Урок русского языка по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» (11 класс, подготовка к ЕГЭ)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Урок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Класс 11
Учитель русского языка и литературы: Степанова М.Ю.
Цели:
- обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
- закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ
- познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ;
формировать самостоятельность, сообразительность.
Оборудование: учебник Греков, Крючков, Чешко Русский язык. 10-11-ый класс; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения»,
Ход урока
1.Организация урока.
Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается .
2.Словарная работа.
Сегодня мы с вами повторим слова-паронимы.Какие слова мы называем паронимами?
(П а р о н и м ы (от греческих корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.(Слайды 3,4,5,6)
Адресат — адресант. Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
* Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
* Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).
Воспитательный * — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).
*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).
* Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)
Составьте по два предложения с данными словами.
Такие слова встретятся нам на ЕГЭ при выполнении задания 5
(Слайды 7,8) Учащиеся выбирают правильный ответ.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
• 1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.
• 2.Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
• 3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе
• 4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
• 1.Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
• 2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..
• 3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
• 4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях
Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Почему здесь поставлена запятая?
- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)
- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 1) – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( с 15-19 задания - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия – различие БСП и однородных членов предложения, в 24 задании; при работе с текстом в 25 задании).
- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений).
- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)
Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).
- Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами.
- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.
III. Освоение предметного содержания.
- Итак, прозвучало несколько примеров, видим, что существуют разные комбинации с о/ч, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).
- Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. - Прочитайте про себя §72, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебника (слайд №7). Еще раз посмотрите схемы, правила (слайды № 13-18).
- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.
- Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное – да, все схемы есть. Задания на пунктуационные нормы языка содержатся с 15 по 19 на ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в 15,17. Поэтому для следующего задания я выбрала подобные примеры
15задание на ЕГЭ. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1. Врубель был необычным и очень интересным художником.
2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое.
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
Проверим на практике, какие могут быть комбинации однородных членов предложения, не рассмотренные нами..?
1.Трудные случаи
- Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член – по канавам).
- Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма человека, а дальше - «наполнение»).
- Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом)
- Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор – одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).
Ученик делает вывод об однородных членах предложения (по вопросам):
1) С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
2) Зависят ли они друг от друга?
3) На какой вопрос отвечают?
4) Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
5) Как ставятся знаки препинания?
6) Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).
III Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в 7 задании ЕГЭ.
Задание
Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).
1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.
2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни.(показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.
3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.
4. Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия – пародия на нелогичную речь)
IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?
(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).
Задание
Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в 5 задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении (5 задание на слайде)
/data/files/m1508217181.ppt ("Знаки препинания при однородных членах предложения«)
1. И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
2. Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).
Вывод по уроку
Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания части С – К6.
Вслушаемся в эти последние строки стихотворения. Они обращены и к тебе, слушатель, и ко мне, и к твоим товарищам, и ко всем нам. Они завещание двадцати миллионов, погибших за нас с тобой. За наше мирное небо. Они обращены к нашей совести и к нашему долгу не забыть о них.
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»
Мир – это счастье для всех, живущих на земле.
Мир – это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.
Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы.
Выполните пунктуационный разбор предложений.
Рефлексия:
1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..
2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..
3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А ) СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК…….
4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
«Я помню чудное мгновенье…» или «Зимы ждала, ждала природа…»