12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса Александровна Фурсова26

Тема: «Падеж, падежные вопросы имен существительных»

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема

«Падеж, падежные вопросы имен существительных»

Цель:

способствовать формированию умения определять падеж имён сущест­вительных.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам;

Тип урока:

«открытие» новых знаний, урок-исследование

Методы обучения:

проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения

Планируемый результат:

Знать названия падежей, вопросы к ним, вспомогательные слова;

Уметь находить существительные в предложениях и тексте, определять падеж.

Основные понятия:

- падежи

- предлог

- падежные вопросы

- вспомогательные слова

Межпредметные связи:

Русский язык, физкультура, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова « Русский язык»,3класс;

Комментарии к урокам, наглядный и раздаточный материал, ИКТ;

Карточки для работы группах, индивидуальные смайлики,

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах

Здоровьесберегающие технологии:

физминутка , смена вида деятельности, групповая работа.


 


 

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД:

I .Самоопределение к деятельности.

-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД

самоопределение;

формирование положительных мотивов учения; нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

Коммуникативные УУД:

способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

II.Актуализация знаний . Минутка каллиграфии.


 

Отгадая загадку, вы узнаете написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке.

Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:

Что вы можете рассказать про эту букву?


 

Именно эта буква сегодня встречается на минутке каллиграфии. Диктант: 3 заглавные буквы Ж; «заборчик» из 3 строчных букв;первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник  (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 1 слог в слове жара, 3 слог в слове покажу

Ж Ж Ж жжж жи жо жё же жа жу

Это буква Ж

Твердый непарный звук,звонкий парный звук, жи пиши с и

Прописывают прописную и строчную буквы, сочетания букв

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

III. Подведение к проблеме:

Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.

([пад’эш])

- Совпадает ли произношение слова с его написанием с написанием? Почему? 

- Какая орфограмма в этом слове?

- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.

- Как проверить парный согласный?

- Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.

Падеж, падежи, падежные вопросы.

Подчеркните орфограммы. 

падеж

Нет, (происходит оглушение согласного звука)

Парная согласная в корне слова

Ж, подежи, падежный

Подобрать проверочное слово, чтоб после согласного стоял гласный звук или н

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

IV.Формулирование проблемы:

Вы уже догадались, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Именно её мы записали на минутке каллиграфии

Падеж, падежи, падежные вопросы.

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

V.Составление плана исследования(задачи):

Что необходимо узнать на уроке, составим план исследования

Что означает слово « падеж»

Узнать  названия падежей, вопросы каждого падежа;

Определять падеж имен существительных

VI. Проведение исследования:

Некоторым ребятам было дано задание


 


 


 


 

Я обобщаю Падеж – грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного к другим словам в предложении. И что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».


 

Я- наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво

Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить  и понять до конца это определение.

1. Дано задание - узнать что такое «падеж»

Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. ). Греческие учёные заметили ,что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей происходит от латинских и представляют их дословный перевод. Есть сказка(позже послушаем)


 

2. задание - сколько падежей в русском и других языках (для сравнения).

В финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей . Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

В русском языке было 13 падежей, а осталось 6 падежей.


 


 

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

Регулятивные УУД:

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

6.1 Знакомство с падежами русского языка.(заполнение таблицы)

Работа по группам

Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

1.Есть  именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в 
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – 
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2.А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 с, и до, и у, и из – 
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на 
винительный
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

3.Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

4.А я – винительный падеж 
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

Могут употребляться с предлогами?

5.А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам 
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет 
о, и в, и при – 
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

 (Работая  с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

 Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

А чтобы их легче запомнить, я вам предлагаю памятку (прил)

Вместе заполняют таблицу


 


 


 


 


 


 


 


 

Р.п.

Вопросы- кого? и чего?

Вспомогательное слово - Нет

Предлоги- с, до,  у,  из

В.п.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Р.п.

Вопросы- кого? и чего?

Вспомогательное слово - Нет

Предлоги- с, до,  у,  из

В.п.


 

Д.п.

Вопросы- кому? и чему?

Вспомогательное слово - дать

Предлоги- к, по

может и без


 


 


 

В.п.

Вопросы- кого? и что?

Вспомогательное слово - виню

И.п. и Р.п

Предлоги- во, может и без


 


 


 


 


 


 


 

Т.п.

Вопросы- кем? и чем?

Вспомогательное слово - Любуюсь

Предлоги- перед, под и над

 


 


 


 


 

П.п.

Вопросы- о ком? и о чем?

Вспомогательное слово - говорю

Предлоги- о, и в, и при 


 


 

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

Регулятивные УУД:

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

 

Предметные УУД

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

(Оценка работы в группе

Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний при знакомстве с падежами )прикрепить смайлики

Личностные УУД

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

V II. Релаксация. Двигательные упражнения.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И писать, друзья, начните

Выполняют двигательные упражнения

 

VIII.Формирование самообразовательных умений.(работа в группах)

8.1.Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных и определение падежей

Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Попробуйте определить падеж имени сущ, которое вставили

Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.То место, где ……………. впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Через наш город протекает ……..Ужурка. Горожане заботятся о …..Ужурке.

Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова «река»? Давайте проверим. Проверка на доске (слайд).

Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите своё мнение правилом учебника. Стр.8

(учащиеся вписывают слова)

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место, где река впадает   в море, озеро или другую реку., называется устьем. Через наш город протекает река Ужурка. Горожане заботятся о рекеУжурке.

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Предметные УУД

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам;

8.2.Составление алгоритма определения падежа имени существительного

У кого возникли трудности? Кто справился? Расскажите как вы это делали? Давайте составим алгоритм – еще одна задача нашего урока

Через наш город протекает река Ужурка.

- Как определить падеж имени существительного.

От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)ПОЧЕМУ ВОПРОС ЧТО? А НЕ КТО?

протекает (что?) река

 Попробуйте определить падеж сущ-го река. И.п.

Сделайте вывод: падеж именительный. Выделите окончание

Аналогичная работа с другим предложением, но сначала составим алгоритм

Проверяем, доказываем свою точку зрения.

 

3. По падежному вопросу и предлогу определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.

2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному

1.Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное

 

 

Оценка группы

Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний при определении падежей имен существительных)прикрепить смайлики

Оценивают работу в группе

Личностные УУД

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников

9. Анализ и обобщение полученных результатов- блиц-опрос.

У каждого из вас таблица падежей, которую вы заполнили, используя полученные на уроке знания. Если возникли вопросы, посоветуйтесь в парах, загляните в учебник или задайте вопрос мне.

Итак, подводя Отчёт исследования(вернемся к задачам)проведем блиц-опрос и определим, достигли ли мы целей , которые ставили вначале урока?:

Что означает слово « падеж»

Узнать  названия падежей, вопросы каждого падежа;

Определять падеж имен существительных

Составление алгоритма определения падежей


 

Сколько падежей в русском языке? (6)

Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

 - чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6


 

(косвенные)


 

(изменить по вопросам)


 

(вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)


 

И.п.


 


 


 


 

Личностные УУД

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Предметные УУД

- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;

- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;

- закрепить умение определять падеж имен существительных по вопросам и опорным словам;

IX. Рефлексия.

Составим букет Знаний, оценим себя

Синий цветок- я знаю падежи, вопросы, научился определять падеж и могу объяснить другу

Желтый – я не уверен в своих силах и мне потребуется еще помощь учителя или друга

Красный – к сожалению я ничего не понял на уроке

Оценивают себя

Личностные УУД

- формировать умение оценивать себя

10.Домашнее задание.

Прочитать и определить падеж и выделите окончания существительного озеро(текст в прил)

   
       
       
       
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.