Технологическая карта открытого урока русского языка по теме «Краткие имена прилагательные» (5 класс)
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Тугулук
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
Технологическая карта
открытого урока русского языка по теме
«Краткие прилагательные»
Презентация к уроку
PPTX / 2.1 Мб
Разработчик:
Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с Тугулук
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
2019 год
Тема урока: «Краткие прилагательные»
Класс: 6
УМК: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Рыбченковой Л.М., М. Дрофа, 2013 г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Образовательные: формирование навыков опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их грамматические особенности и синтаксическую роль.
Развивающие: формирование умения различать полную и краткую формы имён прилагательных, определять их синтаксическую роль; формирование коммуникативных навыков и способности к конструктивному сотрудничеству, развитие мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные: формирование самостоятельности при работе; чувства патриотизма, любви к Родине, природе.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- формировать умения работать с информацией, с поэтическим текстом;
-выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
- формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД:
- формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность;
- оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.
Личностные УУД:
- формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы, презентация, фишбоун ( скелет рыбы).
Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ, английский язык.
Методы и приёмы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, опережающее обучение.
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты (УУД)
| ||||||||||||
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. — Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.
| Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, самоопределение и самовосприятие. | ||||||||||||
Мотивация учебной деятельности
| - Давайте с вами познакомимся. Назовите своё имя и черту характера. - Меня зовут Инна Владимировна. Я, творческая и активная….
- Ребята, а слова какой части речи помогли вам так точно и красочно описать себя? - Правильно. Это прилагательные.
| Каждый учащийся называет своё имя и черту характера.
Самостоятельно называют часть речи. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||||
Актуализация знаний
| - На предыдущих уроках вы уже говорили об имени прилагательном. Давайте вспомним, что это за часть речи. На столах у каждого рабочий лист. Запишите в нём число, классная работа. Ребята, перед вами фишбоун. Кто знает, что означает слово «фиш» в переводе с английского языка? Правильно. А означает оно рыба, «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно сейчас вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и заполнить скелет ключевыми словами и фразами. В голове рыбы запишем название части речи.
- Ну что, вперёд? Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.
- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) -Молодцы!
По ходу работы детей заполняет фишбоун.
- Скажите, с какой частью речи и в чём согласуются имена прилагательные? (С существительным в роде, числе, падеже) - Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении? ( Они могут быть определением и сказуемым).
| Переводят слова с английского языка и составляют словосочетание.
Формулируют определение.
Называют морфологические признаки прилагательного.
Называют часть речи и признаки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||||
Постановка учебных целей
| Организует погружение в проблему. Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю распределить слова на группы. Данную работу вы выполните в рабочих листах. Приём «Классификация» Яркая, ярка, весёлая, весела, интересная, интересна, удивительная, удивительна, увлекательная, увлекательна. – Давайте проверим вашу работу. А по какому принципу распределили слова? Сверьте со слайдом. Прилагательные полные и краткие. - Молодцы! Правильно. - Ребята, а как вы считаете, что мы можем описать при помощи данных прилагательных? - Как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока «Краткие прилагательные» - А какую цель мы поставим перед собой на уроке? - Мы заполнили с вами лишь третью часть фишбоуна. А можете ли вы сходу заполнить всё остальное. | Распределяют слова на две группы.
Аргументируют свои ответы. Называют прилагательные полные и краткие.
Предлагают варианты ответов.
Формулируют цель урока.
Дают ответ. |
Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока, цели. | ||||||||||||
«Открытие» новых знаний
| - Организует учебное исследование, предлагая поработать со стихотворением Н.Заболоцкого «Над морем», чтобы закончить работу с фишбоуном.
Н. Заболоцкий Над морем Скопление синиц здесь свищет на рассвете, - Найдите в стихотворении имена прилагательные. - Определите, какие это прилагательные - полные или краткие. - На какие вопросы они отвечают? (Каков? Какова? Каково? Каковы?) - Выпишите одно полное и краткое прилагательное с существительным. Просклоняйте их. Тяжёлый виноград Виноград прозрачен Неподвижных скал Виноград ал - К какому выводу пришли? (Ответы детей: полные прилагательные изменяются по падежам, родам (ед. ч. ) и числам, а краткие – только по числам и родам ( в ед. ч.) - Подчеркните прилагательные как члены предложения. - Сделайте вывод. (Ответы детей, проверка по слайду) - Молодцы. А сейчас откройте учебники и проверьте себя. Давайте потренируемся в образовании кратких прилагательных. (Работа с упр. 338 учебника Л.М. Рыбченковой) Данную работу мы выполним по вариантам: 1 вариант будет работать с первыми 5 прилагательными (лёгкий, правильная, грустное, старый, простой); 2 вариант с остальными 5 прилагательными (сухое, радостная, высокий, глупый, умная). А затем мы проверим ваши работы.
|
| Регулятивные: умение анализировать, целеполагание Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
| ||||||||||||
Минута релаксации. (Звучит музыка «Море»)
| (Звучит музыка «Море») - А сейчас отдохните, закройте глаза и представьте, что вы идёте по берегу Чёрного моря, слышите шум прибоя. На берег набегают шаловливые волны и медленно откатываются назад. Чайки летают над морем и зовут вас в неизведанные дали. Откройте глаза и продолжите рассказ своими впечатлениями. Добавьте по одному предложению, чтобы у нас получился связный текст. - А когда я думаю о море, часто представляю берег, покрытый жёлтым сыпучим песком и склон горы с колючим кустарником. Сыпучий песок, колючий кустарник - Давайте образуем от данных прилагательных краткую форму. Что у нас получилось? (Сыпуч(Ь), колюч (Ь). - Ребята, а как вы считаете, после шипящих на конце кратких прилагательных Ь пишется или нет. Я предлагаю вам обратиться к учебнику и самостоятельно узнать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий. Работа с учебником на стр. 37. . - А чтобы закрепить правописание кратких прилагательных с основой на шипящий, выполним упражнение 339.
- Как же пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий? Заполнение фишбоуна. Ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы узнаете много нового о прилагательном: познакомитесь со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.
| Учащиеся закрывают глаза и представляют морской берег. Затем добавляют по 1 предложению в описание моря.
Образуют краткую форму.
Ответы учащихся. Работа со словосочетаниями.
выходят к доске, записывают предложение и объясняют правописание слов)
Вывод: у кратких прилагательных мужского рода после шипящих не пишется ь. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение | ||||||||||||
Рефлексия | - Молодцы! Вы хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна». Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный, рисуете волну вверх, если неверный – вниз.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. (+) Имена прилагательные могут быть полными и краткими.(+) Краткие прилагательные бывают обстоятельствами. (-) Краткие прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.(-) В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.(+) Прилагательное «жгуч» - полное.(-) - Ребята, оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка. Эта рыбка - результат ваших знаний, усвоенных по теме «Имя прилагательное». Критерии оценки: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 - 3 ошибки – «3» Подведение итогов урока. - Ребята, а достигли ли мы цели урока? Наш урок подошёл к завершению, я надеюсь, что он открыл для вас новые знания и принёс радость общения друг с другом. - Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. |
| Познавательные: рефлексия Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | ||||||||||||
Домашнее задание (дифференцированное) | 1 уровень: придумайте небольшое стихотворение, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные. 2-3 уровень: упр. 341
| Записывают домашнее задание.
|
|