Урок русского языка в 5 классе по теме "Разносклоняемые существительные"
Разносклоняемые имена существительные
5 класс
Цели:
познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания;
сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.
Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного
Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы.
Тип урока: усвоение нового материала
ХОД УРОКА
Приветствие.
Фронтальный опрос по видам склонений в русском языке и падежным окончаниям.
Устное выполнение заданий.
https://lesson.edu.ru/lesson/425fc086-7cc4-4d2a-b9f9-5611d5316e18 - ссылка для выполнения заданий
Изучение нового материала
- ДАВАЙТЕ ПРОСКЛОНЯЕМ СЛОВО ВРЕМЯ.
- Обратите внимание на окончания.
- Какие окончания имеет слово в Р. п, Д. п, П. п? Существительные какого склонения имеют такие окончания?
- Какие окончания имеет слово в Т. П.? Существительные какого склонения имеют такие окончания?
- Такие слова, которые имеют окончания 2 и 3 склонения, называют РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ. Запишем тему урока.
В косвенных падежах у слов на –мя появляется суффикс –ен-.
Закрепление изученного материала
Прочитайте стихотворение Аркадия Хайта и вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые слова.
В стародавнее древнее ___
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое _____
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ____
Как написать свою фамилию и ____
Зачем на лошадь надевать седло и _____
Необразованное было это ______
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ____ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер _____
Что кислород всегда поддерживает _____,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое ___,
С утра до вечера они чесали ____.
Вставьте пропущенные буквы, поставьте в нужный падеж разносклоняемое существительное
Допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные.
РЕФЛЕКСИЯ
СИНКВЕЙН
Существительное (тема урока)
Два прилагательных, характеризующих тему урока
Три глагола, обозначающих действие существительного
Предложение, раскрывающее суть темы урока.
Домашнее задание
- Выучить разносклоняемые существительные и особенности их склонения;
- Выполнить упр. 452