Урок русского языка во 2 классе «Состав слова»

1
0
Материал опубликован 12 May 2019

                                                                  Полозова Ирина Валентиновна,                                     учитель начальных классов

                                                                  ГБОУ гиназия№1

                                                                  город Новокуйбышевск,

                                                                  Самарская область

Предмет: русский язык

Тема: Состав слова

Данный урок проведен во 2  классе  по  УМК «Школа 2100», автор учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Класс: 2 - В

Цель урока: Обобщить полученные знания о составе слова.

1.     Закреплять знания о составе слова.

2.     Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3.     Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Форма проведения урока: «урок – детектив».

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Урок проводится в нетрадиционной форме в виде «детективного агентства», что способствует высокой мотивации детей к изучению данной темы.

В процессе работы формируются:

  • регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
  • познавательные: умение различать приставки и предлоги, развиваем мыслительную деятельность;
  • коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
  • личностные: формируем умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока:         Систематизация и обобщение знаний и умений по теме.

На уроке были использованы методы проблемного диалога, эвристического обучения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • «блокнот детектива», 
  • фигуры на доску (Корень, окончание, приставка, суффикс),
  • буклет «Удостоверение».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

3. Объявление темы урока.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление.

6. Итог урока. Рефлексия.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в классе много гостей. Повернитесь к гостям,  поприветствуйте. Повернитесь ко мне. Молодцы. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на урок.  Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.

Минутка создания настроения и разминки пальчиков «Круг радости».

Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:

Желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь)!

– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.):

 “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают

Развивать у всех должна

Наблюдательность она,

Память, логику, внимание,

Чтобы выполнить задание.

- Итак, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Объясните значение слова  ДЕТЕКТИВ? Это жанр произведения, в ходе которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт, строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости. Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди.

- Какими  качествами  ДЕТЕКТИВ  должен обладать?  (Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать). А если мы с вами ДЕТЕКТИВЫ, то наш кабинет «Детективное агентство».

Постановка учебной проблемы.

- Итак, в наше «Детективное агентство» обратились за помощью жители Волшебной страны Морфемики. Вот что они нам написали:

«Здравствуйте, дорогие ДЕТЕКТИВЫ! В нашей стране произошло преступление. Злая волшебница ввела в заблуждение всех жителей, и мы теперь не можем найти части слова. Помогите, пожалуйста! С уважением, жители страны Морфемики.»

- Ребята, мы как настоящие детективы должны им помочь? Давайте представим себе, что случилось  бы, если мы не сможем помочь жителям страны? И мы срочно отправляемся в путь.  Что мы должны с вами сделать на уроке?

1. Собрать информацию.

2. Сделать выводы.

3. Принять решение.

4. Искать пути решения проблемы.

- Каждый из вас должен иметь БЛОКНОТ. Детектив должен писать красиво и разборчиво, чтобы не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда начали наше ДЕЛО (число, классная работа). А с какой буквы начинается наше агентство?

2. Минутка чистописания.

Дд

- Подберите однокоренные слова к слову ДЕТЕКТИВ.

Детективщик, детективный, детективность, детектировать, детектор.

Доброе дело само себя хвалит.

 Пословица - девиз. Как вы понимаете ее смысл? (Люди  будут смотреть на ваши дела и поймут без слов, какой вы человек. Мы всегда благодарим человека за сделанное им доброе дело.
Нам это приятно и нравится.
Рассказываем другим о человеке, который творит добрые дела.
А значит само доброе дело - это то, за что благодарят и хвалят человека.
А значит хвалят и само доброе дело и хороший поступок.)

- Сейчас отправляемся на место преступления. Необходимо собраться и действовать по плану. (Выбрать и записать словарные слова)

3. Словарная  работа.

Мы наденем строгое ПАЛЬТО и теплые САПОГИ. Возьмем красивый ПЕНАЛ и КАРАНДАШ. С нами пойдет СОБАКА  Шарик, и мы отправимся в ГОРОД. Нам не помешает сильный МОРОЗ.

2. Актуализация знаний.

- Итак, мы с вами на месте преступления и необходимо  собрать УЛИКИ. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но, чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии  могут спутать с отпечатками  преступника, давайте  наденем перчатки. (Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.)

Дом
- Молоточком я стучу,
(постукивать кулачками друг о друга)
- Дом построить я хочу.
(соединить кончики пальцев обеих рук)
- Строю я высокий дом,
(поднять выпрямленные ладони вверх)
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями)

Задания (собрать улики - доказательство на месте преступления).

Белка, беленький, белить

Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

Горный, горка, городок

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Что мы называем корнем слова?

- Что такое корень?

- Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

 

Релаксация.

- Детективам надо отдыхать.

- Но вот  наши улики и превратились в вещественные доказательства.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

- Вы очень внимательные детективы. А мы продолжаем работать и должны вызвать свидетелей. (Правила) Они утверждают, что…

Очная ставка (проводится одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц).

Физминутка для глаз.

- У многих детективов есть свой личный транспорт - автомобиль. Проследим за движением машин.

Следственный эксперимент.

- Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это, прежде всего загадка.

Какое слово “лишнее”?

1)  1.  Мышь    2. Мышка    3. Мышонок    4. Смышлёный

2)  1. Водитель    2. Вода   3. Водичка    4. Водяной  5. Воды

3)  1. Токарь    2. Приток    3. Токарный    4. Токарничать

4)  1. Нечаянно    2. Чай     3. Чайник    4. Чайный

Экспертиза. Тест.

Корень – это   

1. главная часть предложения                            

2. главная значимая часть слова, в которой заключено общее  

3. значение всех родственных слов                                                                

4. общая часть родственных слов

 

Окончание - это

1. стоит после корня и служит для образования новых слов

2. изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

3. общая часть однокоренных слов

4. стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении

 

В каком ряду перечислены части слова:

1. существительное, прилагательное, корень, окончание

2. существительное, прилагательное, глагол, предлог

3. приставка, корень, суффикс, окончание

4. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

 

Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

Опрос эксперта.

- Докажи. Объясни.

6.Итог урока.

- Назовите тему нашего урока.

- Что мы сегодня делали?

- Для чего это необходимо?

- Каков главный результат?

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить?

- Я благодарю вас за урок и желаю вам оставаться такими же добрыми, весёлыми, трудолюбивыми ребятами.

Домашнее задание.

- Нужно «посадить» какой-либо корень и «вырастить» как можно больше однокоренных слов. Ребятам, имеющим отметку «3», можно  взять в библиотеке словари и ими воспользоваться.

Рефлексия.

- Дело закрыто и отправляется в АРХИВ (учреждение, осуществляющее хранение  архивных документов).

Удостоверение «Настоящего ДЕТЕКТИВА»

(Ребята работают  с анкетой)

1.На уроке я работал

 активно / пассивно

 2.Своей работой на уроке я

 доволен / не доволен

 3.Урок для меня показался

 коротким / длинным

 4.За урок я

 не устал / устал

 5.Мое настроение

 стало лучше / стало хуже

 6.Материал урока мне был

 

 

 понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

 интересен / скучен

 7.Домашнее задание мне кажется

 легким / трудным

 интересно / не интересно

 

Методическая литература:

Русский язык в начальной школе. Методические рекомендации. УМК «Школа 2100», - изд. Баласс, 2014 г.

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК  «Школы 2100».

Теплякова С. О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 4 (2006), с 36.

Тюрина И. А. Игра на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 2 (2008), с 28.

Языканова Е. В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников.- М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотека «Первого сентября»)

Интернет-ресурсы:

Тест по русскому языку (2 класс) по теме: Части слова. Тестовая работа...  nsportal.ru›nachalnaya-shkola…chasti-slova…2-klass

Части речи | Русская грамматика   http://rusgram.ru/main

Комментарии
Комментариев пока нет.