Урок русского языка в 5 классе. Тема "Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Синонимы
Тип урока: Изучение новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.
Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также пользоваться словарем синонимов.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.
Введение в тему.
Сегодня мы продолжим путешествие в огромный и удивительный мир лексики и познакомимся с новым его явлением. А поможет нам всеми любимый герой Винни-Пух, который стал героем произведения Алана Милна, а Борис Заходер перевел его произведение на русский язык.
Благодаря этому человеку многие поколения жителей нашей огромной страны познакомились с героями, такими как, Мэри Поппинс, Бременскими музыкантами. Его собственные произведения печатали в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка», издавали многомиллионными тиражами его собственные книги стихов. В сентябре 2023 года исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Владимировича Заходера, поэта и переводчика.
В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок, послушайте внимательно: Собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
- Не про что, а то, что едят.
- А-а! - сказал Пух радостно.
- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова "провизия".
А вы слышали такое слово?
Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду? (Продовольствие, провиант, продукты, снедь).
Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
Кто знает, как называются эти слова одним словом. (синонимы).
Что любит Винни Пух? (Мед)
В чем он его хранит? (Бочка.)
А бочка пустая.
Давайте поможем собрать провиант Винни.
- А для этого поставим задачи на урок.
Нам помогут слова подсказки:
1)Узнать…(что такое синонимы)
2)Находить….
3)Применять…
Откройте тетради. Запишите тему урока ( на доске картинка Винни Пуха и бочонок. По мере открытий новых знаний, наполняем бочонок)
Задача1 узнать
Попробуйте дать определение синонимов, используя этот пример. (Учащиеся формулируют определение синонимов).
Где мы можем с вами найти необходимую информацию по теме?( учебнике, от учителя, в интернете, в библиотеке)
Работа с учебником (открытие новых знаний)
Я вам предлагаю обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр.149 параграф 52 . Приведите примеры синонимов и поясните это правило.
Давайте сравним полученное определение с тем, что дано в учебнике.
Учащиеся читают по абзацу. О чем, из того, что вы прочитали, мы не рассмотрели?
Как же образовались синонимы?
Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый"
По-гречески часть "ним" означает "имя".
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость"
Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Задача 1 узнать. Итак мы выполнили 1 задачу. Узнали, что такое синонимы? Переходим к следующей задаче. ? (Заполняем бочку медом)
На слайде стих. Найдите синонимы. Что они обозначают?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару...
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному) Все эти слова - синонимы.
- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)
- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
- Перед нами жизнерадостный винни пух. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)
- Какой частью речи они являются? (прил.)
- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)
- Какое слово здесь лишнее? (печаль)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
Переходим к игре «Эскалатор» (физкультурная минутка) .
Дидактическая игра «Эскалатор»
Весь класс на время проведения игры превращается в замечательное средство передвижения — эскалатор. На каждой парте задание : подобрать синонимы к словам. «Ученики» с первой парты переходят на последнюю и все сдвигаются на одну парту до тех пор, пока не окажутся на своем месте.
Учитель даёт сигнал (хлопок), и «Эскалатор» начинает работу. Через несколько минут раздаётся следующий сигнал, передвигаются на одну парту вперёд и приступают к выполнению следующего задания. Игра заканчивается тогда, когда «ученик» вновь оказывается за своей партой. Затем задание проверяется.
(Карточки на каждой парте)
1 Простая задача –
Знойный день-
2 Приятель-
Пища-
3 Улыбаться-
Спешить-
4 Работа-
Болтать-
Проверка.
1 Простая задача - легкая
Знойный день- жаркий
2 Приятель- товарищ
Пища –еда
3 Улыбаться- смеяться
Спешить –торопиться
4 Работа- дело. Занятие
Болтать- разговаривать
Сейчас мы поработаем в в парах. Найдите пару (карточки). (Стрелочками соедините пару)
Ласковый весело
светит ясный
блестит поют
шумят(деревья) сверкает
щебечут (птицы) шелестят
солнечный сияет
радостно приветливый
Проверка
Вернемся к задачам. Что мы с вами узнали ? ( что такое синонимы и научились находить их). ( мед в бочонок заполняем)
Закрепление
Основная цель – усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Упр.303 Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
А как вы думаете, мы все слова синонимы перечислили? А знаете ли вы, что существует словарь синонимов? Где вы с ним встречались?(в нач. школе в конце учебника).
Показать словарь синонимов.
- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)
(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)
(Буран - метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).
Редактирования текста.
-Как вы думаете, для чего нужны синонимы?
Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака или действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . Нужно заменить подчеркнутые слова синонимами для устранения повтора.
Работа с текстом
Однажды Вини-Пух гулял по лесу и пел одну из своих шумелок. Нарвал на полянке целую охапку цветов для своего друга – Пятачка. Вдруг он увидел высокий –превысокий дуб. На самой его вершине жили пчёлы. Чтобы полакомиться мёдом, Вини стал подниматься на вершину дерева. Он поднимался всё выше и выше, напевая про себя свою песенку. Вот медвежонок поднялся ещё немножечко повыше и… свалился, обломив с хрустом несколько веток.
Слова для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
Беседа по тексту:
- Какие правила поведения в лесу нарушил Вини-Пух?( нарушал тишину, нарвал цветов, обломил ветви дерева)
-Почему нельзя шуметь в лесу? (распугаешь лесных жителей, им это неприятно)
-А почему нельзя рвать цветы? ( из некоторых делают лекарства, они нужны насекомым, они пьют из них нектар)
-Почему нельзя ломать ветви деревьев? (Каждая веточка -для дерева деточка)
-Кого потревожил Вини-Пух? (пчёл)
- К чему бы привело уничтожение пчёл? (пчёлы опыляют растения, множество цветов бы погибло, нарушилось бы экологическое равновесие)
Какой текст у вас получился. Прочитайте. –
Как вы считаете, можем мы добавить меда в горшок? Выполнили ли мы третью задачу? ( мед в бочонок заполняем)
Рефлексия .
Мы сегодня много говорили о синонимах. Что же это такое?
Для чего нам нужны синонимы?
Делаем вывод: Для чего нужны синонимы?
1. Помогают избежать повторов.
2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.
3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.
4. Объясняют значение неизвестных слов.
C - сегодня на уроке я узнал…
И –и мне понравилось…
Н - но показалось трудным…
О - особенно интересным на уроке…
Н - наверное домашнее задание я выполню…
И - и получу на следующем уроке…
М- мне урок…
Домашнее задание
1.Выполнить 308 упражнение;
2.Прочитать стихотворение Б. Заходера. Вставьте буквы. Выпишите синонимы.
Повара
Как легко приготовить обе__!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого:
Это раз — и г.__тово!
(Если мама г__товит обе ).
Но бывает, что некогда маме,
И обе__себе варим мы сами,
И тогда (не п йму, в чём с _ крет!)
Очень трудно г__товить обе-
Синонимы готовить-варить
3.Сочинить загадку, в состав которой входили бы синонимы.