Урок русского языка в 3 классе по теме «Правила постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Объявление»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
Тема: «Правила постановки знаков препинания
в предложении с однородными членами.
Объявление»
3 класс УМК «Перспектива»
учителя начальных классов
Яндоло Натальи Владимировны
Технологическая карта урока русского языка
Раздел |
Язык – главный помощник в общении |
Тема |
Правила постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Объявление. |
Цель |
Научить использовать приобретённые знания по теме: «Правила постановки знаков препинания в предложении с однородными членами» в практической деятельности (при написании объявления). |
Задачи |
- развивать логическое мышление при составлении текста объявления; - развивать умение писать предложения с однородными членами, оформляя соответствующими знаками препинания; - воспитывать чувства сочувствия и ответственности к зимующим птицам. |
Основное содержание |
Построение текста объявления с предложениями, осложнёнными однородными членами. Актуализация знаний о типах предложений по интонации и по цели высказывания, о главных членах предложения. Развитие орфографической зоркости. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир тема: «животные», Литературное чтение тема: «Люби живое» |
Ресурсы |
Презентация к уроку, карточки для индивидуальной и групповой работы. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. |
1 этап самоопределение в деятельности |
||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Обучающие и развивающие задания |
Планируемый результат |
Мотивировать к изучению темы.
Развивать орфографическую зоркость. Обогащать словарный запас, развивать речь.
|
Громко прозвенел звонок. Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам! Создание эмоционального настроя на работу, актуализация имеющихся знаний.
Организация словарной работы.
|
Мы работаем над проектом «Птицы Самарской области». Мы собрали информацию о птицах, запомнили их названия, узнали, чем можно кормить птиц зимой, сделали кормушку. У каждого ребёнка бланк объявления с фотографиями птиц (приложение 1) Просмотр презентации слайды 2- 10 Пишут на бланках: синица, снегирь, щегол, галка, сорока, свиристель, воробей, голубь, ворона. Самопроверка.
|
Расскажите, над каким проектом мы работаем? Что уже знаем?
1.Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.(синица) 2. «Где летом пели зяблики, сегодня – посмотри, как розовые яблоки на ветках …»(снегири) 3. Какого человека мы называем именем этой птицы? ( щёголь – щегол) 4. Начинается считалка: на дубу скворец и … (галка) 5. Не сидит она на месте: На хвосте разносит вести.(сорока) 6. В древнерусском языке было слово свиристеть – значит громко свистеть. Птицу за её голос так и назвали … ( свиристель) 7. Маленький мальчишка В сером армячишке По полям шныряет, Крохи собирает. (воробей) 8. Не простая птица, а символ мира. ( голубь) 9. Окраской сероватая, Повадкой вороватая, Известная персона… (ворона) Работа в парах, взаимопроверка. |
Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы.
Коммуникативные: формулировать понятное для партнёра высказывание, в рамках учебного диалога
Регулятивные УУД: выполнять самопроверку.
Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению.
|
2 этап Учебно – познавательная деятельность |
||||
Усвоить определение понятия «объявление». Воспитывать сочувствие и ответственность к зимующим птицам |
Создаёт проблемную ситуацию. Вводит определение понятия «объявление».
|
12 слайд читают: В суровую зиму из 10 птиц выживает только 1! Есть ИДЕЯ! Когда людям нужно сообщить всем окружающим о чём – либо, они пишут объявление. Составим объявления и расклеим их в посёлке: «Птицам нужна помощь!» |
Что делать?
Читают определение: Объявление – это официальное извещение о чём- нибудь. |
Личностные:
проявлять желание помочь зимующим птицам и написать объявление Познавательные УУД: усвоить определение понятия «объявление» |
3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
||||
Научить составлять текст объявления, используя однородные члены предложения; оформлять текст в соответствии с требованиями
Научить использовать приобретённые знания в практической деятельности
|
Организует работу в группах для составления плана объявления
Организует работу в группах для составления текста объявления. |
Повторяют правила дружной работы Слайд 18 Работая в группе, выбирают необходимые пункты плана объявления, исключают лишнее, аргументируют свой выбор. Взаимопроверка при помощи презентации Просмотр слайдов 20 -25
1 группа СИНИЧКИ Выполняют задания. Объясняют орфограммы и знаки препинания. Диктуют первое предложение : В нашем посёлке остались зимовать синицы, воробьи, сороки, голуби, вороны, галки.
2 группа ВОРОБЬИ Выполняют задания. Объясняют орфограммы и знаки препинания. Диктуют предложение: От голода птички слабеют и замерзают.
ФИЗМИНУТКА 3 группа СНЕГИРИ Выполняют задания. Объясняют орфограммы и знаки препинания. Диктуют предложения: Пожалейте пернатых друзей! Сделайте кормушки!
4 группа СВИРИСТЕЛИ Выполняют задания. Объясняют орфограммы и знаки препинания. Диктуют предложение: Положите в кормушку семечки арбуза, дыни, подсолнечника, крошки белого хлеба, сухие ягоды, кусочки несолёного сала.
|
Птицы хотят нам помочь и предлагают вопросный план будущего объявления. Выберите нужные пункты плана и расположите их в правильном порядке. 1.Какие птицы остаются зимовать в нашем посёлке? 2.Куда улетают перелётные птицы? 3.От чего слабеют и замерзают птицы? 4.Почему улетают перелётные птицы? 5. Как люди могут помочь зимующим птицам? 6.Что положить в кормушку?
Задания 1 группе 1.Продолжите правило Однородные члены предложения отвечают … 2.В предложении однородные члены предложения относятся к.. 3. Замените эти предложения одним. Вставьте пропущенные буквы, объясните. Объясните постановку запятых. Продиктуйте классу. В нашем посёлке остались з__мовать синицы. В нашем посёлке остались з__мовать вороб__и. В нашем посёлке остались з__мовать с__роки. В нашем посёлке остались з__мовать голуби. В нашем посёлке остались з__мовать в__роны. В нашем посёлке остались з__мовать галки. Задания 2 группе 1.Продолжите правило. Между однородными членами предложения ставится… 2. Однородными могут быть главные и … 3. Составьте предложение с однородными членами. Объясните орфограммы. Продиктуйте классу. зам__рзают от гол__да птич__ки и сл__беют зам__рзают ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Задания 3 группе 1.Продолжи правило. Если однородные члены предложения соединены одиночным союзом и между ними … 2.По цели высказывания предложения бывают…, а по интонации… 3. Из данных предложений выберите только побудительные. Объясните орфограммы. Продиктуйте. Пож__лейте п__рнатых друзей Нам очень жалко голодных птичек Дети сделали для птиц кормушки Сделайте к__рмушки Задания 4 группе. 1.Продолжите правило: Несколько подлежащих … Несколько сказуемых …. 2. Между однородными членами … 3. дополните предложение. Лишнее зачеркните. Положите в кормушку семечки арбуза семечки дыни семечки подсолнечника жареные семечки крошки белого хлеба крошки ржаного хлеба пшено солёные семечки сухие ягоды конфеты кусочки несолёного сала |
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с целью и в соответствии с планом Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для предоставления результата Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу составления и оформления текста объявления. Познавательные УУД: использовать знания об однородных членах предложения при составлении и оформлении текста объявления. Определять тип предложения по интонации и по цели высказывания, определять знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение. Р 12 егулятивные УУД: соотносить учебное действие с известным правилом, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
КоммуникативныеУУД: формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, осуществлять взаимный контроль и приходить к единому мнению. Личностные УУД: проявлять творческое отношение к процессу составления и оформления текста объявления. |
4 этап Рефлексия деятельности |
||||
Формировать адекватную самооценку, развивать внимание, умение обобщать и делать выводы |
Организует подведение итогов деятельности |
Самопроверка, самооценка Просмотр слайдов 28-29 Ученик читает стихотворение Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. |
Чему научились на уроке? Какие правила вы применяли на уроке? Объясните смысл слов Евгения Евтушенко |
Регулятивные УУД: выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Личностные УУД: понимание успешности при освоении темы |
Приложение 1
Внимательно прочитайте вопросы. Выберите нужные пункты плана и расположите их в правильном порядке. Лишнее зачеркните. |
Внимательно прочитайте вопросы. Выберите нужные пункты плана и расположите их в правильном порядке. Лишнее зачеркните |
||
|
1. Какие птицы остаются зимовать в нашем посёлке? |
|
1. Какие птицы остаются зимовать в нашем посёлке? |
|
2.Куда улетают перелётные птицы? |
|
2.Куда улетают перелётные птицы? |
|
3.От чего слабеют и замерзают птицы? |
|
3.От чего слабеют и замерзают птицы? |
|
4.Почему улетают перелётные птицы? |
|
4.Почему улетают перелётные птицы? |
|
5. Как люди могут помочь зимующим птицам? |
|
5. Как люди могут помочь зимующим птицам? |
|
6.Что положить в кормушку? |
6.Что положить в кормушку?
|
Приложение 2
1 группа СИНИЧКИ Продолжите правило. Однородные члены предложения отвечают … 2. В предложении однородные члены предложения относятся к.. 3. Замените эти предложения одним. Вставьте пропущенные буквы, объясните. Объясните постановку запятых. Продиктуйте классу. В нашем посёлке остались з__мовать синицы. В нашем посёлке остались з__мовать вороб__и. В нашем посёлке остались з__мовать с__роки. В нашем посёлке остались з__мовать голуби. В нашем посёлке остались з__мовать в__роны. В нашем посёлке остались з__мовать галки. |
2 группа ВОРОБЬИ Продолжите правило. Между однородными членами предложения ставится… 2. Однородными могут быть главные и … 3. Составьте предложение с однородными членами. Объясните орфограммы. Продиктуйте классу. зам__рзают от гол__да птич__ки и сл__беют зам__рзают |
3 группа СНЕГИРИ 1.Продолжи правило. Если однородные члены предложения соединены одиночным союзом и между ними … 2.По цели высказывания предложения бывают…, а по интонации… 3. Из данных предложений выберите только побудительные. Объясните орфограммы. Продиктуйте. Пож__лейте п__рнатых друзей Нам очень жалко голодных птичек Дети сделали для птиц кормушки Сделайте к__рмушки |
4 группа СВИРИСТЕЛИ 1.Продолжите правило: Несколько подлежащих … Несколько сказуемых …. 2. Между однородными членами … 3. Дополните предложение. Лишнее зачеркните. Положите в кормушку семечки арбуза семечки дыни семечки подсолнечника жареные семечки крошки белого хлеба крошки ржаного хлеба пшено солёные семечки сухие ягоды конфеты кусочки несолёного сала |