Урок русского языка в 4 классе «Простые и сложные предложения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Класс: 4-а класс
Тема урока: Простые и сложные предложения.
Тип урока: открытия нового знания
Цель урока: Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, формирование представления о простых и сложных предложениях.
Познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения.
Учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения.
Учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
Продолжить формирования самооценки деятельности учащихся с использованием разноуровневых заданий.
Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты:
Предметные:различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные умения:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
Коммуникативные умения:формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия:простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический материал, индивидуальные карточки, «лестница» самооценки
План урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | - Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в осень. Осень - самая необыкновенная пора. Нельзя не восхищаться той красотой, которую нам дарит природа. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самым любимым временем года. Сегодня минуткой чистописания станут слова великого русского писателя и поэта: «Люблю я пышное природы увяданье». А.С. Пушкин (презентация) | Настраиваются на работу. | Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности | ||||||||
II этап. Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений. Минутка чистописания Цель - актуализировать знания | Внедрение в учебную деятельность. Запишите в тетрадь слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным. Постарайтесь писать красивым каллиграфическим почерком. Не забывайте, что красота письма зависит от правильной осанки. Докажите, что сделанная вами запись является предложением. | Выполняют задания: - участвуют в диалоге с учителем по теме «предложение» Предполагаемые ответы учащихся: -группа слов, которая выражает законченную мысль; | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи | ||||||||
III этап. Выявления места и причины затруднения. Цель - мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | Анализ знаний учащихся, создаю проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока. - Посмотрите на экран. Прочтите предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга. Найдите грамматическую основу первого предложения. Что интересного увидели в первом предложении? Найдите грамматическую основу второго предложения? - Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простые) - А как называются предложения, в которых две или более грамматических основы? (сложные) Листья на деревьях пожелтели, но не опали. Наступила осень, но солнце светит ярко. Запишите сложное предложение, но прежде обратите внимание на ошибкоопасные места. | Выполняют задания: - объясняют правописание известных орфограмм; -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; -выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы; | Личностные: ценить и понимать позицию другого Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Оценивать правильность выполнения заданий. Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи: | ||||||||
IVэтап. Постановка учебной задачи. Цель - научить различать простое и сложное предложение | Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? | Формулируют тему: «Простое и сложное предложение» Формулируют цели урока. Высказывают собственное мнение, аргументируя его. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: самостоятельное планирование своей деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого | ||||||||
V этап. Применение новых знаний. Работа в парах. Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение постановки знаков препинания. | Реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Вернёмся к нашим предложениям. - У вас на столе карточка с заданиями. Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их. - Могут ли они существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу) - Как на письме показана граница этих предложений? (запятой) Чем же отличается сложное предложение от простого? Физминутка. | - Наблюдают за предложениями - Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах. | Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять её на основе схем, алгоритмов Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать свою точку зрения, понимать другую точку зрения, критично относиться к своему мнению | ||||||||
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Осознанность восприятия материала, первичное обобщение. Работа с дидактическим материалом стр.14 упр. 1 алгоритм сейчас работаем все вместе. Читаем предложения и определяем - простое или сложное Чем сложное предложение отличается от простого? Вывод: сложные предложения состоят из двух или более грамматических основ. Обратите внимание, где ставится запятая в сложном предложении. В сложных предложениях, если союза нет, запятая ставится между грамматическими основами, а если есть союз, то перед ним. | -Работают с предложением. -Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания. - Подходят к достижению второй цели. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи | ||||||||
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Деятельность по применению новых знаний. Поработаем самостоятельно. На доске появляется задание Прочитайте. Выпишите только грамматические основы. Горели листья в праздничном огне, и осень молча любовалась лесом. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Осенние тучи заплакали прозрачными каплями и поплыли по небу. Проверка по эталону. | - Выполняют самостоятельная работа, используя алгоритм; - Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | ||||||||
VIII этап. Включение в систему знаний и повторения | Выполнение творческого задания. Игра « Составь предложение» Перед вами появляются слова. Необходимо составить сложное предложение, исключив ненужные слова Ребята, листья, осенний, девочки, в букет, пришли в, парк, и, дрозды, собрали, рябины, желтые Игра « Составь пару » На столах карточки с простыми предложениями. Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбика, так, чтобы получились сложные предложения. Чтобы получились пословицы, которые сложил русский народ, восхваляя осень.
Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? Вывод: научились ставить запятые? Оцените работу вашей пары. | - Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. | ||||||||
IX этап. Рефлексия учебной деятельности Цель - научить осознавать свои достижения | Рефлексия. Подходит к завершению наш урок. Давайте мы создадим свою осеннюю картину. У каждого из вас на столе лежат листья: зеленые, желтые, коричневые. Зелёный листок указывает на то, что вам было легко выполнять задания, и всё было понятно. Жёлтый лист означает, что сегодня я справился со всеми заданиями, но испытывал некоторые затруднения. Коричневый лист – значит, мне было очень трудно. Выберите свой листок и прикрепите на наше дерево. Те дети, которые сегодня испытывали трудности, дома будут выполнять упр. из дидактического материала стр.16 №3 Дети, которые считают, что легко справились сегодня со всеми заданиями, дома будут совершенствовать свои знания и выполнят задание В1 на стр.16 Оценки за работу Осень – время светлой грусти, но и художница, в палитре которой яркие краски. Осень – дождливая, задумчивая, золотая, нарядная, янтарная и яркая. Осень –это не повод впадать в уныние и отчаяние. Осень – время новых открытий, надежды и новых достижений! | - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия - Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: самооценка. |