Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное»

2
0
Материал опубликован 6 September 2017 в группе

2. Имя прилагательное

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы како́й ?, кака́я?, какое?, каки́е?, чей?

Задание 1


 

Опиши картинку. Используй вопросы какой? какая?

 

 

Задание 2

Прочитайте диалог по ролям. Найдите и выпишите имена прилагательные.

Диалог «Сорока и Заяц»


 

-Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

-Э-э, сорока. Всё равно плохо…

-Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

-Э-э, сорока, невелико счастье…

-Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

-Э-э, сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья!

 

Задание 3

 

От имени существительного образуй имя прилагательное.

 

Овощи (суп какой?)

 

Книги (шкаф какой?)

КАКИЕ?

Цветы (запах какой?)


 

КАКОЙ?

Хлеб (квас какой?)

КАКАЯ?

Игрушки (пистолет какой?)


 

Обувь (магазин какой?)

КАКОЕ?


 

Задание 4


 

Восстановите текст. Вставьте имена прилагательные.


 

Алёнушка


 

Алёнушка была_________________сестрой. Девочка очень опечалилась, когда её____________братец превратился в ____________козлёночка.

От _________тоски она пришла к ___________озеру. Кругом_____лес.___________вода в озере.________небо над головой. Села Алёнушка на ___камень. Такая она _________.Не грусти _________Алёнушка. Скоро будешь ты играть с _________братцем.

 

 

Задание 5


 

Рассмотри рисунки. Образуй от существительных имена прилагательные. Составь с тремя из них предложения.

 

 

 

Задание 6


 

Напиши пять качественных имён прилагательных.


 

 

Задание 7


 

Напиши семь притяжательных прилагательных.

 

Задание 8


 

Используя стихотворение, заполни табличку.


 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

     
     
     
     
     

 

Тим Собакин

До будущего лета


 

Уходит тихо Лето,

одетое в листву.

И остаются где-то

во сне и наяву:

серебряная мушка

в сетях у паука,

не выпитая кружка

парного молока.


 

И ручеёк стеклянный,

И тёплая земля,

и над лесной поляной

жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,

одетая в туман.

Она с собой приносит

дожди из разных стран.

И листьев жёлтых ворох,

и аромат грибной,

и сырость в тёмных норах.


 

Задание 9

 

Найди нужное слово, а помогут тебе прилагательные.

 

1. Серый, хищный, жадный... Волк

2. Рыжая, хитрая, ловкая...

3. Косой, слабый, трусливый...

4. Большой, косолапый...

5. Дождливая, холодная...

6. Серое, хмурое...

7. Полосатый, сладкий, красный...

8. Снежная, морозная...

9. Зелёная, колючая, пушистая...

Задание 10

Вспомни русскую народную сказку и опиши её героев.

-внешность

-характер

Задание 11

Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся.

Золотая Арбузы

Маленьким Листвы

Пушистую Яблока

Мокрой Одуванчикам

Вкусные Кошку

Спелого Рыбка

Задание 12

Составь мини-сочинение «Золотая осень», используя прилагательные.

Золотая, серый, хмурое, весёлое, холодная, осенняя, мокрая, тёплая,

дождливая, грустная, багряные, жёлтые, красные, зелёные,

Степени сравнения прилагательных

Задание 12

От следующих прилагательных образуйте простую форму превосходной степени и простую форму сравнительной степени.

Добрый________________________

Умный_________________________

Сильный_______________________

Высокий________________________

Задание 13

Определи, какое имя прилагательное в превосходной степени сравнения, а какое - в сравнительной.

Огромнейший, великий, самый большой, величайший, здоровее, более смелый, смелее, меньше, самый маленький, длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, хороший, лучший, самый хороший.

Задание 14

Исправь ошибки в предложениях.


 

Эта ложка железнее, чем та

Моя мама молодее твоей

Осенью в лесу очень красивее, чем зимой

Он более менее короткий

Задание 15

Сочини четверостишие, используя имена прилагательные.

Дорогой

Родной

Любимый

Ранимый

Задание 16

Придумайте прилагательные, характеризующие урок по первым буквам.

У-___________________

Р-___________________

О-___________________

К-___________________

Задание 17

Сравни предметы, используя прилагательные сравнительной и превосходной степени.

Страничка для любознательных

У вас не сводит скулы при слове «грамматика»? Бесконечные правила, части речи, члены предложения и разборы, разборы, разборы – морфологический, словообразовательный, фонетический… Бессмысленная рутина. А между тем грамматика – это любопытнейшая вещь, и если выбраться из-под завала правил и определений, можно сделать массу интереснейших открытий.

Вот, к примеру, тема – имя прилагательное. Начинается ее изучение с определения, что это такое: часть речи, которая… постоянные признаки, непостоянные признаки… Скучно. И непонятно – зачем?

Между тем еще Фонвизин в «Недоросле» попытался объяснить суть вещей устами Митрофанушки.

Правдин (взяв книгу): «Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?»

Митрофан: «Много. Существительна да прилагательна...»

Правдин: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?»

Митрофан: «Дверь, котора дверь?»

Правдин: «Котора дверь! Вот эта».

Митрофан: «Эта? Прилагательна».

Правдин: «Почему же?»

Митрофан: «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Смех в зале.

А между тем разницу между прилагательным и существительным Митрофан ухватил. Имя прилагательное действительно само по себе не с у щ е с т в у е т: оно приложено к предмету, помогает отличить один предмет от другого, похожего. Потому и называется – п р и л а г а т е л ь н ы м

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.