Урок русского языка «Секреты правильной речи» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 25 November 2018

Урок русского языка в 4 классе. « Секреты правильной речи»

Цели урока:

Образовательная: обучение правильному изменению слов, работа по культуре речи, закрепление грамматико-орфографических умений; активное использование словаря трудностей русского языка.

Воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, стремления совершенствовать свою устную речь.

Развивающая: повышение морфологической правильности детской речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: журнал «Баир», учебник, ТПО, карточки

Ход урока: 1. Оргмомент.

2. Постановка цели урока

Беседа

-Ребята, кто из вас читает наши калмыцкие журналы «Баир» и «Байрта»?

Редакторы журнала «Баир» благодарят нас за сотрудничество, восхищаются вашей грамотностью и предлагают вам попробовать поработать корректорами. Вы уже знакомы с этой профессией со второго класса. Корректор- это человек, который…..? ( ответы детей)

Для того, чтобы овладеть этой профессией, мы должны научиться правильно говорить и писать. Это и будет целью нашего занятия. Попробуем?

3. Работа над темой.

-Сегодня у вас особое задание. В редакцию журнала присылают письма малыши. Очень часто они допускают ошибки. Вы, конечно, сможете их исправить.А вот сказать, чего не знали ребята об изменении слов русского языка, наверное, сумеете не везде. Попробуйте.

-Все ребенки выучили стихи про елку.

Зимой человеки одевают польта.

Мне купили синюю ножницу.

У меня болят уха. Нет, надо сказать ухи.

Я скоро побежу домой.

Мне приснилось два сона.

-Сможете объяснить, каких тайн русского языка малыши еще не знали?

Сегодня мы откроем несколько секретов правильной речи. Каждый язык развивается по своим законам. И каждое слово имеет свою биографию. Раньше были слова дитяти и ребенок , но первым перестали пользоваться. Оно сохранилось в форме мн. числа- дети. Теперь ..(ученики делают вывод)

Такое явление встречается только в русском языке и оно очень редкое. Продолжите. Например: ребенок- …(дети), человек- …(люди), я….(мы).

Исправьте ошибки в 1 и 2 предложениях. / Все ребенки выучили стих про елку/ Зимой человеки одевают польта/

Сейчас мы узнаем еще об одной удивительной черте русского языка. Оказывается, есть существительные, которые имеют только одну форму ед числа. Например, названия составных и парных предметов: брюки, колготки,…. ( ножницы, очки….) Дети приводят свои примеры. Слово пальто имеет только форму ед числа и не склоняется по падежам.

Исправьте ошибки во 2 и3 предложениях. / Зимой человеки одевают польта/ Мне купили синюю ножницу/

Приведите свои примеры несклоняемых слов.

Послушайте стихотворение и посчитайте, сколько здесь несклоняемых слов

Мы поехали в метре фильм смотреть о кенгуре

Любит кина детвора, если в кинах кенгура

Ходит- бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Тут и взрослый, сняв пенсню. Хохотал на всю киню.

Кенгура в кафу зашел и сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Интересная кина. Жаль, закончилась она.

В гардероб пора бежать- будут польта выдавать.

Сколько здесь несклоняемых слов? Выпишите их.

Какую еще ошибку допустили малыши при построении второго предложения?

/ Зимой человеки одевают польта/

Одеть или надеть? Докажите свой выбор

Прочитайте стих Новеллы Матвеевой «Одеть или надеть»

«Одеть или надеть» два этих слова мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет. Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет. А шуба , стало быть, надета.

«Одеть, надеть». Давай глядеть: кого одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда три шубы может быть надето

Но я не думаю, что дед на шубу может быть надет.

Давайте выполним более точную запись этого предложения

Запись: Зимой люди надевают пальто.

-Все вы знаете, что согласные звуки могут заменять друг друга, чередоваться. Звуки /гэ, ка,ха/ в древнем языке были капризными. Перед некоторыми « соседями» они заменялись другими звуками, а при письме буквами. Тепррь действует такое правило: в ед числе звук /ха/ и буква х, а во мн.числе звук /ша/ и буква ш.

Давайте приведем примеры чередования согласных: подруга-….. / дружба, друзья/, снег……/ снежок/ и тд

Исправим ошибки в 4 и5 предложениях. / У меня болят уха.Нет, надо сказать ухи/ /Я скоро побежу домой/

-чтобы исправить ошибки малышей еще в одном слове ( 6 предложение), нужно гласные сделать беглыми.

Прочитайте некоторые из тех слов, в которых при изменении гласные должны « убегать».

Н.ф. Им.пад. мн.ч. Род.пад.мн.ч.

Рот-

Лед-

Лев-

Сон-

- запишите все слова и добавьте к ним формы Им.и Р. п.мн.ч. Можете воспользоваться учебником .

Исправляем ошибки в 6 предложении. / Мне приснилось два сона/

- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с первым заданием. Корректор не только исправляет ошибки, но и помогает строить правильно предложения. Чем неудачны предложения, составленные первоклашками? ( Работа с карточками)

1. Повар посолил суп солью.

2. У Коли жил молодой котенок.

3.На скамейке сидел старый старичок.

4. Как хорошо пахнет запахом весна!

- Какие слова в предложениях, на ваш взгляд, лишние? Почему?

/ Слово посолил говорит о том, что в суп добавлена соль, а не сахар или перец. Поэтому глагол не требует пояснения./

Докажите свой выбор в других предложениях. Запишите их в тетрадь.

Разминка для мышц

/ Недавно мы писали изложение про почтовую марку и про то, как мама с сыном путешествовали по странам, сидя на диване. Мы будем путешествовать с вами, делая гимнастику для мышц. Полетели в Арктику ( сжимаем мышцы, так как нам холодно.) Африка ( расслабляемся, нам жарко.) Антарктида ()

Яшкуль ()/

Вы прекрасно справились с заданием. А теперь я попрошу вас помочь отредактировать текст. ( работа в парах по карточкам)

Цель задания:

Компьютер дал сбой и два текста наложились друг на друга. Прочитайте «лжетекст» и найдите в нем два разных отрывка из , я так думаю, знакомых вам произведений. Может, вы знаете их авторов.

Жила- была на свете лягушка-квакушка. Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла- бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подружками. Избушка не стояла, кверху дном плыла, но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Она двумя руками играла на баяне. Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, лягушка развлекалась. В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

- Что помогло вам « разгадать» эту загадку?

Предлагаю: 1 вариант ( дети за партой слева) подчеркнет карандашом текст с юмором. 2 вариант ( справа) подчеркнет предложения из рассказа. Вот что у вас получилось.

Жила- была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подружками. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла- бре-ке-ке!

Избушка не стояла, кверху дном плыла,

Но это не меняло лягушкины дела.

Она двумя руками играла на баяне.

Она двумя ногами стучала в барабан

Избушка кувыркалась, лягушка развлекалась.

В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

- А сейчас выполним грамматические задания. ( синтаксический разбор, морфологический, фонетический, по составу)

Итог урока.

- Какие тайны русского языка мы с вами сегодня повторили, что узнали нового для себя? Как вы думаете, легко работать корректором, журналистом?

-Оцените себя по шкале.

Домашнее задание:

Предлагаю вам дома взять интервью у своих родителей на тему: « Мой самый лучший новогодний подарок из детства» и написать об этом статью в тетрадь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.