Урок русского языка в 5 классе «Фонетика. Гласные звуки»

8
2
Материал опубликован 22 September 2019

Информационная карта урока русского языка.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Класс: 5

Тема: Фонетика. Гласные звуки.

УУД:
Личностные: умение правильно оценивать себя: это позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач;

Регулятивные: умение ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации;

Познавательные: целеполагание, умение самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод;

Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Цель и задачи:

Цель: повторение изученного по теме «Фонетика», показ того, как образуются гласные звуки; развитие орфографических навыков, навыков самостоятельной работы, мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: углубить знания об отличии гласных звуков от согласных.

Развивающие: развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;

Воспитывающие: воспитывать языковую культуру, мотивацию к познавательной деятельности.

Основной дидактический метод: деятельностный

Частные методы и приемы: словесные, наглядные, игровые приемы.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, групповой работы, индивидуального подхода.

Описание методов оценивания: самооценка, оценка учителем.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное;

Предметные: осознание того, какое место занимает фонетика в системе наук о языке; понимание, как образуются звуки речи, умение отличать гласные звуки от согласных, различение понятия «звук» и «буква», понимание значения ударения, умение объяснять языковые явления;

Метапредметные: использование толкового словаря, извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения.

Ход урока:

Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу

Длительность этапа: 1 минута

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе: организаторская

Приемы и формы работы: приветствие учителя, проверка готовности детей к работе

Форма контроля: контроль учителя

Актуализация знаний, введение в тему.

Цель: повторение ранее усвоенных знаний, подведение детей к формулировке темы.

Длительность этапа: 5 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: оформление доски.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная (создание проблемной ситуации).

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая.

Приемы и формы работы: дидактическая игра «Собери слово», «корзина» идей.

Форма контроля: оценка учителем правильности рассуждения.

Слово учителя:

- Ребята! Вы ничего не замечаете?

- школьная доска прикрыта

- нет темы ( как вы думаете, я забыла ее написать, не успела или сделала это специально?)

Слово учителя:

- Давайте же вместе сформулируем тему нашего урока, а чтобы вам было легче это сделать, нам поможет небольшая игра: составим слово из первых букв слов, которые я вам буду называть:

Фонограмма, Озвучить, Написать, Естественный, Транскрипция, Изучение (изменение), Квадратные, Алфавит.

- получилось слово «Фонетика»

- Что означает данное слово? ( наука, которая изучает звуки)

- Какие звуки вы изучали в начальных классах? ( гласные, согласные, ударные, безударные, твердые и мягкие)

Посмотрите внимательно на доску, вас ничего не смущает?

Примерные ответы детей:

( число и классная работа написаны без гласных букв – пишем буквы, произносим звуки)

- Какая же у нас сегодня тема урока?

(ответы детей)

- запись темы на доске и в тетрадях: Фонетика. Гласные звуки.

3. Овладение новыми знаниями

Цель: обеспечение условиями для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Длительность этапа: 15 минут

Иллюстративные и дидактические материалы: учебник, таблица, дидактические игры

Форма организации деятельности: фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе: координирующая

Приемы и формы работы:

Игра «Четвертый лишний» (один ученик у доски )

- т, к, м, а; - н,з,х,о; - с,и,м,р; - л, й, ы, ф; - г, м,э,ж; - у, д, х,ч; -я, н, з,т; -ё, к,ж,с; -е,м,щ,й; -ю,в,ч,ц.

- Скажите мне, пожалуйста, это перед нами гласные звуки или буквы? (буквы)

- В русском языке больше гласных букв или звуков? (букв – 10,звуков – 6, не все буквы могут обозначать звуки) – ученик записывает гласные звуки на доске, остальные дети в тетрадях

- разобраться в том, как образуются гласные звуки, чем они отличаются от согласных звуков нам поможет сказка

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Гласный: Ты не прав!!! Давай дружить!!! Вместе мы справимся с любыми трудностями!!!

Чтение правила – с.122-123

Учитель обращает внимание на то, что гласные и согласные звуки пишутся в квадратных скобках.

Понятие «транскрипция» (запись слова по его звучанию)

Форма контроля: контроль правильности рассуждений учителем

4 этап Динамическая пауза

Учитель: Я буду называть слова, если в слове один гласный звук, вы поднимаете руки вверх, если два, то хлопаете в ладоши.

Сам, парта, сом, ручка, рак, лоб, глаза, корень, пол, мыло, поле, стул, уши, рот.

5 этап. Закрепление.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала ( 15 минут)

Иллюстративные и дидактические материалы: работа с таблицей, диктант « Плюс – минус»

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная

Функции преподавателя: консультативная

Приемы и формы работы: работа с таблицей «Гласные звуки», диктант «Плюс и минус», словарная работа со словами из рамки на стр.124

Форма контроля: взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя

К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова

звуки

примеры

[a]

 

[o]

 

[и]

 

[ы]

 

[э]

 

[у]

 


 

Диктант «Плюс и минус»

Если звук А в слове ударный, то плюс, если безударный – минус:

Щука, луна, книга, кошка, апельсин, часы, доска, вагон, мечта, салют, чернила.

(-,+,-,-,-, -, +,+,-,-) – один ученик у доски

- упр.267, стр.124 – работа в парах

6 этап. Обобщение изученной темы. Домашнее задание.

Цель: обобщение усвоенного, комментарий к домашнему заданию ( 5 минут)

Форма работы: фронтальная

Роль преподавателя: координирующая, консультативная

Формы и приемы работы:

- методика незаконченных предложений:

Звуки речи изучает…(фонетика)

Звуки речи бывают…(гласные, согласные…)

Гласные звуки состоят только…(из голоса)

При произношении гласных звуков…(нет препятствий)

Для того, чтобы мы лучше с вами запомнили отличие гласных звуков от согласных, нам помогут четверостишия:

- выразительное чтение учениками четверостиший о звуках

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Контроль учителя за ответами детей, за записью в дневниках, оценки за урок

Домашнее задание: правило, стр.122-123, словарная работа со словами из рамки на стр.124

Найти и записать значение слов, поставить ударение.

Записать слова, заключив вквадратные скобки, гласные звуки

Составить предложения с данными словами

Удивительный, изумительный, поразительный, дивный ,чудесный

7 этап рефлексия деятельности

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной работы учеников, достижения поставленной цели. ( 2 минуты)

Прием: «Самооценка учащихся»

Роль преподавателя: координирующая

Интернет-источники:

1. https://gigabaza.ru/doc/63411.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу!

23 September 2019