12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Язенина Ольга Анатольевна15058
Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ОГБОУ “Центр образования для детей с ососбыми 

образовательными потребностямиг. Смоленска”


КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка

“Зачем речи наречие?”


Автор: учитель начальных классов

Язенина Ольга Анатольевна


Смоленск, 2020 г. 


Цель: формирование понятия о наречии как о части речи.

Задачи:

1. Познакомить с отличительными признаками наречия от других частей речи, со способами образования наречий, научить выделять наречия в речи.

2. Развивать внимание, мышление, обогащать словарный запас 

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

Задание 1.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с частями речи. Но сначала давай вспомним, что такое часть речи и какие части речи ты уже знаешь.

Часть речи - категория слов, объединённых морфологическими и синтаксическими признаками.

(Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение)

- Для того, чтобы угадать, о какой части речи пойдёт речь на сегодняшнем уроке, разгадай ребусы и найди лишнее слово.

h1VouGnP73nF-PAKT1l7zAtj1EGnpCUKD1DokOFA6GhRcmqypKokHHAQaSrq7d7YEcaKu7EaZ51B4UMhMMKOqYqQCwY6NPYr1EyYcaaHTs3ptot936i-RigVC_i1GbrMw-VhFQTm


CQsW3DCzRBqB5NR5PgczjHd1w5jvY1qW02a4PftNIGJgw_o-IzI6kZ6AOsRTK-jjqRisoF_7aX-GaRAdD3Bje1n42zeZaXUqS944s6sfcR8Ap2D1SF11_7YCivq9TkPnMaYS42Vj


ddkWSkASMKQ7VfQGgpQ0qo1vphFXlbGUkbBZR-URkktzTk03Tg35jv5NoqBH1fS3j8LcpoN00PyeyCKE7lLHO7GNy8I1JP2FuRCHOSBz6zvnnKuxTkrcSqfXPRtxDIlKtaaLwA0Q


2ScR07mL7CgPT2krXOsZ2NKQnYtBmYtWB7Mp1SsGpRVonGJck_yf1GGnBsl9epEMUhyGMmm31bQoUHV5vdEUMf9Go9Wu_1VcsYlQf7UCycbBxFMFIPbYO74b8REBHUUMX0LaSg5h  (Самолёт, самовар, рядом, теплоход)

- Почему ты решил, что слово “рядом”лишнее? (Потому что остальные слова - это имена существительные)

- А к какой части речи относится слово “рядом”? 

- О чём же мы будем говорить на уроке? (О наречии)

- Что ты должна будешь узнать о наречии? (Что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает, роль наречия в речи)


Задание 2.

- Да, на уроке мы узнаем, что такое наречие, чем оно отличается от других частей речи, как образуется, определим его признаки, понаблюдаем за связью наречия с другими частями речи. Сравни пары предложений.

Мы шли по дороге.

Мы шли ВВЕРХ по дороге.


Мы идём в кино.

ЗАВТРА мы идём в кино.


Звёзды горели в небе.

Звёзды ЯРКО горели в небе.

- Что ты можешь сказать про эти предложения? (Вторые предложения в каждой паре наиболее точно выражают мысль)

- Задай вопросы к выделенным словам:

Мы шли (куда?) вверх по дороге.

(Когда?) Завтра мы идём в кино.

Звёзды (как?) ярко горели в небе.

- Выделенные слова - это наречия. Почему же эти слова так называют? Произнеси слово «наречие». От какого слова оно произошло? (От слова “речь”)

- Правильно! Слово «наречие» произошло от слова «речь».

VlNzecfIPdyz6jAUTe8ppLxw-MU1bVXE50G0zVlDY-Ss1e7DDN_rcR1_P4i-l5wgUUtSS6UppjnsVq6g10mjD09-Avq-CNL36e0wQQ1lLqZv9jRBfrQWZsiZS8UZCSnEZSDKNOj0

- От каких слов ты задавал вопросы к наречиям? (Шли, идём, горели)

- К какой части речи относятся эти слова? (К глаголам)


Hd9sfIBLT4fyasqLJSlR6KkOImqGE1-PHHaME0MiCh1rzXS1bkuczoRH6wNI6RHtKsEF2F1v_mGOoy2hA6EDM-7C72tjHV6qoxKA1VYctghEapSVU4OpXr2HmqEDaSmgrWwIirBN

Это интересно!

Бывают случаи, когда наречия могут относиться к именам прилагательным или именам существительным:

ОЧЕНЬ МИЛАЯ, СИЛЬНО ГРЯЗНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНО ПОКЛАДИСТЫЙ

В данном случае наречия отвечают на вопрос Как?, обозначают признак признака.

РУБАХА НАВЫПУСК, ПЛОВ ПО-УЗБЕКСКИ, КАРТИНА СПРАВА.

В этом случае наречия отвечают на вопросы Какой? Какая?, обозначают признак и являются определениями.

- Наречия можно сравнить с любопытным человеком - почемучкой. Потому что они всегда задают интересные вопросы:

9qiedM-FTN2849Q5CJNF974VbHHVOXybULNiVxJSEdKGjEXbTFKIt3UG_7fKMq54shT60PZBxhxhVc58wWW0uF_AiXbN8B-vsCH2xwSUYb_Ff8eDEkdzXWOOf0y850urw-05zdsZ

- Для того, чтобы было проще запомнить, на какие вопросы отвечают наречия, давай с тобой разведём кактусы:

XIZlP1jhCN56XVe6Yqb4VXmdccNVfEUnYk-35zs-0rstu_2wnlhX0fu1G3ACkZk92UuiL-2uxs-c3rbAj7zUtj0n1liijUbo4CapDWtbv-MVOHDEU3O56ecSxkM-OV0lPfP9M7ia2ZuFTJZ4Z4XEVj_L0L-MTrzupuA3M33knu_LmRdu9prnLS9hu92beHD-NhLQKwFsSYOuSUXPUzhXkB_OtOzRt_67PQEHsgqoDFnbIxjRrKOaqLZLKzNaQRHuCXqfKHmhzFmDDhjg5VhKPz2kr3bc4Fl-qSBQ_1snv58X8PNvkqTb_pyK0-y9QyqzPxKhZkCDn4qrZuT34YMiDxG9G7xOOg4mz_wpJTxYU7kmusCWxxdfoeP7IakkdPbhrLobLYx6-jRvpw8gJK21Z0gEq5K_7qgvRY0ulnodWPbWuBFjYNhytPGHIc99psWFlEA0fIGfiWK-GET7NAkc6NkL1zGgJqyTzPk9Q-_OLxyofxh_wcrjycqAiLdiZzw9p_q85WBoIZutclL7NFgBvv7ohMSZzi4z

 5VhrPDd6LdwsMCzP4_9R4o-PgYUOMiLGxxgRSgMylHfhOyDzUCEspQICuu2YucmwqIptKgvrsG3_VJwjJOM_uqFcaUXPZNMbVfYkMRWZRL2VfsLMb6ewGYwJz9fDP3ZeOw-evN8F5jALh86G45rNrn5k0kNJU3cr82jwQ-g3KXfLx_L7ycnQjgsX4-_cIpd0y9Sb3tjMaVGwoLrOFA2XCb6Mel1FJtun0GBi_qbYlSC2SV4eyqTPAJhbE2ZHSjcYwAquQXFePxKKRVou8BGEdG9ZC2XPpIMxRS6_7HEOmYlvvv3OzUP3f0fjHzLz5wTVm4sdybMuyLHkGs0khDynSEPMVPRft3adk35XBEX2oTaOupdQu0u80Q_TRNRMZTSPxJjj7K6_GjRetSAlgiVoLsd3

- Ещё можно заучить вопросы, как стишок:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

- Придумай наречия, которые бы отвечали на данные вопросы:

Где?

Куда?

Откуда?

Когда?

Как?






(Где?  Сверху, справа, посередине.         

Куда?   Вперёд, вверх.                  

Откуда?  Издалека, сверху.

Когда? Скоро, послезавтра.

Как? Здорово, грустно, тихо)                   

- Составь с наречиями словосочетания.

Задание 3.

- Ты знаешь, что части речи бывают самостоятельными и служебными. Как ты думаешь, наречие - это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная)

-  Докажи. (К самостоятельным частям речи мы можем задать вопрос и объяснить смысл. К наречию мы тоже можем задать вопрос и объяснить его смысл, значит, это самостоятельная часть речи)

- Чем же наречие отличается наречие от других самостоятельных частей речи? Выясним это с помощью примеров. Прочитай:

Учил (когда?) сегодня – учили (когда?) сегодня.

- Наречие “сегодня” не изменилось. проверим, что произойдёт с наречием, если мы используем глаголы разного рода.

Пел (как?) громко – пела (как?) громко.

- Изменилось ли наречие “громко”? (Нет) 

- Теперь изменим время глагола.

Вижу (где?) вдалеке – увижу (где?) вдалеке.

- Что ты можешь сказать про наречие “вдалеке”? (Оно не изменилось)

- Какой можно сделать вывод? (Наречие не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по временам) 

- Наречия можно образовывать от разных частей речи:

  • От существительных (при помощи приставок и суффиксов): 

Низ - вниз, внизу, нанизу.

  • От прилагательных (убираем окончание и добавляем суффикс): 

Высокий - высоко, громкий - громко.

  • От глаголов: 

Обнимать – в обнимку.

  • От числительных: 

Три - трое, втроём.

- Итак, что же такое наречие? Попробуй сама сформулировать определение.




Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и предмета и в предложении обычно выполняет функции различных обстоятельств, а в редких случаях несогласованных определений и сказуемых.

Задание 4.

- Замени фразеологизмы наречиями:

Задание в Wizer.me

Задание 5.

- Найди в предложениях наречия.

Сегодня мы собрались в зоопарк. Довольно быстро мы до него доехали. Там мы хорошо провели время.

JuVcEJZ-ktXXYRtm4z3zpBojx-t1jxGFp_3gnKZMq6TlEIg4zLZOq-wC8WxLvgz7RcRqfhRTFdsqYy-sNMxb2Ch-vCf6cSDuenIex0Z3yvm6ThGh3AYnHmUVPrg7ac5nSKZHZ0Gc

Тренажёр в программе learningapps

Задание 6.

- Выдели наречия.

Задание в Wizer.me

Подведение итогов урока.

- Подведём итог урока. О чём мы говорили на уроке? (О наречии)

- Что нового ты узнал об этой части речи? (Наречие - это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака, отвечает на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему?)

- Ответь на последний вопрос: как тема урока “Зачем речи наречие?” связано с его содержанием? (Наречия делают речь более точной)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 07.01.20 в 04:43 1Ответить Пожаловаться
Интересная работа!
Увлекательно и очень занимательно!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 07.01.20 в 07:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за творческую работу! Интересный урок!
Колышкина Елена Владимировна, 20.10.21 в 12:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за продвинутый урок русского языка, Ольга Анатольевна! Столько всего интересного и интерактивного у Вас на уроке! Класс!!!
Язенина Ольга Анатольевна, 21.10.21 в 00:03 0Ответить Пожаловаться
Мне очень приятны Ваши слова, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.