Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения»
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.
Тип урока: урок – повторения.
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- закрепить последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- учить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен
существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
-осознавать роль языка в жизни людей и красоте природы;
- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно формировать тему и цели урока;
-работать по плану.
Познавательные:
-строить рассуждения;
-устанавливать причинно-следственные связи
-оформлять свои мысли в письменной речи;
-слушать и слышать других;
Предметные:
различать существительные 1,2,3 склонения;
правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: учебник Русский язык В.П. Канакина, проектор, компьютер, карточки для работы.
Ход урока
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Мотивация. |
- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи. -Что ещё может делать улыбка? - Пусть хорошее настроение всегда будет с вами. |
Дети улыбаются, отвечают на вопрос. |
|
Актуализация опорных знаний Физминутка Работа над решением поставленных задач Рефлексия. |
–Закройте глаза и представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, перед вами появляется завораживающая картина и вы слышите: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Ф. И. Тютчев. - Что вы почувствовали, представили? - Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса. - Что нам помогает представить зимний лес? (появляется картинка) - Какое слово « лишнее»? Почему? -Расскажите, что мы уже знаем об имени существительном? - Какое задание можно выполнить с этими словами? Молодцы. - Я предлагаю вам определить род и склонение у имени сущ. Фантазия –ж.р., 1 скл. Желание – ср.р., 2 скл. Воображение – ср.р. , 2скл. - А зачем у существительного уметь определять род и склонение? - Сформулируйте тему урока? - Какова цель будет нашего урока? Поиграем в игру «Верю - не верю» - Я буду называть признаки имени существительного. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. - Ваша задача: если утверждение верное, то ставьте -1, а если неверным, то - 0. - Верите ли вы, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, - Верите ли вы, что существительное на полке имеет окончание – е. - Верите ли вы, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. - Верите ли вы, что имя существительное в печали имеет окончание – е. - Верите ли вы, что словом - подсказкой для имен существительных 1 склонения с безударными окончаниями может быть слово земля? - Верите ли вы, что имена существительные 3 склонения в родительном, в дательном и предложном падеже имеет окончание –и. - Поменяйтесь карточками, проверяем. - Кто выполнил задание без ошибок? - Кто совершил 1 ошибку? 2 ошибки? Давайте вспомним алгоритм: Как проверить написание безударных окончаний имен существительных. София мне помогает
Для глаз.
- Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания. Лес стоит в снежном убор… словно в сказк…. - Какое окончание в слове уборе? Почему? Какое окончание в слове сказке? Почему?
- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания. (картинка) 1. Работа индивидуальная (на карточках). У каждого на парте лежит карточка с заданиями. Работаем самостоятельно. Проверка задания проводится поэтапно. Кто выполнил задание без ошибок поставьте + +; 1 ошибку - + (проставить все 3 задания) Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу. - Что мы сегодня вспомнили? - что для этого надо сделать? - Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку: + !- знаю и умею применять, могу помочь товарищу + - знаю и умею применять ! - знаю, но не всегда могу применить ? - не уверен в своих знаниях. Оценим и свою выполненную работу за урок. Посчитайте сколько плюсов вы заработали. Если: 7 – 8 + - 5 5 – 6 + - 4 4 + - 3 - А я пожелаю вам хорошо отдохнуть в каникулы. Может быть кто - нибудь из вас побывает и отдохнет в настоящем зимнем лесу. - Спасибо. Урок окончен. |
3 склонение ж.р. –
(ответы детей), (появляется слово на доске) На доске: Фантазия, желание, воображение, захотеть.
3 склонение ж.р. –
(разобрать по составу, определить род,склонение)
(1 скл – ж.р..м.р. – а, -я; 2 скл. – м.р. - ,с.р. – о, - е; 3 склонение- ж.р. –ь.
Чтобы правильно писать окончания
Правописание безударных окончаний имен существительных Повторить правила написания безударных окончаний в именах существительных
1 1 0 0 1 1 Проверка (фиксируется на доске). Если выполнил правильно ставит ++; 1 ошибка - + (у Софии на столе они лежат) (записи вывешиваем на доску) Поставить сущ. в нач.форму и определить склонение определить падеж применить слова-помощникиземля – 1 скл.,конь - 2 скл., печь – 3 скл.,) Дети смотрят на экран, слушают музыку и глазами следят за снежинками.
(работаем устно)Используя алгоритм дети доказывают
(организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выполняют проходя уровени сложности задания) 1 задание – 1 ребенок у доски 2 задание - с места 3 задание - зачитывают с места Смотрят на доску и на карточке ставят оценку Карточки сдают учителю |
Карточка № 1
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Ф.И. _________________ |
Вставьте пропущенные буквы. Определи падеж, склонение На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания. Тропинк.., узкой, дети, еловой, по, пришли, к рощ…; ________________________________________ ________________________________________ недалеко, от, остановились, они, полянк…; ________________________________________ ________________________________________ Составьте связный текст из 2 – 4 предложений на тему «Что увидели дети в зимнем лесу». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ф.И. _________________________________________ |
Вставьте пропущенные буквы. Определи падеж, склонение На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания. 1.Тропинк.., узкой, дети, еловой, по, пришли, к рощ…; ________________________________________ ________________________________________ 2.недалеко, от, остановились, они, полянк…; _________________________________________ _________________________________________ Составьте связный текст из 2 – 4 предложений на тему «Что увидели дети в зимнем лесу». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ф.И. ___________________________________________ |
Карточка № 2
Поставить сущ. в начальную форму и определить склонение |
Определить падеж |
Применить слова-помощники: земля – 1 скл., конь - 2 скл., печь – 3 скл.,) |