Урок русского языка по теме «Состав слова»
Урок русского языка по теме
«СОСТАВ СЛОВА»
Тема урока: «Состав слова»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова; совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова; повторить орфограммы; развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, наблюдательность; развивать пошаговый самоконтроль, орфографическую зоркость, интерес к способам учебной деятельности; воспитавать уважение друг к другу, любви к языку, к природе; создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, памятка «Состав слова».
Ход урока
І. Организационный момент.
- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.
- Сегодня, ребята, на уроке у нас гости, поприветствуем их.
- У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).
- Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром! (Зима)
- Сегодня к нам пришло письмо,
Было странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки,
И письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? (От Зимы) (Слайд 1)
Всё ясно, письмо нам прислала Зима. Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.
Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу я приготовила вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания вы найдёте с помощью моих снежинок. Я оставляю вам свой волшебный посох. Выполнив задания, вы должны собрать все снежинки на мой посох. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив задания, вы узнаете мой сюрприз. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!»
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы проведем урок на тему «Состав слова».
- Поставьте цели урока. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу) Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, бережное отношение к природе, любовь к родному языку. )
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях слова, потренируемся в выполнении разбора по составу.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
- Закройте глаза, а теперь откройте. Вот мы с вами и в лесу. (Слайд 2) Посмотрите, как здесь красиво!
- Вот и первая снежинка. Она принесла нам первое задание. (Слайд3)
В стихотворении вместо снежинок надо поставить нужные буквы:
Сосн... – в теплых головных уборах,
Елк... – в шубках все стоят.
Значит, каждый день недаром мам...
Кутает зимой своих ребят.
- На месте какой части слова появились снежинки? (На месте окончаний)
- А что такое окончание? (Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)
- Как найти в слове окончание? Приведите примеры (Нужно изменить форму слова)
IV. Систематизация полученных знаний.
1. Работа в тетрадях.
- Записываем число.
Минутка чистописания
- Чтоб дорожку протоптать, надо красиво снежный узор нарисовать.
Представьте, что мы сегодня не пишем, а составляем узор на лесной тропинке. Узор составляем в виде буквосочетаний окончаний. (аиы иыа ыиа )
- Проверьте и оцените свою работу, для этого обведите лучшее написание вашего узора.
- Молодцы, справились с первым заданием. Прикрепим первую снежинку на посох.
2. Словарная работа.
- Ой, начинается метель! (Слайд 4) Это три метелицы приготовили подарки для зверей, а как написать слово правильно, не знают. Чтобы поймать вторую снежинку, нам надо помочь метелицам.
- Вставьте пропущенную букву в словах, объяснить написание (Слайд 5)
К…пуста – козлёнку. М…рковь – зайчонку. Яг…да – медвежонку. …рех – бельчонку. Ябл…ко - ежонку.
(Появляются словарные слова, с правильным написанием – Слайд 6)
- Запишите только те словарные слова, которые соответствуют схеме на доске (корень + нулевое окончание).
- Придумайте к данной схеме свое слово и запишите его.
Проверка задания
- Молодцы, справились со вторым заданием. Прикрепим вторую снежинку на посох.
3. Физминутка для глаз. (Слайд 7)
4. Работа в группах
- Посмотрите, какие красивые деревья стоят. (Слайд 8) Чтобы к нам прилетела третья снежинка, надо объединиться в группы.
- У каждой группы карточки с изображением дерева, которое появится скоро в каждом доме. Что это за дерево? (Елка) Еще у вас на партах лежат снежинки, на которых написаны слова. Ваша задача: подобрать однокоренные слова и одеть деревья в зимний наряд. Но вначале давайте вспомним, что такое корень?(Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение )
Речевой материал:
1 группа: Холод (холодок, охладить, прохлада, холодище, стужа, морозный)
2 группа: Холод (холодина, холодильник, холодный, охлажденный, ледяной, зимний)
3 группа: Лес (лесничество, подлесок, лесозаготовка, лесной, лестница,чаща)
4 группа: Лес (лесок, лесочек, лесник, лесовик, леска, сосна)
Проверка (командиры групп называют однокоренные слова по очереди)
- Молодцы, справились с третьим заданием. Прикрепим третью снежинку на посох.
5. Работа в парах. Восстановление деформированных слов. (Слайд 9)
- Ребята, в лесу был ветер и слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, запишите в тетрадь получившиеся слова и разберите их по составу.
Карточки с заданием:
к, дар, и, по ____________________
к, гул, про, а ____________________
ок, гор, при ____________________
за,енн,снеж, ый ____________________
а, изб, ушк ____________________
- Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)
- Дайте определение этим частям слова. (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
-Молодцы, справились с заданием. Прикрепим четвертую снежинку.
6. Зимняя физминутка. (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа.
- Наша прогулка подходит к концу, и у нас осталось последнее задание. Я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
- Ребята, внимательно прочитайте задание на карточке, которая у вас на парте. Что вас нужно будет сделать?
- Знание какой части слова здесь будем проверять? (Идет речь о приставке)
- Что такое приставка?
Карточка: Прочитай внимательно текст. Подчеркнутые слова разбери по составу. Найди слова с приставками.
Ребята идут в зимний лес. Вот на дереве висит кормушка. Летают разные птички. На ветку села ворона. Над елкой закружила стайка синиц. Вот с дерева прыгнула белка. Полетела зимняя пыль.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. - Ребята, вы прошли все препятствия на пути. Давайте же подведем итог. Какова была тема урока? («Состав слова»)
- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать.)
- С помощью каких частей слова можно образовывать новые слова? (Приставка, суффикс, окончание.)
- Как называются слова одним корнем и близкие по смыслу? (Однокоренные)
Посмотрите на слайд и подведите свой итог:
- Я работал с _______ настроением.
- Я __________ (не)доволен собой, потому что...
- Мы сегодня говорили о...
- Самым интересным на уроке для меня было…
- Больше всех мне запомнилось задание…
- Я испытал затруднения, когда...
- Я научился...
А теперь вас ждёт сюрприз.
- Что это? Волшебный ларец. А что же внутри? Заглянем в него! Мы нашли настоящие сокровища! (Конфеты). Это для вас Зима постаралась. Значит, хорошо вы работали на уроке.
2. Выставление оценок.
VІ. Домашнее задание.
Подобрать 5 однокоренных слов к слову «зима». С двумя из них составить предложения.
Приходько Наталья Владимировна