Урок русского языка на тему «Имя существительное как часть речи» (5 класс)

9
0
Материал опубликован 12 January 2020 в группе

Презентация
PPTX / 3.35 Мб

/data/files/e1578842633.pptx (Презентация)Тема: «Имя существительное как часть речи».


Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его правописанием.


Задачи урока:


Образовательные:

дать понятие об имени существительном; способствовать формированию умения распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный

-частично-поисковый


Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоклипы и аудиозапись



Ход урока

1. Рапорт дежурного о готовности к уроку.

2. Организационный момент.

Урок русского языка. К нам сегодня пришли гости, а когда гости – это всегда праздник. Улыбнулись всем и начнем урок. А какие праздники, ребята, вы знаете?

Одному из этих праздников посвящен наш урок, а какому… Вы узнаете, решив ребус:


ПРОБСЕДА

- Зачеркнуть 2 и 5 буквы. Так какое слово у нас получилось? Победа.


- СЕГОДНЯ, ребята, мы посвятим наш урок русского языка 75 летию Победы в Великой Отечественной войне.

(слайд2)

22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг - фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ. В том числе и жители нашего небольшого города – Ливны, жители Орловщины.

Речевая разминка

Не было б нас, если б не они!

Не было б вас, если б не они!

Не было б всех, если б не они!

Не было б страны, если б не они –

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ!


3.Сообщение темы и цели урока.


Учитель.  Через воссоздание картины военных лет мы продолжим работать с темой…

- А над какой темой мы будем работать? Мы узнаем после проверки домашнего задания.

А что нам было задано на дом?


4. Проверка домашнего задания.

Упр. 158.

Кто на елке на суку счет ведет « Ку-ку, ку-ку?» кукушка

Скажи мне, реченька лесная, водичка у тебя какая? лесная

Петя- петушок, в сказке какой у тебя гребешок? золотой

Что делают спицы в руках мастерицы? вяжут



1 группа – работа по карточкам (по 1 вопросу)

2 группа - фронтальный опрос

- Какое слово отвечает на вопрос – кто?

- Какие слова указывают на признак предмета?

- А что делают спицы в руках мастерицы?

( проверка работы по карточке )

- Ребята, скажите, какое слово отвечает на вопрос кто?

- А что это слово обозначает?

-Какой частью речи является?

- Так вот, сегодня мы будем работать над темой имя существительное, будем учиться распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать вывод.

А сейчас правильно сели и записали число и тему урока.





5.Минутка чистописания.

25 ноября — 25 декабря 1941 г. Немцы в Ливнах

(слайд 4)


Население окрестных деревень, близлежащие села, в том числе Ливны, были стерты с лица земли за две недели сплошных, ни на минуту не прекращающихся боев. Фашисты через Ливны шли на Елец, затем их целью была – Москва.

(пальчиковая гимнастика «Колечки» под рифмы стихотворения) (слайд 6)

Так и на нашу малую родину пришла война


Очень страшно становится,

Если слышишь жуткое слово – война,
Над планетой, над целым миром
Тянет чёрные руки она.
ВОЙНА

Подберите противоположное по смыслу слово к слову – война (мир).


Запишите красиво, с любовью букву м и самые главные для нас слова мир, мирить, мирный – соблюдая все правила чистописания.


Ммм ммм мир мирное мирить


- Какие слова вы записали?

- Какие это слова?

-Какое слово является именем существительным? Почему?




6. Словарная работа. (слайд 7)

Война (выберете из данных слов те, которые относятся к слову ВОЙНА) слова отпечатаны и распределены по классу)

 Ученик выбирает из данных слов нужное и крепит его на доске.


(Горе, н.род, г. рой, с. лдат, с.вер, боль, смерть, з.щита, п.беда, з.бота, гр.ница)


- Выпишите только три слова, написание которых нужно запомнить.

( один ребенок работает у доски, один по карточке, остальные в тетрадях)



7. Работа по теме урока. ( Слайд )

  Город стал “мертвым”. Но дух его защитников был не сломлен. В жестоких боях на Ливенкой земле воины проявляли массовый героизм и бесстрашие. Сотни воинов сложили свои головы, защищая древний русский город Ливны.

Они похоронены в братской могиле городского парка. (слайд )

Мой прадедушка был солдат.

Командир над взводом.

Погиб как герой в боях под Москвой.

Когда в День Победы  гремит салют, я с гордостью думаю о нем.

- Ребята, прочитайте текст.

- Давайте еще раз прочитаем этот текст, о чем или о ком говориться в тексте?

- Назовите слова, которые помогают нам понять о ком этот рассказ.


Слова:

Солдат, командир, герой, Москва, гордость, боль.


Как вы думаете, почему мы назвали эти слова?

( написание этих слов нужно запомнить….

эти слова говорят нам о Победе, мужестве и стойкости….

эти слова каждый из нас этого поколения должны произносить с гордостью)


- Давайте поставим к ним вопросы. ( Взять два слова солдат и салют)

- Что обозначают эти слова?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какой вывод мы можем сделать?

( таблица)

- Прочитаем правило в учебнике.




Физкультминутка.


Я, ребята, на войне

В бой ходил,

Горел в огне,

Мерз в окопах под Москвой

Но, как видите, -

Живой!

Не имел, ребята, права

Умереть я на снегу,

Утонуть на переправе,

Дом родной отдать врагу.


VI. Классификация слов по категориям:

Воспоминание детей войны. ( слайд 11)

Во время войны у детей не было детства, они воевали, как могли против фашистов, завоевывав, свободу и мир для нас. Чтобы мы с вами учились и работали.

Игра «Зачеркни лишнее»

Учитель, водитель, врач, человек, повар.

Рожь, гречиха, подсолнух, яблоко.

Ножовка, карандаш, молоток, топор.

Свадьба, день рождение, крестины, месяц.





Упражнение 162

Профессии –библиотекарь, ….

Растения- пш.ница,…

Инструменты- дол.то,…

События – к.никулы,…

( предлагаемые слова: победа, молоток, рожь, учитель)









VII Обобщение и систематизация полученных знаний

В городском парке находится братская могила, в которой захоронены защитники Ливенской земли. И когда вы отдыхаете под сенью разросшихся деревьев, помните, что этот покой, эту тишину завоевали для вас те, кто навсегда остался в Ливенской земле, отдал за нее свою жизнь и спит вечным сном в братской могиле.

- А в селе Крутом есть братская могила?


-Составление предложений со словом МИР (ассоциативный куст)

(дети называют слова)
Счастье, радость, смех, мирное небо, жизнь, мама, солнце, дети, добро …
Давайте, используя слова нашего дерева, составим «Письмо в прошлое». Что бы вы хотели сказать героям того времени?

Коллективная работа и работа в парах.

Мы, дети нового поколения!

Говорим спасибо вам, бесстрашным героям того времени!

Спасибо за счастье, радость и смех!!!

Спасибо за жизнь и мирное небо!!!

( дети подбирают слова к последним двум строчкам)

- Эти письмо мы кладем в коробочку и возложим на братской могиле, в знак памяти о героях Великой Отечественной войны.


6. Итог урока: (слайд 17)

- Что вы узнали на уроке?

- Какая приближается Великая дата?

- Что такое имя существительное? (это часть речи)

- Что оно обозначает? ( предметы, события, явления)

- На какие вопросы отвечает?

Какое у вас чувство вызвал этот урок?

- Клянемся!!! Помнить всех!!! Кто в горький час сам погиб, но Землю спас!!!

7. Д.з. и оценки за урок






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации