Урок русского языка по теме «Состав слова»

4
1
Материал опубликован 23 September 2019

Урок русского языка по теме

«СОСТАВ СЛОВА»


Тема урока: «Состав слова»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова; совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова; повторить орфограммы; развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, наблюдательность; развивать пошаговый самоконтроль, орфографическую зоркость, интерес к способам учебной деятельности; воспитавать уважение друг к другу, любви к языку, к природе; создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, памятка «Состав слова».


Ход урока

І. Организационный момент.

- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.

- Сегодня, ребята, на уроке у нас гости, поприветствуем их.

- У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).

- Ребята, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром! (Зима)

- Сегодня к нам пришло письмо,

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт – из чистой льдинки,

И письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

    Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? (От Зимы) (Слайд 1)

    Всё ясно, письмо нам прислала Зима. Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу я приготовила вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания вы найдёте с помощью моих снежинок. Я оставляю вам свой волшебный посох. Выполнив задания, вы должны собрать все снежинки на мой посох. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив задания, вы узнаете мой сюрприз. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!»


ІІ. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы проведем урок на тему «Состав слова».

- Поставьте цели  урока. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу) Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, бережное отношение к природе, любовь к родному языку. )

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях слова, потренируемся в выполнении разбора по составу.


ІІІ. Актуализация опорных знаний.

- Закройте глаза, а теперь откройте. Вот мы с вами и в лесу. (Слайд 2) Посмотрите, как здесь красиво!

- Вот и первая снежинка. Она принесла нам первое задание. (Слайд3)

В стихотворении вместо снежинок надо поставить нужные буквы:

Сосн... – в теплых головных уборах,

Елк... – в шубках все стоят.

Значит, каждый день недаром мам...

Кутает зимой своих ребят.

- На месте какой части слова появились снежинки? (На месте окончаний)

- А что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)

- Как найти в слове окончание? Приведите примеры (Нужно изменить форму слова)


IV. Систематизация полученных знаний.

1. Работа в тетрадях.

- Записываем число.

Минутка  чистописания

- Чтоб дорожку протоптать, надо красиво снежный узор нарисовать.

Представьте, что мы сегодня не пишем, а составляем узор на лесной тропинке. Узор составляем в виде буквосочетаний окончаний. (аиы иыа ыиа )

- Проверьте и оцените свою работу, для этого обведите лучшее написание вашего узора.

- Молодцы, справились с первым заданием. Прикрепим первую снежинку на посох.


2. Словарная работа.

- Ой, начинается метель! (Слайд 4) Это три метелицы приготовили подарки для зверей, а как написать слово правильно, не знают. Чтобы поймать вторую снежинку, нам надо помочь метелицам.

- Вставьте пропущенную букву в словах, объяснить написание (Слайд 5)

К…пуста козлёнку. М…рковь зайчонку. Яг…да медвежонку. рех бельчонку. Ябл…ко - ежонку.

(Появляются словарные слова, с правильным написанием – Слайд 6)

- Запишите только те словарные слова, которые соответствуют схеме на доске (корень + нулевое окончание).

- Придумайте к данной схеме свое слово и запишите его.

Проверка задания

- Молодцы, справились со вторым заданием. Прикрепим вторую снежинку на посох.


3. Физминутка для глаз. (Слайд 7)


4. Работа в группах

- Посмотрите, какие красивые деревья стоят. (Слайд 8) Чтобы к нам прилетела третья снежинка, надо объединиться в группы.

- У каждой группы карточки с изображением дерева, которое появится скоро в каждом доме. Что это за дерево? (Елка) Еще у вас на партах лежат снежинки, на которых написаны слова. Ваша задача: подобрать однокоренные слова и одеть деревья в зимний наряд. Но вначале давайте вспомним, что такое корень?(Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение )

Речевой материал:

1 группа: Холод (холодок, охладить, прохлада, холодище, стужа, морозный)

2 группа: Холод (холодина, холодильник, холодный, охлажденный, ледяной, зимний)

3 группа: Лес (лесничество, подлесок, лесозаготовка, лесной, лестница,чаща)

4 группа: Лес (лесок, лесочек, лесник, лесовик, леска, сосна)

Проверка (командиры групп называют однокоренные слова по очереди)

- Молодцы, справились с третьим заданием. Прикрепим третью снежинку на посох.


5. Работа в парах. Восстановление деформированных слов. (Слайд 9)
- Ребята, в лесу был ветер и слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове
, запишите в тетрадь получившиеся слова и разберите их по составу.

Карточки с заданием:
к, дар, и, по      ____________________   
 
к, гул, про, а        ____________________
ок, гор, при        ____________________
за,енн,снеж, ый    ____________________
а, изб, ушк ____________________

- Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)

- Дайте определение этим частям слова. (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

-Молодцы, справились с заданием. Прикрепим четвертую снежинку.


6. Зимняя физминутка. (Слайд 10)


7. Самостоятельная работа.

- Наша прогулка подходит к концу, и у нас осталось последнее задание. Я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.

- Ребята, внимательно прочитайте задание на карточке, которая у вас на парте. Что вас нужно будет сделать?

- Знание какой части слова здесь будем проверять? (Идет речь о приставке)

- Что такое приставка?


Карточка: Прочитай внимательно текст.  Подчеркнутые слова разбери по составу. Найди слова с приставками.

Ребята идут в зимний лес. Вот на дереве висит кормушка. Летают разные птички. На ветку села ворона. Над елкой закружила стайка синиц.  Вот с дерева прыгнула белка. Полетела зимняя пыль. 


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. - Ребята, вы прошли все препятствия на пути. Давайте же подведем итог. Какова была тема урока? («Состав слова»)

- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать.)

- С помощью каких частей слова можно образовывать новые слова? (Приставка, суффикс, окончание.)

- Как называются слова одним корнем и близкие по смыслу? (Однокоренные)

Посмотрите на слайд и подведите свой итог:

- Я работал с _______ настроением.

- Я __________ (не)доволен собой, потому что...

- Мы сегодня говорили о...

- Самым интересным на уроке для меня было…

- Больше всех мне запомнилось задание…

- Я испытал затруднения, когда...

- Я научился...

А теперь вас ждёт сюрприз.

- Что это? Волшебный ларец. А что же внутри? Заглянем в него! Мы нашли настоящие сокровища! (Конфеты). Это для вас Зима постаралась. Значит, хорошо вы работали на уроке.

2. Выставление оценок.


VІ. Домашнее задание.

Подобрать 5 однокоренных слов к слову «зима». С двумя из них составить предложения.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный, яркий урок.

12 August 2020