон, бинарная номенклатура, стела,

28

Деление растений на группы

   

29

Отдел Водоросли.

   

30

Отдел Моховидные.

   

31

Отдел Папоротниковидные.

   

32

Размножение папоротниковидных.

   

33

Отдел Голосеменные.

   

34

Хвойные растения

   

35

Размножение голосеменных.

   

36

Отдел Покрытосеменные.

   

37

Однодольные растения

   

38

Злаковые. Общие признаки злаковых.

   

39

Хлебные злаковые культуры

   

40

Выращивание зерновых

   

41

Использование злаков в народном хозяйстве.

   

42

Лилейные. Общие признаки лилейных.

   

43

Цветочно-декоративные лилейные

   

44

Овощные лилейные

   

45

Ландыш –дикорастущее растение.

   

46

Двудольные растения

   

47

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

   

48

Дикорастущие пасленовые

   

49

Строение клубня картофеля.

   

50

Выращивание картофеля

   

51

Томат. Баклажан. Перец.

   

52

Общие признаки бобовых.

   

53

Пищевые бобовые растения.

   

54

Фасоль и соя.

   

55

Кормовые бобовые растения.

   

56

Розоцветные. Общая характеристика.

   

57

Шиповник – растение группы розоцветных.

   

58

Плодово-ягодные розоцветные.

   

59

Вишня. Персик. Абрикос. Яблоня.

   

60

Земляника. Малина.

   

61

Сложноцветные. Общая характеристика.

   

62

Пищевые сложноцветные.

   

63

Декоративные сложноцветные.

   

64

Уход за комнатными растениями.

   

65

Осенние работы в саде.

   

66

Весенние работы в саду.

   

67

Растение -живой организм.

   

Царство бактерии.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся:

называть:

группы различные бактерий, процессы жизнедеятельности бактерий, формы бактерий.

характеризовать:

строение, функции клеток бактерий;

строение и жизнедеятельность бактериального организма ; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, симбионтов, паразитов.) их роль в природе.

распознавать:

бактерии среди других живых организмов на таблицах или рисунках, группы бактерий по форме.

Термины и понятия

Бактерии, аэробы, анаэробы, сапрофиты, симбионты, паразиты, антибиотики. Кокки, спириллы, диплококки, вирионы, стрептококки, стафилококки.

68

Бактерии. Общая характеристика.

   

Царство Грибы.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся:

называть:

Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов и их охрана, примеры названий грибов и лишайников.

характеризовать:

строение, функции клеток грибов и лишайников;

строение и жизнедеятельность организма грибов и растений; их строение, питание, симбиоз грибов с растениями. грибы -паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека, особенности строения и жизнедеятельности сапротрофных и паразитических грибов.

- особенности строения клеток грибов и растений, находить черты сходства и различия..

соблюдать правила:

-профилактики отравления ядовитыми грибами.

владеть умениями:

- оказания первой помощи при отравлении грибами.

Термины и понятия

Гриб, микориза, плодовое тело, гиф, грибница, пластинчатые и трубчатые грибы, хитин, сапротрофы, паразиты, симбиоз, плесневые грибы, лишайник.

69

Царство Грибы.

   

70

Викторина «Учиться чтобы не отравиться»

   

Литература:

  1. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -М.:Просвещение,2014.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации