Урок русского языка на тему «Имя существительное как часть речи» (5 класс)
Презентация
PPTX / 3.35 Мб
/data/files/e1578842633.pptx (Презентация)Тема: «Имя существительное как часть речи».
Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его правописанием.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие об имени существительном; способствовать формированию умения распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный
-частично-поисковый
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоклипы и аудиозапись
Ход урока
1. Рапорт дежурного о готовности к уроку.
2. Организационный момент.
Урок русского языка. К нам сегодня пришли гости, а когда гости – это всегда праздник. Улыбнулись всем и начнем урок. А какие праздники, ребята, вы знаете?
Одному из этих праздников посвящен наш урок, а какому… Вы узнаете, решив ребус:
ПРОБСЕДА
- Зачеркнуть 2 и 5 буквы. Так какое слово у нас получилось? Победа.
- СЕГОДНЯ, ребята, мы посвятим наш урок русского языка 75 летию Победы в Великой Отечественной войне.
(слайд2)
22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг - фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ. В том числе и жители нашего небольшого города – Ливны, жители Орловщины.
Речевая разминка
Не было б нас, если б не они!
Не было б вас, если б не они!
Не было б всех, если б не они!
Не было б страны, если б не они –
ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ!
3.Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Через воссоздание картины военных лет мы продолжим работать с темой…
- А над какой темой мы будем работать? Мы узнаем после проверки домашнего задания.
А что нам было задано на дом?
4. Проверка домашнего задания.
Упр. 158.
Кто на елке на суку счет ведет « Ку-ку, ку-ку?» кукушка
Скажи мне, реченька лесная, водичка у тебя какая? лесная
Петя- петушок, в сказке какой у тебя гребешок? золотой
Что делают спицы в руках мастерицы? вяжут
1 группа – работа по карточкам (по 1 вопросу)
2 группа - фронтальный опрос
- Какое слово отвечает на вопрос – кто?
- Какие слова указывают на признак предмета?
- А что делают спицы в руках мастерицы?
( проверка работы по карточке )
- Ребята, скажите, какое слово отвечает на вопрос кто?
- А что это слово обозначает?
-Какой частью речи является?
- Так вот, сегодня мы будем работать над темой имя существительное, будем учиться распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать вывод.
А сейчас правильно сели и записали число и тему урока.
5.Минутка чистописания.
25 ноября — 25 декабря 1941 г. Немцы в Ливнах
(слайд 4)
Население окрестных деревень, близлежащие села, в том числе Ливны, были стерты с лица земли за две недели сплошных, ни на минуту не прекращающихся боев. Фашисты через Ливны шли на Елец, затем их целью была – Москва.
(пальчиковая гимнастика «Колечки» под рифмы стихотворения) (слайд 6)
Так и на нашу малую родину пришла война
Очень страшно становится,
Если слышишь жуткое слово – война,
Над планетой, над целым миром
Тянет чёрные руки она.
ВОЙНА
Подберите противоположное по смыслу слово к слову – война (мир).
Запишите красиво, с любовью букву м и самые главные для нас слова мир, мирить, мирный – соблюдая все правила чистописания.
Ммм ммм мир мирное мирить
- Какие слова вы записали?
- Какие это слова?
-Какое слово является именем существительным? Почему?
6. Словарная работа. (слайд 7)
Война (выберете из данных слов те, которые относятся к слову ВОЙНА) слова отпечатаны и распределены по классу)
Ученик выбирает из данных слов нужное и крепит его на доске.
(Горе, н.род, г. рой, с. лдат, с.вер, боль, смерть, з.щита, п.беда, з.бота, гр.ница)
- Выпишите только три слова, написание которых нужно запомнить.
( один ребенок работает у доски, один по карточке, остальные в тетрадях)
7. Работа по теме урока. ( Слайд )
Город стал “мертвым”. Но дух его защитников был не сломлен. В жестоких боях на Ливенкой земле воины проявляли массовый героизм и бесстрашие. Сотни воинов сложили свои головы, защищая древний русский город Ливны.
Они похоронены в братской могиле городского парка. (слайд )
Мой прадедушка был солдат.
Командир над взводом.
Погиб как герой в боях под Москвой.
Когда в День Победы гремит салют, я с гордостью думаю о нем.
- Ребята, прочитайте текст.
- Давайте еще раз прочитаем этот текст, о чем или о ком говориться в тексте?
- Назовите слова, которые помогают нам понять о ком этот рассказ.
Слова:
Солдат, командир, герой, Москва, гордость, боль.
Как вы думаете, почему мы назвали эти слова?
( написание этих слов нужно запомнить….
эти слова говорят нам о Победе, мужестве и стойкости….
эти слова каждый из нас этого поколения должны произносить с гордостью)
- Давайте поставим к ним вопросы. ( Взять два слова солдат и салют)
- Что обозначают эти слова?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Какой вывод мы можем сделать?
( таблица)
- Прочитаем правило в учебнике.
Физкультминутка.
Я, ребята, на войне
В бой ходил,
Горел в огне,
Мерз в окопах под Москвой
Но, как видите, -
Живой!
Не имел, ребята, права
Умереть я на снегу,
Утонуть на переправе,
Дом родной отдать врагу.
VI. Классификация слов по категориям:
Воспоминание детей войны. ( слайд 11)
Во время войны у детей не было детства, они воевали, как могли против фашистов, завоевывав, свободу и мир для нас. Чтобы мы с вами учились и работали.
Игра «Зачеркни лишнее»
Учитель, водитель, врач, человек, повар.
Рожь, гречиха, подсолнух, яблоко.
Ножовка, карандаш, молоток, топор.
Свадьба, день рождение, крестины, месяц.
Упражнение 162
Профессии –библиотекарь, ….
Растения- пш.ница,…
Инструменты- дол.то,…
События – к.никулы,…
( предлагаемые слова: победа, молоток, рожь, учитель)
VII Обобщение и систематизация полученных знаний
В городском парке находится братская могила, в которой захоронены защитники Ливенской земли. И когда вы отдыхаете под сенью разросшихся деревьев, помните, что этот покой, эту тишину завоевали для вас те, кто навсегда остался в Ливенской земле, отдал за нее свою жизнь и спит вечным сном в братской могиле.
- А в селе Крутом есть братская могила?
-Составление предложений со словом МИР (ассоциативный куст)
(дети называют слова)
Счастье, радость, смех, мирное небо, жизнь, мама, солнце, дети, добро …
Давайте, используя слова нашего дерева, составим «Письмо в прошлое». Что бы вы хотели сказать героям того времени?
Коллективная работа и работа в парах.
Мы, дети нового поколения!
Говорим спасибо вам, бесстрашным героям того времени!
Спасибо за счастье, радость и смех!!!
Спасибо за жизнь и мирное небо!!!
( дети подбирают слова к последним двум строчкам)
- Эти письмо мы кладем в коробочку и возложим на братской могиле, в знак памяти о героях Великой Отечественной войны.
6. Итог урока: (слайд 17)
- Что вы узнали на уроке?
- Какая приближается Великая дата?
- Что такое имя существительное? (это часть речи)
- Что оно обозначает? ( предметы, события, явления)
- На какие вопросы отвечает?
Какое у вас чувство вызвал этот урок?
- Клянемся!!! Помнить всех!!! Кто в горький час сам погиб, но Землю спас!!!
7. Д.з. и оценки за урок