Урок русского языка
4 класс
Тема: «Закрепление. Части речи».
Цели: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать
собеседника; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, наш урок я хочу начать со следующих строк.
Народ – властитель тайны слова.
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
- Это слова о тайнах русского языка.
Именно с этих строк хотелось бы погрузиться в тайны нашего урока.
- Какие секреты будут раскрыты на уроке?
- Несмотря на холодную погоду за окном, я желаю вам плодотворной работы и теплой дружеской атмосферы в классе.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- На полях поставьте отметку, которую вы бы хотели заработать сегодня на уроке.
У вас на партах лежат листы оценивания.
II. Орфографическая минутка.
- Игра «Фотоаппарат».
- Нужно записать слова по памяти.
ВСТРЕЧНЫЙ, НОЧНОЙ, СПЕШИТ, ЖИВЁТ, ЩУКА, ЧАШКА.
- На какую орфограмму слова мы записали? (определяют).
- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.
- Давайте разделим эти слова на группы.
- Оцените себя + или -. (на полях). Поставьте в таблицу в столбик чистописание + или -.
- По какому признаку? А еще как можно? Задайте вопрос? (Части речи)
- Какая тема урока? (части речи)
- Какую цель будем решать? (повторять, вспоминать).
- Правильно! А еще и узнавать новое!
V. Постановка темы и целей.
-Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить к какой части речи они относятся?
- Запишите предложение.
Три дня назад моя мама приготовила вкусный пирог.
- Грамматический разбор.
- Оцените себя + или -.
- Давайте вспомним, на какие две большие группы можно разделить слова русского языка, то есть части речи? (самостоятельные и служебные). По ходу ответов появляется схема на слайде.
- Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.
- Назовите грамматические признаки каждой группы.
- Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.
- Почему эти части речи называются служебными?
VI. Закрепление.
- Ребята, обратите внимание, у вас на партах лежат пронумерованные карточки. Возьмите карточку под номером 1.
Работа по рядам на карточках.
1 ряд подчёркивает имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – имена числительные, 4 ряд – глаголы, 5 ряд – местоимения, 6 ряд – наречия.
Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.
Коллективная проверка.
- Оцените себя + или -.
2.
- Возьмите карточку под номером 2.
Работаем в парах.
- прочитайте задание.
Заполните таблицу.
Предлоги, частицы, союзы относятся к какой группе (служебные части речи)
Для чего нужны предлоги? (связывают слова в предложении)
Для чего нужны союзы (связывают однородные члены предложения, части сложного предложения).
Для чего нужны частицы? (вносят в предложения различные оттенки).
Предлоги | Частицы | Союзы |
| | |
| | |
- Оцените себя + или -.
3. Работа в ноутб.
Дополнительно,
- Возьмите карточку под номером 3. (с.78 упр.5)
- Прочитайте задание.
- Работаем самостоятельно.
- Поменяйтесь тетрадями.
(после выполнения вызываю одного ученика к доске, где он зачитывает свой ответ, остальные проверяют).
- Оцените своего соседа по парте + или -.
Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.
И стали спорить, кто важней, а, значит, кто из них нужней.
- Я слово удивительное, - сказало Существительное.
- Обозначаю я предмет, ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города, заводы, люди и планеты –
Все это разные предметы.
Значит, я всех важней, значит, я всех нужней.
- Ну, нет! Я всех нужнее и, значит, всех важнее.
Я слово замечательное, - сказало Прилагательное, -
Я равного себе не знаю: я признаки обозначаю.
Без признаков предметов нет – об этом знает целый свет.
- Ну, что там Прилагательное! Ну, что там Существительное!
Послушайте внимательно, - вмешалось в спор Числительное.
- Порядок и количество! Всегда, везде, во всем;
Без номера не встретите на улице вы дом.
Понятно всем, что без меня никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.
- Молчите! – ударив ладонью о стол,
Спорить со всеми вдруг начал Глагол. –
Разве не знаете, глупые вы, то, что без действий все вещи мертвы?
Ну, так признайте же силу мою.
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я всех нужней. Значит, я всех важней.
С усмешкой поднялся со стула Глагол,
Окинул всех взглядом и важно ушел.
- Ох, расхвалился ты что-то, сосед, -
Глаголу Наречие крикнуло вслед, -
Ну, чем ты кичишься? Каждый ведь знает:
Без признаков действий совсем не бывает.
Запомни, приятель, совсем не бывает!
А их-то наречие обозначает.
- О нас вы забыли? – послышались вдруг
Голоса двух молчавших все время подруг –
И тут Местоимение вскричало:
- Меня бы вы послушали сначала!
Ведь многих из вас смогу заменить,
Мне суждено, поэтому, важнее всех вас быть.
- Чтоб заменить нас всех, - слова вскричали дружно,-
Каждой частью речи в языке быть нужно!
VII. Итог.
- Какую цель вы сегодня поставили?
- У кого возникли трудности?
- Оцените свою работу.
Карточка № 1
Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.
Карточка № 1
Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.
Карточка № 1
Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.
Карточка № 1
Лесник, пришел, захрустел, впереди, прелестный, аппетит, он, одиннадцать, медленно, тарелка, сверкать, молчит, моя, двенадцать, гигантский, дремал, сторож, твой, второй, грустный, приближался, берёзка, шестьдесят, завтра, налево, справа, ему, пассажирский, железный, его.
Карточка № 2
Прочитайте пословицы.
Заполните таблицу.
В глаза не хвали, а за глаза не кори.
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
Как ни хитри, а правды не перехитришь.
Предлоги | Частицы | Союзы |
| | |
| | |
Карточка № 2
Прочитайте пословицы.
Заполните таблицу.
В глаза не хвали, а за глаза не кори.
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
Как ни хитри, а правды не перехитришь.
Предлоги | Частицы | Союзы |
| | |
| | |
Карточка № 3
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.
Карточка № 3
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.
Карточка № 3
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.
Карточка № 3
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Ноч...ю приш...л первый зам...розок. Он надышал хол...дом на стёкла в доме, и они з...потели. П...сыпал з...рнистым инеем крыши, з...хрустел под н...гами.
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ФИ___________________________________________ Дата___________________
+ (плюс) | - (минус) | Интересно |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |