12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Белякова Наталья Фёдоровна43
2

Урок русского языка с элементами исследовательской деятельности на тему «Согласные звуки» (5 класс)

Урок с элементами исследовательской технологии «Согласные звуки»

Урок русского языка в 5 классе школы ВДЦ «Орлёнок» (учитель Белякова Наталья Фёдоровна)

Тема:

Гласные и согласные звуки

Тип урока:

Урок с элементами исследовательской деятельности

Цель:

Формирование системы знаний о разделе лингвистики «Фонетика», о роли самых маленьких единиц языка - звуков

Задачи:

1.Познакомить с особенностями образования гласных и согласных звуков, с работой артикуляционного аппарата.

2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью

3.Совершенствовать умение отчётливо произносить согласные звуки в скороговорках и при чтении вслух текстов различных функциональных стилей.

Развитие УУД при изучении темы

Личностные УУД: Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД: Целеполагание. Саморегуляция.

Познавательные УУД: Получение данных исследовательским путём. Извлечение информации из текстов.

Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество. Взаимодействие при работе в паре.

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

время

Организа ционный этап

Подготовить обучающихся к работе на уроке

Собраться, настроиться на работу

1мин

Этап актуализации знаний

Проводит лингвистическую разминку «Кто больше?»

-Дано слово лом. В каждом последующем слове заменяйте один звук (гласный или согласный). Побеждает тот, у кого получится самая длинная цепочка.

Выполняют творческое задание индивидуально в тетрадях.

 

Предполагаемые результаты разминки: лом – сом – сор – бор – вор – вой – рой – рай – пай – пар – пас – бас и т.д.

5 мин.

Результаты предметные:

Осознана смыслоразличительная роль звуков речи.

Развитие способности обучающихся к самореализации (метапредметные УУД)

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Создание учебной ситуации

- На примере лингвистической разминки мы увидели, что всего один звук может изменить смысл слова, образовать новое слово. Таким образом, роль этой маленькой единицы языка очень важна.

-А как вы думаете, какие звуки чаще употребляются в нашей речи – гласные или согласные?

-Пока мы не можем сказать, у кого из вас верное предположение. Давайте попробуем доказать верность ваших гипотез с помощью небольшого исследования.

Выдвигают гипотезы и пробуют их доказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

Результаты:

Формируется мотивация к познавательной и исследовательской деятельности (личностные УУД)

Этап исследования

Организует исследование, формируя исследовательские навыки (организационные моменты дублируются в презентации)

 

- Будем учиться проводить исследование.

Итак, запишем цель исследования: определить, какие звуки – гласные или согласные- преобладают в русской речи.

Гипотеза (предположение): (запишите свою гипотезу)

 

-Далее определим наши шаги к достижению цели:

1)Начертим в тетради таблицу (4 столбика, 6 строк)

Всего слов в отрывке

Всего букв

Гласных

Согласных

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

2) Исследуем отрывок из текста сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

1 ряд – стр. 123, 2 абзац

2 ряд.- стр. 125, 3 абзац

3 ряд – стр.125, 5 абзац

 

3) В конце исследования учитель отмечает тех, у кого получилась эффективная работа в паре, тех, кто вёл исследование наиболее внимательно.

 

Формулируют с помощью учителя цель исследования,

записывают свою гипотезу,

исследуют отрывок из текста,

вносят результаты в таблицу,

делают выводы,

сравнивают свои результаты с результатами других исследователей.

 

Работают в парах, распределяя между собой этапы деятельности.

 

Предполагаемый результат исследования:

 

 

Команды

Всего слов в отрывке

Всего букв

Гласных

Согласных

1 ряд

65

 

307

137

170

2 ряд

 

62

317

140

177

3 ряд

 

61

273

119

154

 

Вывод: в русской речи преобладает количество согласных

 

Сравнивают точность результатов, корректируют данные.

 

 

20 мин.

 

Результаты:

Осознают особенности русского языка (предметные)

Умеют распределять обязанности при работе в паре (метапредметные)

Знакомятся с элементами исследования (метапредметные)

Физкульт-минутка

для глаз

 

 

Выполняют несколько упражнений для глаз

1 мин.

Этап

освоения учебного материала

1.Учитель организует наблюдение за работой артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

 

2. Организует чтение теоретических сведений на с. 124-125

3. Работа со скороговорками.

 

Какой принцип заложен в скороговорках? Почему их так нелегко произносить? Зачем нужны скороговорки?

 

 

Обучающиеся произносят звуки [а], [з], положив ладонь на гортань; наблюдаем за тем, какие преграды встают на пути воздушной струи при произношении согласных звуков: [п], [м] (смыкаются губы), [т] (язык движется вперёд), [й] (язык находится в середине рта),

 

(язык преграждает путь воздушной струе сзади); [р] (язык вибрирует), [н] (воздух проходит через нос).

 

2.Читают вслух по очереди.

3.Обучающиеся вспоминают знакомые скороговорки, произносят их несколько раз подряд (работа в парах)

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

Результаты:

Осмысление того, что в процессе речевого общения спешить при говорении и чтении нельзя.(коммуникативные УУД)

Рефлексия

Учитель предлагает продолжить предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке у меня получилось…

 

Анализируют свою работу на уроке, уровень полученных знаний

 

Развивают умение оценивать собственную деятельность.

 

2 мин.

 

Результат:

Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке (предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Самооценка собственной деятельности (личностные)

Этап подведения итогов учителем

Учитель объявляет оценки, которые вносит в журнал, а также высказывает словесные оценки.

Благодарит за урок.

 

1 мин.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.