Урок русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные»

14
3
Материал опубликован 10 May 2021 в группе

​​​​​​​


Презентация к уроку
PPTX / 436.64 Кб

Урок русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные»

Цель: знакомство учащихся с разносклоняемыми именами существительными, особенностями их склонения и правописания.

Планируемые результаты:

предметные: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными, особенностями их склонения; сформировать умения находить разносклоняемые имена существительные в словосочетании, предложении и тексте, правильно склонять разносклоняемые имена существительные, обосновывать написание гласных в суффиксах и окончаниях разносклоняемых существительных; попутно повторить изученные орфограммы;

метапредметные:

познавательные: развивать умение объяснять языковые процессы в ходе наблюдения над особенностями разносклоняемых имён существительных;

коммуникативные: развивать навыки и культуру общения в группе, умение аргументировать своё мнение;

регулятивные: учить учащихся планировать свою деятельность, развивать мыслительные процессы (умение логически рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы), формировать навыки самооценки и самокоррекции;

личностные: мотивировать учащихся к изучению нового учебного материала; воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Толковый словарь С.И. Ожегова, таблицы «Три склонения имен существительных», «Падежные окончания имён существительных», карточки для учащихся для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

1. Мотивация (приветствие, настрой учащихся на работу на уроке).

2. Актуализация имеющихся знаний учащихся по теме «Имя существительное» с целью подготовки к изучению новой темы.

Фронтальный опрос:

- Дайте определение имени существительного.

- Перечислите и охарактеризуйте постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

- Что называется склонением имен существительных? Как определить склонение существительных?

Слайды 2-3. Работа с таблицами «Три склонения имён существительных» и «Падежные окончания имён существительных»:

t1620640987aa.png

t1620640987ab.png

Работа «по цепочке» у доски (несколько учащихся выходят по очереди к доске, объясняют правописание окончаний имён существительных, остальные работают в тетрадях):

Идти по алле…, написать письмо матер…, находится на окраин… села, ветка сирен…, лежит в портфел…, возводят на площад…, обратиться к дочер…, рассказ о геро…, произрастает в пустын…, работает на фабрик…, защита крепост…, деревья стоят в ине… .

3. Этап первичного усвоения новых знаний (наблюдение над языковым материалом).

- Ребята, просклоняйте имена существительные ИМЯ и ПУТЬ. Что необычное вы заметили при склонении этих существительных? (2 учащихся работают у доски).

И. имя, путь

Р. имени, пути

Д. имени, пути

В. имя, путь

Т. именем, путём

П. об имени, о пути

Слайд 4. Учащиеся отмечают, что эти существительные склоняются по двум типам склонения: в родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончание -И, как существительные 3-ого склонения, а в творительном падеже у них окончание - ЕМ (-ЁМ), как у существительных 2-ого склонения.

- Как вы думаете, как называются такие имена существительные? О каких существительных мы будем сегодня говорить на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока «Разносклоняемые имена существительные», записывают её в тетради.

- Ребята! Какие цели вы ставите перед собой на уроке?

Используется приём «Незаконченное предложение». Учитель предлагает учащимся закончить предложение:

- Сегодня на уроке я хочу узнать/научиться… Слайд 5.

Работа с теоретическим материалом учебника.

При чтении параграфа учебника используется приём «Инсерт». Учащиеся читают текст и отмечают новую для себя информацию: перечисляют разносклоняемые имена существительные, делают вывод, что в родительном, дательном, творительном и предложном падежах разносклоняемые имена существительные имеют суффикс -ЕН.

4. Первичная проверка понимания. Составление кластера «Разносклоняемые имена существительные». Слайд 6.

t1620640987ac.png

Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова.

- Ребята! Все ли разносклоняемые имена существительные известны вам? Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем значение непонятных слов. Составьте 2-3 словосочетания с разносклоняемыми именами существительными, объясните их написание.

Учащиеся находят и читают словарные статьи, выполняют задание.

5. Первичное закрепление.

Работа по карточке № 1:

Карточка № 1.

Задание: спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; обозначьте условия выбора написания.

Звать по имен…, вождь племен…, языки пламен… костра, боль в темен…, под тяжёлым бремен…м, встретились в пут…, нога в стремен…, совсем нет свободного времен…, стоит у знамен… .


Работа по карточке № 2:

Карточка № 2. Знаешь ли ты пословицы?

Задание: восстановите пословицы, вставив подходящие по смыслу разносклоняемые имена существительные; объясните значение пословиц.

Большого … не задуешь, а больше раздуешь.

Даже большое дерево выросло из … .

Потерянного ... не воротишь.

От худого … не жди доброго … .

Пожалел …, так ударил в косицу.

Хорошо и там и тут, где по … зовут.

Прямым … по кривой не ездят.

Добрый совет ко … хорош.

Не в золоте богатство человека, а в добром … .


Работа по карточке № 3:

Карточка № 3. Откуда эти строки?

Задание: вспомните, из каких произведений взяты следующие строки; найдите разносклоняемые имена существительные, вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов с пропущенными буквами.

Но…сились знам…на, как тени,

В дыму огонь бл…стел,

Звучал булат, картеч… в…зжала…


П…чально я гл…жу на наше поколен…е!

Его гр…дущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бремен…м познанья и сомненья,

В бе…действии с…старится оно.


Лети, к…рабль, неси меня к пр…делам дальным

По грозной прихот… обманчивых морей,

Но только не к брегам п…чальным

Тума(н,нн)ой родины моей,

Страны, где пламен…м страстей

Впервые чу…ства ра…г…рались…


Что в имен… тебе моём?

Оно умрет, как шум п…чальный

Волны, пл…снувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.


«Видел, папаша, я сон уд…вительный, —

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Ру(с,сс)ких плем…н и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

«Вот они — нашей дорог… строители!..»

Зах…хотал г…нерал!

Ответы:

1. М. Ю. Лермонтов «Бородино»,

2. М. Ю.Лермонтов «Дума»,

3. А. С. Пушкин «Погасло дневное светило»,

4. А. С. Пушкин «Что в имени тебе моём?..»,

5. Н. А. Некрасов «Железная дорога».

Лексическая работа. Слайд 7.

Задание: исправьте ошибки в данных предложениях.

У нас было достаточно время.

У тебя нет время, чтобы по­го­во­рить со мной?

Сколь­ко сейчас время?

Контроль усвоения знаний. Слайды 8-9.

Слайды 8-9. Тест.

1. Разносклоняемые имена существительные имеют окончание –И:

А) в родительном, дательном и предложном падежах;

Б) в родительном и винительном падежах;

В) в дательном и предложном падежах.

2. У разносклоняемых имён существительных в творительном падеже окончание - ЕМ (-ЁМ), как у существительных:

А) 1 склонения;

Б) 2 склонения;

В) 3 склонения.

3. В косвенных падежах у разносклоняемых имён существительных в форме единственного числа есть суффикс:

А) –ЕН;

Б) –ЯН;

В) –ИН.

4. В какой строке приведены только разносклоняемые имена существительные?

А) знамя, дитя, пламя;

Б) племя, семя, путь;

В) семья, стремя, темя.

5. В какой строке во всех словах пишется буква –И?

А) ответ по истори…, живёт в деревн…;

Б) идти по дорог…, удар по темен…;

В) в пламен… свечи, университет имен… М. В. Ломоносова.

Правильные ответы: 1 А, 2 Б, 3 А, 4 Б, 5 В.

Слайд 10. Самопроверка и самооценка выполнения теста:

5 правильных ответов – «5»;

4 правильных ответов – «4»;

3 и 2 правильных ответов – «3».

Рефлексия. Слайд 11.

Учитель предлагает учащимся вернуться к началу урока, вспомнить, какие цели они ставили для себя на уроке, и закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал(а)/научился(ась)…

Домашнее задание: сочинить сказку о разносклоняемых существительных или стихотворение для их лучшего запоминания.

Использованные источники:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «АЗЪ», 1996

А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997

М.Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1988.

Н. А. Некрасов. Избранные произведения. – М.: АСТ, 2008

Схемы, таблицы авторские

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок! Поздравляю Вас,Лариса Михайловна!

27 June 2021

Спасибо, Галина Геннадьевна!

13 May 2023

Лариса Михайловна, отлично!

12 November

Похожие публикации