Урок русского языка в 5 классе. Тема "Синонимы"

3
0
Материал опубликован 23 May

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Синонимы

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также пользоваться словарем синонимов.


Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.


Введение в тему.

Сегодня мы продолжим путешествие в огромный и удивительный мир лексики и познакомимся с новым его явлением. А поможет нам всеми любимый герой Винни-Пух, который стал героем произведения Алана Милна, а Борис Заходер перевел его произведение на русский язык.


Благодаря этому человеку многие поколения жителей нашей огромной страны познакомились с героями, такими как, Мэри Поппинс, Бременскими музыкантами. Его собственные произведения печатали в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка», издавали многомиллионными тиражами его собственные книги стихов. В сентябре 2023 года исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера, поэта и переводчика.


В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок, послушайте внимательно: Собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:


- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! - сказал Пух радостно.

- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.


Вини-Пух не знает слова "провизия".

А вы слышали такое слово?

Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду? (Продовольствие, провиант, продукты, снедь).

Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Кто знает, как называются эти слова одним словом. (синонимы).


Что любит Винни Пух? (Мед)

В чем он его хранит? (Бочка.)

А бочка пустая.

Давайте поможем собрать провиант Винни.

- А для этого поставим задачи на урок.


Нам помогут слова подсказки:

1)Узнать…(что такое синонимы)

2)Находить….

3)Применять…


Откройте тетради. Запишите тему урока ( на доске картинка Винни Пуха и бочонок. По мере открытий новых знаний, наполняем бочонок)

Задача1 узнать

Попробуйте дать определение синонимов, используя этот пример. (Учащиеся формулируют определение синонимов).

Где мы можем с вами найти необходимую информацию по теме?( учебнике, от учителя, в интернете, в библиотеке)

Работа с учебником (открытие новых знаний)

Я вам предлагаю обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр.149 параграф 52 . Приведите примеры синонимов и поясните это правило.


Давайте сравним полученное определение с тем, что дано в учебнике.

Учащиеся читают по абзацу. О чем, из того, что вы прочитали, мы не рассмотрели?


Как же образовались синонимы?

Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый" 

По-гречески часть "ним" означает "имя".

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость"


Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.


Задача 1 узнать. Итак мы выполнили 1 задачу. Узнали, что такое синонимы? Переходим к следующей задаче. ? (Заполняем бочку медом)


На слайде стих. Найдите синонимы. Что они обозначают?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару...

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному) Все эти слова - синонимы.


- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? 

Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.


- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

- Перед нами жизнерадостный винни пух. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

- Какой частью речи они являются? (прил.)

- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

- Какое слово здесь лишнее? (печаль)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.


Переходим к игре «Эскалатор» (физкультурная минутка) .

Дидактическая игра «Эскалатор»

     Весь класс на время проведения игры превращается в замечательное средство передвижения — эскалатор. На каждой парте задание : подобрать синонимы к словам. «Ученики» с первой парты переходят на последнюю и все сдвигаются на одну парту до тех пор, пока не окажутся на своем месте.

Учитель даёт сигнал (хлопок), и «Эскалатор» начинает работу. Через несколько минут раздаётся следующий сигнал, передвигаются на одну парту вперёд и приступают к выполнению следующего задания. Игра заканчивается тогда, когда «ученик» вновь оказывается за своей партой. Затем задание проверяется.

(Карточки на каждой парте)

1 Простая задача –

Знойный день-

2 Приятель-

Пища-

3 Улыбаться-

Спешить-

4 Работа-

Болтать-


Проверка.

1 Простая задача - легкая

Знойный день- жаркий

2 Приятель- товарищ

Пища –еда

3 Улыбаться- смеяться

Спешить –торопиться

4 Работа- дело. Занятие

Болтать- разговаривать


Сейчас мы поработаем в в парах. Найдите пару (карточки). (Стрелочками соедините пару)

Ласковый весело

светит ясный

блестит поют

шумят(деревья) сверкает

щебечут (птицы) шелестят

солнечный сияет

радостно приветливый


Проверка


Вернемся к задачам. Что мы с вами узнали ? ( что такое синонимы и научились находить их). ( мед в бочонок заполняем)


Закрепление

Основная цель – усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Упр.303 Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

А как вы думаете, мы все слова синонимы перечислили? А знаете ли вы, что существует словарь синонимов? Где вы с ним встречались?(в нач. школе в конце учебника).

Показать словарь синонимов.

- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран - метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).


 Редактирования текста.

-Как вы думаете, для чего нужны синонимы?

Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака или действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . Нужно заменить подчеркнутые слова синонимами для устранения повтора.


Работа с текстом

Однажды Вини-Пух гулял по лесу и пел одну из своих шумелок. Нарвал на полянке целую охапку цветов для своего друга – Пятачка. Вдруг он увидел высокий –превысокий дуб. На самой его вершине жили пчёлы. Чтобы полакомиться мёдом, Вини стал подниматься на вершину дерева. Он поднимался всё выше и выше, напевая про себя свою песенку. Вот медвежонок поднялся ещё немножечко повыше и… свалился, обломив с хрустом несколько веток.

Слова для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.

Беседа по тексту:

- Какие правила поведения в лесу нарушил Вини-Пух?( нарушал тишину, нарвал цветов, обломил ветви дерева)

-Почему нельзя шуметь в лесу? (распугаешь лесных жителей, им это неприятно)

-А почему нельзя рвать цветы? ( из некоторых делают лекарства, они нужны насекомым, они пьют из них нектар)

-Почему нельзя ломать ветви деревьев? (Каждая веточка -для дерева деточка)

-Кого потревожил Вини-Пух? (пчёл)

- К чему бы привело уничтожение пчёл? (пчёлы опыляют растения, множество цветов бы погибло, нарушилось бы экологическое равновесие)


Какой текст у вас получился. Прочитайте.

Как вы считаете, можем мы добавить меда в горшок? Выполнили ли мы третью задачу? ( мед в бочонок заполняем)


Рефлексия .

Мы сегодня много говорили о синонимах. Что же это такое?

Для чего нам нужны синонимы?

Делаем вывод: Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.

3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.

4. Объясняют значение неизвестных слов.



C - сегодня на уроке я узнал…

И –и мне понравилось…

Н - но показалось трудным…

О - особенно интересным на уроке…

Н - наверное домашнее задание я выполню…

И - и получу на следующем уроке…

М- мне урок…


Домашнее задание

1.Выполнить 308 упражнение;

2.Прочитать стихотворение Б. Заходера. Вставьте буквы. Выпишите синонимы.
Повара
Как легко приготовить обе__!
Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:
Это раз — и г.__тово!
(Если мама г__товит обе ).
Но бывает, что некогда маме,
И обе__себе варим мы сами,
И тогда (не п йму, в чём с _ крет!)

Очень трудно г__товить обе-


Синонимы готовить-варить

3.Сочинить загадку, в состав которой входили бы синонимы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.