Урок русского языка в 4 классе «Закрепление. Части речи»

1
0
Материал опубликован 30 January 2022 в группе

Урок русского языка

4 класс

Тема: «Закрепление. Части речи».

Цели: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать
собеседника; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, наш урок я хочу начать со следующих строк.

Народ – властитель тайны слова.

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

Он создал чудо тени, света,

И звука взлёт, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета,

В нём звёзды вечности горят.

- Это слова о тайнах русского языка.

Именно с этих строк хотелось бы погрузиться в тайны нашего урока.

- Какие секреты будут раскрыты на уроке?

- Несмотря на холодную погоду за окном, я желаю вам плодотворной работы и теплой дружеской атмосферы в классе.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- На полях поставьте отметку, которую вы бы хотели заработать сегодня на уроке.

У вас на партах лежат листы оценивания.

II. Орфографическая минутка.

- Игра «Фотоаппарат».

- Нужно записать слова по памяти.

ВСТРЕЧНЫЙ, НОЧНОЙ, СПЕШИТ, ЖИВЁТ, ЩУКА, ЧАШКА.

- На какую орфограмму слова мы записали? (определяют).

- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.

- Давайте разделим эти слова на группы.

- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.

- По какому признаку? А еще как можно? Задайте вопрос? (Части речи)

- Какая тема урока? (части речи)

- Какую цель будем решать? (повторять, вспоминать).

- Правильно! А еще и узнавать новое!

V. Постановка темы и целей.

-Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить к какой части речи они относятся?

- Запишите предложение.

Три дня назад моя мама приготовила вкусный пирог.

- Грамматический разбор.

- Оцените себя + или -.

- Давайте вспомним, на какие две большие группы можно разделить слова русского языка, то есть части речи? (самостоятельные и служебные). По ходу ответов появляется схема на слайде.

- Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

- Назовите грамматические признаки каждой группы.

- Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

- Почему эти части речи называются служебными?

VI. Закрепление.

- Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежат пронумерованные карточки. Возьмите карточку под номером 1.

Работа по рядам на карточках.

1 ряд подчёркивает имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – имена числительные, 4 ряд – глаголы, 5 ряд – местоимения, 6 ряд – наречия.

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.

Коллективная проверка.

- Оцените себя + или -.

2.

- Возьмите карточку под номером 2.


Работаем в парах.

- прочитайте задание.

Заполните таблицу.

Предлоги, частицы, союзы относятся к какой группе (служебные части речи)

Для чего нужны предлоги? (связывают слова в предложении)

Для чего нужны союзы (связывают однородные члены предложения, части сложного предложения).

Для чего нужны частицы? (вносят в предложения различные оттенки).



Предлоги

Частицы

Союзы








- Оцените себя + или -.

3. Работа в ноутб.

Дополнительно,

- Возьмите карточку под номером 3. (с.78 упр.5)

- Прочитайте задание.

- Работаем самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями.

(после выполнения вызываю одного ученика к доске, где он зачитывает свой ответ, остальные проверяют).

- Оцените своего соседа по парте + или -.

Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.

И стали спорить, кто важней, а, значит, кто из них нужней.

- Я слово удивительное, - сказало Существительное.

- Обозначаю я предмет, ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города, заводы, люди и планеты –

Все это разные предметы.

Значит, я всех важней, значит, я всех нужней.

- Ну, нет! Я всех нужнее и, значит, всех важнее.

Я слово замечательное, - сказало Прилагательное, -

Я равного себе не знаю: я признаки обозначаю.

Без признаков предметов нет – об этом знает целый свет.

- Ну, что там Прилагательное! Ну, что там Существительное!

Послушайте внимательно, - вмешалось в спор Числительное.

- Порядок и количество! Всегда, везде, во всем;

Без номера не встретите на улице вы дом.

Понятно всем, что без меня никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.

- Молчите! – ударив ладонью о стол,

Спорить со всеми вдруг начал Глагол. –

Разве не знаете, глупые вы, то, что без действий все вещи мертвы?

Ну, так признайте же силу мою.

Всем вам я радость движенья даю.

Значит, я всех нужней. Значит, я всех важней.

С усмешкой поднялся со стула Глагол,

Окинул всех взглядом и важно ушел.

- Ох, расхвалился ты что-то, сосед, -

Глаголу Наречие крикнуло вслед, -

Ну, чем ты кичишься? Каждый ведь знает:

Без признаков действий совсем не бывает.

Запомни, приятель, совсем не бывает!

А их-то наречие обозначает.

- О нас вы забыли? – послышались вдруг

Голоса двух молчавших все время подруг –

И тут Местоимение вскричало:

- Меня бы вы послушали сначала!

Ведь многих из вас смогу заменить,

Мне суждено, поэтому, важнее всех вас быть.

- Чтоб заменить нас всех, - слова вскричали дружно,-

Каждой частью речи в языке быть нужно!

VII. Итог. 

- Какую цель вы сегодня поставили?

- У кого возникли трудности?

- Оцените свою работу.



Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.

Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.

Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.

Карточка № 1

Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.



Карточка № 2

Прочитайте пословицы.

Заполните таблицу.

В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

Как ни хитри, а правды не перехитришь.


Предлоги

Частицы

Союзы













Карточка № 2

Прочитайте пословицы.

Заполните таблицу.


В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Откладывай безделье, но не откладывай дело.

Как ни хитри, а правды не перехитришь.


Предлоги

Частицы

Союзы













Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.



Карточка № 3

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.


ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно























ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно





















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно






















ФИ___________________________________________ Дата___________________


+ (плюс)

- (минус)

Интересно
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.