Конспект урока русского языка «Зачем речи наречие?» (4 класс)
ОГБОУ “Центр образования для детей с ососбыми
образовательными потребностямиг. Смоленска”
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка
“Зачем речи наречие?”
Автор: учитель начальных классов
Язенина Ольга Анатольевна
Смоленск, 2020 г.
Цель: формирование понятия о наречии как о части речи.
Задачи:
1. Познакомить с отличительными признаками наречия от других частей речи, со способами образования наречий, научить выделять наречия в речи.
2. Развивать внимание, мышление, обогащать словарный запас
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
Задание 1.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с частями речи. Но сначала давай вспомним, что такое часть речи и какие части речи ты уже знаешь.
Часть речи - категория слов, объединённых морфологическими и синтаксическими признаками. |
(Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение)
- Для того, чтобы угадать, о какой части речи пойдёт речь на сегодняшнем уроке, разгадай ребусы и найди лишнее слово.
(Самолёт, самовар, рядом, теплоход)
- Почему ты решил, что слово “рядом”лишнее? (Потому что остальные слова - это имена существительные)
- А к какой части речи относится слово “рядом”?
- О чём же мы будем говорить на уроке? (О наречии)
- Что ты должна будешь узнать о наречии? (Что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает, роль наречия в речи)
Задание 2.
- Да, на уроке мы узнаем, что такое наречие, чем оно отличается от других частей речи, как образуется, определим его признаки, понаблюдаем за связью наречия с другими частями речи. Сравни пары предложений.
Мы шли по дороге.
Мы шли ВВЕРХ по дороге.
Мы идём в кино.
ЗАВТРА мы идём в кино.
Звёзды горели в небе.
Звёзды ЯРКО горели в небе.
- Что ты можешь сказать про эти предложения? (Вторые предложения в каждой паре наиболее точно выражают мысль)
- Задай вопросы к выделенным словам:
Мы шли (куда?) вверх по дороге.
(Когда?) Завтра мы идём в кино.
Звёзды (как?) ярко горели в небе.
- Выделенные слова - это наречия. Почему же эти слова так называют? Произнеси слово «наречие». От какого слова оно произошло? (От слова “речь”)
- Правильно! Слово «наречие» произошло от слова «речь».
- От каких слов ты задавал вопросы к наречиям? (Шли, идём, горели)
- К какой части речи относятся эти слова? (К глаголам)
Это интересно! | Бывают случаи, когда наречия могут относиться к именам прилагательным или именам существительным: ОЧЕНЬ МИЛАЯ, СИЛЬНО ГРЯЗНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНО ПОКЛАДИСТЫЙ В данном случае наречия отвечают на вопрос Как?, обозначают признак признака. РУБАХА НАВЫПУСК, ПЛОВ ПО-УЗБЕКСКИ, КАРТИНА СПРАВА. В этом случае наречия отвечают на вопросы Какой? Какая?, обозначают признак и являются определениями. |
- Наречия можно сравнить с любопытным человеком - почемучкой. Потому что они всегда задают интересные вопросы:
- Для того, чтобы было проще запомнить, на какие вопросы отвечают наречия, давай с тобой разведём кактусы:
- Ещё можно заучить вопросы, как стишок:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
- Придумай наречия, которые бы отвечали на данные вопросы:
Где? | Куда? | Откуда? | Когда? | Как? |
(Где? Сверху, справа, посередине.
Куда? Вперёд, вверх.
Откуда? Издалека, сверху.
Когда? Скоро, послезавтра.
Как? Здорово, грустно, тихо)
- Составь с наречиями словосочетания.
Задание 3.
- Ты знаешь, что части речи бывают самостоятельными и служебными. Как ты думаешь, наречие - это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная)
- Докажи. (К самостоятельным частям речи мы можем задать вопрос и объяснить смысл. К наречию мы тоже можем задать вопрос и объяснить его смысл, значит, это самостоятельная часть речи)
- Чем же наречие отличается наречие от других самостоятельных частей речи? Выясним это с помощью примеров. Прочитай:
Учил (когда?) сегодня – учили (когда?) сегодня.
- Наречие “сегодня” не изменилось. проверим, что произойдёт с наречием, если мы используем глаголы разного рода.
Пел (как?) громко – пела (как?) громко.
- Изменилось ли наречие “громко”? (Нет)
- Теперь изменим время глагола.
Вижу (где?) вдалеке – увижу (где?) вдалеке.
- Что ты можешь сказать про наречие “вдалеке”? (Оно не изменилось)
- Какой можно сделать вывод? (Наречие не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по временам)
- Наречия можно образовывать от разных частей речи:
От существительных (при помощи приставок и суффиксов):
Низ - вниз, внизу, нанизу.
От прилагательных (убираем окончание и добавляем суффикс):
Высокий - высоко, громкий - громко.
От глаголов:
Обнимать – в обнимку.
От числительных:
Три - трое, втроём.
- Итак, что же такое наречие? Попробуй сама сформулировать определение.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и предмета и в предложении обычно выполняет функции различных обстоятельств, а в редких случаях несогласованных определений и сказуемых. |
Задание 4.
- Замени фразеологизмы наречиями:
Задание 5.
- Найди в предложениях наречия.
Сегодня мы собрались в зоопарк. Довольно быстро мы до него доехали. Там мы хорошо провели время.
Тренажёр в программе learningapps
Задание 6.
- Выдели наречия.
Подведение итогов урока.
- Подведём итог урока. О чём мы говорили на уроке? (О наречии)
- Что нового ты узнал об этой части речи? (Наречие - это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака, отвечает на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему?)
- Ответь на последний вопрос: как тема урока “Зачем речи наречие?” связано с его содержанием? (Наречия делают речь более точной)
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна