Урок русского языка с презентацией по теме «Состав слова» (3 класс)
Урок русского языка.
УМК «Школа России»
Составила: учитель начальных классов Митина Ольга Вячеславовна
Класс: 3 (третий)
Тема: Состав слова
Тип урока: закрепление
Форма проведения: сказка-путешествие
Цели:
образовательные:
- совершенствование знаний о составе слова, о его частях;
- закрепление знаний об однокоренных словах и формах слова;
- совершенствование умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова;
- введение в активный словарь учащихся понятий: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс;
развивающие:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей;
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи;
- обогащение и активизация словарного запаса детей;
- развитие орфографической и лексической зоркости;
- формирование самостоятельности и самооценки;
воспитательные:
- привитие любви к родному языку и пробуждение интереса к его изучению
- воспитание положительного отношения к знаниям, процессу обучения;
- формирование культуры общения;
- воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, сплочённости, взаимоуважения;
- воспитание аккуратности.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», отработают умение находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: учащиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий, учатся взаимопониманию и взаимодействию.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование:
мультимедийная презентация, индивидуальные памятки для учащихся «Состав слова», карточки с изображением земляники, школьный словообразовательный словарь русского языка, карточки с заданиями для групповой работы, разноуровневые карточки для самостоятельной домашней работы, смайлики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание положительного настроя на урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Сегодня у нас произойдёт необычное событие. Но для этого нужно, чтобы у всех было хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в сказку, в …….Отгадайте загадку и узнаете, куда.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём!
(лес)
- Мы отправимся в сказочный лес. Это лес особый – лес слов. ( Слайд 1 - изображение леса). Он очень большой и красивый. Мы не сможем побывать во всех уголках этого леса. Сегодня мы посетим то место, где растут части слова. Но в сказку попасть не просто. Сначала нужно выполнить задание. ( По щелчку на слайде 1 появляется запись Сказка начинается)
II. Чистописание
- Прочитайте запись.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове «сказка» и требует проверки. Какая это буква? (З) (По щелчку буква З выделятся на слайде1)
- Почему её нужно проверять? ( Ею обозначен парный согласный звук, после него не идёт гласный, значит его нужно проверять)
(Слайд 2 - по щелчку появляется запись: з зз ззз зззз)
- Определите закономерность написания букв. (Буква пишется в порядке увеличения на одну)
- Откройте тетради, подпишите число, классная работа, чтобы запомнить, когда было наше путешествие. Пропишите красиво и правильно строчную букву з.
III. Словарная работа
- Вы хорошо справились с заданием и попали в сказочный лес. (Слайд 3-появляется фея). Здесь нас встречает добрая фея Морфемика. Она хозяйка этого леса. А зовут её так потому, что она знает все части слова и управляет ими. Чтобы нам двигаться дальше, Морфемика предлагает разгадать кроссворд. (Слайд 4 - слова отгадки появляются по щелчку по мере отгадывания их детьми).
- Назовите слово, «спрятавшееся» по вертикали. (Состав)
IV. Формулировка темы и целей урока.
- Как вы думаете, связано ли это слово с темой нашего урока?
- Назовите тему. (Состав слова) (Слайд 5)
Примечание: данный урок второй по теме, алгоритм разбора слова по составу был введён на предыдущем уроке.
- Что мы будем повторять и закреплять на уроке, чему будем учиться? (Ответы детей)
-Правильно, сегодня мы повторим части слова, продолжим учиться разбирать слова по составу)
V. Работа по теме урока.
1. - Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова тоже сделаны из своего строительного материала, из частей. Каждая из частей вносит свою «смыслиночку». Назовите части слова. (Ответы детей)
(После того, как дети назвали части слова, они появляются на слайде 6.)
- Назовите главную часть основы. (Корень)
(По щелчку на слайде 6 корень выделяется)
- Молодцы! Фея Морфемика вами очень довольна. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
2. (Слайд 7- появляется камень с надписью) Посмотрите, что это у нас встретилось на пути? (Камень)
- А что на камне написано?
Налево пойдёшь-
На поляну с приставками зайдёшь.
Направо пойдёшь-
На поляну суффиксов набредёшь.
Прямо пойдёшь-
к корням попадёшь.
- Наша фея – хозяйка леса- предлагает вам пройтись по всем трём дорожкам. Отправляемся по прямой дорожке и попадаем в гости к корням. (Слайд 8 – корень уч)
Послушайте сказочную историю.
3. Корень УЧ.
Жил-был корень УЧ. Он был коротеньким, незаметным. Надоело ему одному жить на свете. Стал он просить фею Морфемику найти ему друзей-родственников. Фея взяла корень УЧ, посадила его на волшебной поляне, полила водичкой. И стал он расти, появился из земли росток, стал превращаться в деревце. (По щелчку на слайде 8 появляется деревце) Деревце становилось всё больше и больше, на нём появились веточки и листочки. И превратилось деревце в большое дерево, а вместо плодов на ветках слова висят. ( Слайд 9- дерево со словами: учёба, учитель, учёный, ученик, учительская, учение). Чудо-дерево! Только в сказке такое может быть. Радуется корень УЧ, что такой большой роднёй удалось обзавестись.
- Как называются все эти слова? (Однокоренные)
- Запишите их в тетрадь и выделите корень.
- А сейчас фея Морфемика предлагает внимательно послушать ещё одну сказку и в конце ответить на вопрос.
( Слайд 10 – дерево с корнем ВОД. Во время чтения сказки по щелчку кнопки на слайде 10 появляются последовательно слова: подводник, водица, водолаз, водопад, заводь, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водитель)
Чужак.
Собрались у воды родственники. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водолей пожаловал. А водитель на гармошке играет. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила и велела ему прочь идти, своих родственников искать?
- А вы, ребята, узнали чужака? ( Водитель)
- Почему? ( Это слово не родственное всем остальным, так как значение слова «водитель» не связано с водой)
- Да, слову «водитель» не место на этом сказочном дереве. ( По щелчку на слайде 10 слово исчезает)
4. Коллективная работа
- А теперь сказочная фея предлагает разобрать слова «вода», «подводник», «заводь» по составу. Запишите их в тетрадь.
- Вспомним алгоритм разбора слова по составу. Пользуемся памяткой. ( Слайд 11 с памяткой)
( Памятка есть у каждого ученика и на экране). Алгоритм отрабатывается в процессе коллективного разбора. Разбор ведётся на доске и в тетрадях. После коллективного разбора появляется слайд 12, где слова «вода», «подводник», «заводь» разобраны по составу.
5. Работа в парах
- Работая в парах, разберите по составу слова, объясняя каждый шаг.
1 ряд – « водица»
2 ряд – «водяной»
- Один из вас – учитель, второй- ученик. «Учитель» называет пошагово действия, опираясь на памятку, «ученик» их выполняет, «учитель» контролирует правильность выполнения. ( Распределение ролей осуществляется жеребьёвкой. Алгоритм разбора слова по составу отрабатывается в парной работе ).
Самопроверка осуществляется по записи на экране – по щелчку на слайде 12 появляются слова « водица», «водяной», разобранные по составу.
- Если у вас слово разобрано верно, поставьте в тетрадях напротив него знак «+», неверно – « - ».
6. – Фея Морфемика интересуется, из каких частей может состоять основа слова? (Ответы детей)
- Составим схемы-модели этих слов и ответим на этот вопрос точно. ( С опорой на слайд 12 на доске и в тетрадях составляются схемы-модели).
(Слайд 13 – схемы-модели слов)
- Итак, из каких частей может состоять основа? ( Основа может состоять
- из корня
- из корня и приставки
-из корня и суффикса
- из корня, приставки и суффикса)
- А какая часть должна обязательно входить в основу? (Корень) (Слайд 14 - корень выделен другим цветом)
-Да, поэтому корень и назвали главной частью основы, в нём заключено основное общее значение однокоренных слов, без него слова не получится.
Корень слова – главная,
значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
- Фея хвалит вас : «Молодцы!» ( Слайд 15) и предлагает вернуться на перекрёсток дорог к камню. ( Слайд 16)
- Куда попадём, если пойдём налево? ( На поляну приставок)
- Отправляемся в путь. (Слайд 17 - дерево на поляне с корнем ход и приставками). И очутились мы на волшебной поляне, а на ней тоже сказочное дерево растёт. А задание будет такое:
образовать однокоренные слова от корня ХОД с помощью приставок ПРО-, ОБ-,ПО-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ-, ЗА-, ВЫ-, У-, В-, ПРИ- и записать их в тетрадь. ( Дети составляют слова, записывают их, потом называют вслух. Появляется слайд 18, где на ветвях деревьев висят все образованные слова)
- Вот как разрослось наше дерево! Корень ХОД благодарит вас, что у него такая большая семейка однокоренных слов получилась. А какая часть нам в этом помогла? (Приставка)
- Вспомним, что такое приставка. Дайте определение. (Приставка- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов).
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
7. Физкульт.минутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
( Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок-
Встал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели. Дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд!
(Во время физкульт.минутки экран временно отключается)
8. - Хозяйка леса предлагает пройти дальше на поляну суффиксов. ( Слайд 19 с изображением зверей: медведь, заяц, лось, ёж, лиса, волк)
А кто же нас тут встречает? (Лесные звери)
- Они вас спрашивают, как будут называться их детёныши?
( По мере ответов детей на экране- слайд 19 - по щелчку появляются слова – названия животных и их детёнышей:
медведь-медвежата
заяц-зайчонок
лось-лосята
лиса-лисята
ёж-ежата
волк-волчата )
- Являются ли пары слов однокоренными? (Да)
- Что интересного заметили в корнях некоторых слов? (Меняются буквы)
- Это явление в русском языке называется чередованием. Его мы будем изучать немного позже.
- С помощью чего мы образовали новые слова? ( С помощью суффиксов)
( Слайд 20 - выделяются суффиксы)
- Назовите их ( -АТ, -ЯТ)
- Дайте определение суффиксу. ( Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
В образовании слов
Рад я в этом ей помочь,
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня,
Всё равно я всех проворней!
9. – Продолжаем путешествие по сказочному лесу. Хорошо в лесу! ( Слайд 21 - земляничная поляна) Вот перед нами чудесная поляна! Сколько здесь ягод! Что это за ягоды? (Земляника)
- Но собрать её мы не можем, пока не выполним задание феи. (По щелчку на слайде 20 появляется запись предложения:
В(лес) на(поляна) созрела вкусная земляника.
Нужно изменить слова в скобках, чтобы получилось связное предложение.
( После того, как дети изменят слова и прочитают правильно предложение на слайде 21 появляется запись: В лесу на поляне созрела вкусная земляника.)
- Что изменили в словах, чтобы они были связаны в предложении? (Окончание)
( По щелчку на слайде 21 в словах в лесу, на поляне выделяются окончания)
- Запишите предложение в тетрадь, выделите окончания.
-Скажите, слова лесу - лес, поляне – поляна являются однокоренными или формами одного и того же слова? (Форма одного и того же слова)
- Дайте определение окончанию. ( Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.
10. - Разберём слово «земляника» по составу. ( Задание выполняется на доске и в тетрадях. Здесь затруднение может вызвать определение корня. Уместно обратиться к происхождению слова.)
- Как вы думаете, почему землянику так назвали? ( Предположения детей)
- Это слово образовано от двух слов: «никнет к земле», т.е. наклоняется к земле, близко к ней находится. Раньше в слове было 2 корня земля и ник. Но сточки зрения современного языка в слове земляника один корень земляник. При подборе однокоренных слов эта часть является общей: земляника, земляничка, земляничная. Происходит лишь чередование к/ч. (По щелчку на слайде 21 выделяются части слова земляника).
-Ребята, в трудных случаях разбора, когда не знаешь, сомневаешься, поможет специальный словарь – словообразовательный. (Показ словаря)
- Молодцы! Фея Морфемика угощает вас земляникой. ( Каждый ребёнок получает нарисованную ягодку)
11. – Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по сказочному лесу, в котором растут части слов. (Слайд 22 – густой лес). Но похоже, пока мы ходили – заблудились! Фея укажет дорогу домой, если вы правильно выполните последнее задание. Оно предложено на карточках.
Работа в группах.
Учащиеся объединяются в группы. Рекомендуемое количество – 4-5 человек. Принцип объединения по картинкам. Учитель заранее каждому на парту кладёт конверт, в котором находится одна из картинок: гриб, листик берёзы, ягодка малины, распределяя учеников таким образом, чтобы силы в группах были приблизительно равны. В каждой группе назначается капитан из «сильных» учеников. Участники группы читают задание, предложенное в карточке, обсуждают его выполнение, предлагают варианты. Капитан контролирует правильность выполнения, письменно заполняет карточку.
Карточка для 1 группы
1.Разберите по составу слова: надстройка, лимонный, подорожник, лоскуток, ноженька 2.Запишите по три родственника: Хлеб - ……………………………………………………………………………
Хитрый - ………………………………………………………………………...
Хвост - …………………………………………………………………………..
3.Возьмите у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запишите новое слово.
|
Карточка для 2 группы
1.Разбери по составу слова: ямочка, калиновый, рассадник, карамелька, чужак 2.Запиши по три родственника: Ум - …………………………………………………………………..
Тыква - ………………………………………………………………..
Туман - ………………………………………………………………
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
|
Карточка для 3 группы
1.Разбери по составу слова: зубок, сладенький, домовой, ковшик, посадка 2.Запиши по три родственника:
Трус - …………………………………………………………………………..
Трава - …………………………………………………………………………
Горе - …………………………………………………………………………..
|
- В конце выполнения детям предлагается проверить свои работы по карточкам-ключам, которые находятся в потайном карманчике с обратной стороны карточек.
- Вы все отлично справились с заданиями. А вот и дорожка появилась, которая приведёт нас к дому. ( Слайд 22 ) Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
VI. Итоги урока
Рефлексия
а) – Что для вас было интересным на уроке?
- Что показалось трудным, непонятным?
- Определите своё настроение, выбрав один из смайликов.
отличное спокойное грустное
радостное
б) На доске запись
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак возле той строчки, которая им больше всего подходит к окончанию урока.
а) Оценка работы всего класса, работы групп.
б) оценка работы отдельных учащихся.
VII. Домашнее задание.
1. Сочинить сказку о частях слова ( по желанию)
2. Подумать, какого цвета курочка Ряба. Являются ли слова Ряба и рябина однокоренными? Разобрать слово рябина по составу .
Ирина Владимировна Казарцева
Митина Ольга Вячеславовна
Ирина Владимировна Казарцева
Митина Ольга Вячеславовна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Митина Ольга Вячеславовна