Урок русского языка «Простые и сложные предложения» (4 класс)
Тема: «Простые и сложные предложения».
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями простые и сложные предложения.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.
Метапредметные:
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; находить нужную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях; сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения; соблюдая правила речевого этикета.
Личностные УУД: ценить и понимать позицию другого; освоение личностного смысла учения.
Оборудование и дидактическое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, проектор; карточки-задания для работы в группах, парах, презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II.Эмоциональный настрой.
- Сейчас у нас урок русского языка.
- Давайте проверим готовность к уроку.
III. Погружение в деятельность.
- Какое задание можно предложить?
- Докажите, что это предложение?
- Что можете рассказать об этом предложении? (по цели выск. и по интонации)
- Какое еще задание можете предложить? (подчеркнуть гл. члены)
- Но прежде, чем записать это предложение в тетради, скажите, пожалуйста, на какие слова мы должны обратить особое внимание?
- Молодцы!
- А теперь запишите это предложение и подчеркните главные члены.
VI.Организация и осуществление деятельности.
1) Целеполагание.
- Что интересного заметили? (две части)
- Докажите! (дети хором проговаривают)
- Мы раньше работали с такими предложениями?
- Как можно назвать такое предложение?
- А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа?
- Итак, тема нашего урока…
- Каковы задачи урока?
- Но мы не решили еще одну проблему, на что нам нужно еще обратить внимание? (на знаки препинания)
- Что можете сказать о знаках препинания в сложном предложении?
- Сколько грамматических основ в предложении?
- Как мы будем отделять одну часть от другой? (запятой) в тетради
- В связи с открывшейся информацией, какую учебную задачу мы поставим?
- Так какую же роль играет запятая в сложном предложении? (разделяет части)
-Тему проговорили, цель поставили, теперь смело можем переходить к ее реализации.
- Выполним ряд учебных действий.
2) работа по учебнику
- В первую очередь мы обратимся к нашему учебнику-помощнику и сравним наши выводы с информацией профессора Ивана Ивановича Самоварова. С. 75
- Наш вывод совпал с информацией профессора – значит мы на верном пути.
3) первичное закрепление
- Прочитайте на слайде предложения.
- Какое задание можете предложить?
- Как нам определять, какое это предложение: простое или сложное?
- Что нам в этом поможет? (алгоритм)
Физкультминутка
4) работа в парах
- Составим алгоритм наших действий.
- Давайте прочитаем, что у вас получилось.
- Работаем по алгоритму над данными предложениями. (устно, с комментированием)
- На что нужно обратить внимание? (ловушка - нет запятой)
- Какую роль играет запятая в сложном предложении?
- Запишите в тетрадь сложное предложение и составьте схему. (1 ученик у доски)
5) работа в группах
- Проведите свое исследование, опираясь на алгоритм. (задание на листках)
6) проверка (листки с заданием прикрепляют на доску)
- Какая группа не ошиблась?
V. Д/З (на выбор) с.75 упр.119 или выписать 3 любых сложных предложения и составить схемы.
VI. Рефлексия
- Подведём итоги урока.
- Какая была тема урока?
- Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли ее реализовать?
- Что делали для её достижения?
- В чём главное отличие простого предложения от сложного?
- Оцените свои знания, полученные на уроке. (шкала оценивания)
- Перед вами самая высокая гора России.
- Давайте посмотрим, сумели ли мы ее покорить?
Урок полезен, все понятно (на вершине горы)
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно (в середине)
Еще придется потрудиться (у подножия)
Да, трудно все-таки учиться!