Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Токаевская средняя общеобразовательная школа»
 

Урок русского языка

«Местоимение как часть речи»

Разработала:

учитель начальных классов

Мингалеева Айгел Иршатовна

 

Токаево – 2017 г.

Цель: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Задачи:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в паре.

План

I. Организационный момент

1. Приветствие

. Актуализация знаний

Словарная работа

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Работа в паре по учебнику

V.Работа над понятием «местоимение»

VI.Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте

VII. Работа с определением

VIII. Продолжение наблюдений над местоимениями

IX.Первичное закрепление

X.Итог урока

I. Организационный момент

1. Приветствие

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Айгел Иршатовна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

- Все вы готовы к уроку? Настроение у всех хорошее?

- Садитесь. Сели прямо, спина прямая и руки положили правильно.

Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!

А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны!

Пожелаем друг другу успеха!

. Актуализация знаний

Словарная работа.

А теперь все откройте тетради и записываем сегодняшнее число и классную работу. Ребята, какое сегодня число? (26)

- Голову не опускать, сидеть ровно.

Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:

карандаш, фломастер, девочка, телевизор.

Укажите род имён существительных.

Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного? (Они, он, она.)

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с основной частью речи, «расшифруем» ее название.

IV. Работа в паре по учебнику.

1.Упр. 289.

После чтения текста выполняют задания «по шагам».

Определить, кто герой этого рассказа, нельзя, так как герой назван словом я, а это может быть кто угодно. Мечты героя мы не можем определить. Слова я, у меня, о нём, он нужно заменить именами существительными, тогда станет понятно, о ком или о чём говорится в тексте.

- Подчеркните слова, которые заняли место имени существительного.

- Ребята, чем интересны эти слова? (Они не называют предмет, а указывают на него)

- Какое название вы бы дали этим словам? ( Предположения детей)

2. Упр. 290

Прочитайте предложения. Какие слова вы вставите вместо точек? Вместо каких точек они употребляются?

Проверим наши предположения.

- эти слова употребляются вместо имён существительных;

- вместо каких имён существительных;

- зачем они употребляются;

Ученики последовательно вставляют вместо точек слова: я, ты ,он, мы ,вы ,они.

- Почему мы в употребляем в речи местоимение? (Чтобы не было повторений в предложений одного и того же имени существительного)

Как называются слова, которые были вашими помощниками? (местоимения)

V.Работа над понятием «местоимение»

Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова.

Почему же они получили такое название – местоимения? (Потому что в предложении они занимают место имени существительного)

На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)

Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)

Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.)

Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить)

VI.Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте

Упр. 291.

Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные, которые они заменяют.

Выполняется на доске и в тетрадях

Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.

VII. Работа с определением (с. 63).

1. Чтение определения про себя.

2. Беседа на выявление понимания.

Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

В чём особенность этой части речи?

Какие части речи заменяют местоимения?

Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)

Назовите ещё раз личные местоимения.

Сколько их? (8)

VIII. Продолжение наблюдений над местоимениями

Упр. 292.

Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога.

Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.

Работа со схемой (с. 64).

Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники диалога.)

Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

Работа с определением (с. 64).

1. Самостоятельное чтение про себя.

2. Беседа по вопросам:

Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными? (Они указывают на лицо или лица.)

Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3)

Как вы думаете, с чем это связано? (С родом)

Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (-а)

А какое окончание у местоимений оно, он? (-о и нулевое.)

-Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке? (В предложениях местоимения изменяются)

Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)

Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе)

Ответы на вопросы после вывода.

IX.Первичное закрепление

Упр. 293

Развивается умение подбирать имена существительные, которые могут заменять личные местоимения 3-го л. ед.ч.

Методическая рекомендация: местоимения 3-го л. ед.ч. м.р. и ж.р. называются лично-предметными, т.е. могут заменять как лица, так и предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг; она – ученица, красавица.

Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.

Упр. 294

Развивается умение отличать местоимения от других слов, а также местоимения единственного и множественного числа.

Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.

Запись:

1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).

2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).

3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).

4) Ока, окно, око.

X.Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

- С какой частью речи мы с вами познакомились?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Домашнее задание

Выучить определения на с.62-63

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #41236 был удален 8 September 2017

Уважаемая Айгел Иршатовна! Ваша работа не соответствует условиям конкурса.

3 November 2017

Уважаемая Айгел Иршатовна! Отсутствует презентация, а конкурс "Урок с презентацией"...

6 November 2017