12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демьянова Гузель Рамиловна203
Россия, Татарстан респ., Мамадыш

Тема урока: «Синонимы.Антонимы».

Класс: 5

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель: формирование знаний о синонимах, антонимах, создание мотивации на совместную работу, закрепление умения определять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы, формирование умения работать со словарями, делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

закрепить умение определять лексическое значение слова,

формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,

углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;

познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

умение высказывать своё предположение (версию);

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

умение адекватно воспринимать оценки.

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

подведение под понятие;

нахождение ответов на вопросы;

выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные

умение слушать, слышать и понимать;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;

умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

Личностные результаты:

обогащение словарного запаса учащихся

развитие познавательных интересов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженская, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет - ресурсы.


Структура урока


1. Мотивация к учебной деятельности


Учитель. Здравствуйте, дети! Надеюсь, готовы

Вы к новым открытиям в области слова?

Готовы? Прекрасно! Скорее тогда

На каждый вопрос отвечайте мне: «Да!!!»

Вам нравится учиться?

Ученики. Да!

Учитель. Вы хотите много знать?

Ученики. Да.

Учитель. Вы будете много знать?

Ученики. Да! t1612519640aa.png

Учитель. Поприветствуйте своих партнеров по команде!

Своих партнеров по работе в классе!


2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.


Учитель. Для того чтобы изучить новый материал, необходимо повторить пройденный.

На ваших партах цветные карточки для ответов. Я зачитываю утверждение, вы поднимаете ваш ответ да – зеленая сторона карточки, нет- красная.

- Лексикология- это раздел науки о языке (да)

- Лексическое значение слова разъясняется в орфоэпических словарях (нет)-толковых

- Однозначные слова имеют одно лексическое значение(да)

- Многозначные слова имеют много значений, между которыми нет общего(нет)-есть

- Слово игла- многозначное слово (да)

- У слов могут быть прямое и переносное значения (да)

- В словосочетании ледяной взгляд- прилагательное ледяной используется в прямом значении (нет)


На парте в листе оценивания ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!

1. Повторение (Лексика)

2.Определение темы урока

3. Составление интеллект-карты










t1612519640ab.gif

- всё получилось


t1612519640ac.gif

- есть сомнения

t1612519640ad.gif

- нужна помощь


Учитель. Ребята, к какому выводу мы с вами пришли?

Ученик. Нужно закрепить материал, чтобы лучше понять новый.

Учитель. Отлично!

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Для определения темы сегодняшнего урока поработаем в группах (по 4 человека). Вам даны карточки со словами, распределите их в 2 группы по значению и объясните, по какому признаку вы их сгруппировали.


Слова: красный, алый, доктор, врач, загадка, отгадка, сверкает, блестит, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, въезд, выезд, чудесный, сказочный


Учащиеся работают в группах, первая из них объясняет принцип разделения на группы.


Проверка по эталону


Слова: красный, алый, школьник, ученик, сверкает, блестит, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, хорошо, плохо, чудесный, сказочный

Синонимы

Красный-алый

Школьни-ученик

Сверкает-блестит

Чудесный-сказочный

Антонимы

Белый-черный

Теряет-находит

Аккуратно-неряшливо

Хорошо-плохо


Учитель. Молодцы! Какие затруднения были на этом этапе работы?

Оцените свою работу в листе оценивания.

Учитель. Кто может сформулировать тему урока?

Ученик. Синонимы и антонимы.

Учитель. Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Ученик. Вспомнить определения синонимов и антонимов. Узнать для чего они употребляются в речи?

V. Реализация построенного проекта.

Учитель. Записываем дату и тему урока в тетрадях.

Учитель. Кто может сказать, какие слова называются синонимами? Антонимами?

Ученик. Слова близкие по значению, противоположное значение.

Учитель. Как мы можем проверить правильность определения?

Ученик. Использовать учебник.

Учитель. Читаем учебник на с.162,166.

Я предлагаю, используя материал учебника, дополнить интеллект-карту по разделу «Лексика» к тому материалу, который вы уже знаете.


Учитель. Давайте добавим новые ветви синонимы и антонимы.


Работа на экране. Учитель составляет интеллект –карту с помощью программы Mindomo.com на ноутбуке совместно с учениками.


t1612519640ae.png

Учитель. Все ли согласны с таким вариантом интеллект-карты?(да)

Учитель. Как мы можем использовать эти интеллект-карты?

Ученики. Распечатать и повторять темы. Передавать школьникам для изучения этих тем.

Учитель. Молодцы. Этой программой вы можете самостоятельно пользоваться, создавая интеллект-карты для лучшего запоминания любых правил не только по русскому языку, но и других предметов. Программа работает на любых гаджетах. Почувствуйте себя разработчиками интеллект-карт. А я вам приготовила уже распечатанные интеллект-карты по разделу «Лексика».


В художественных произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется в литературе антитезой:

твердый – мягкий, умный – глупый, вверх – вниз, рано – поздно.

В литературе антонимы используются в названиях произведений у многих авторов. 

Самое знаменитое детское стихотворение, в названии которого есть антитеза начинается строчками:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо»

Кто знает автора этого стихотворения? (Маяковский)

На экране

t1612519640af.jpg

Более подробно вы узнаете об этом приёме на уроках литературы.






Физминутка.


Выходите к доске, давайте отдохнём. Вам даны половинки пословиц, ваша задача двигаясь под музыку, найти свою пару.

1. Добро всегда побеждает зло.

2. Ученье свет, а неученье- тьма

3. Горька работа, да сладок хлеб.

4. Подальше положишь, поближе возьмешь.

5. Готовь сани летом, а телегу зимой.

6. Друг спорит, а враг поддакивает.


VI. Первичное закрепление.

1.Фронтальный опрос.

Учитель. Ребята, как закрепить данный материал?

Ученик. Выполнить задание.

Учитель. Есть такое задание.

Знаете ли вы почему наш город называется Мамадыш? Существует несколько версий возникновения названия нашего города. Одна из них содержится в книге нашего земляка писателя Владимира Калашникова. Над этим текстом мы и поработаем.У вас на партах тексты с пропусками слов, используя слова-синонимы обогатите текст, сделав описание нашего родного города ярче. При затруднении используйте словари синонимов.


А как пользоваться словарями? (ответы детей)


Работа по тексту

t1612519640ag.jpg


1 группа.

Легенда о Мамадыше

Само название города Мамадыш по рассказам летописей свидетельствует о том, что он появился в глубокой, …, … древности. Из уст в уста веками передаются легенды о том, почему Мамадыш назван таким необычным, …, … именем. По началу это была пустошь, затем на месте этой пустоши образовался небольшой, …, … починок Мамадыши. Легенда, пришедшая к нам из далекой древности, гласит:


2 группа

«Когда-то очень давно славянская женщина прибыла на это место с маленькой, …, … дочуркой и, облюбовав его, осталась жить в хижине, построенной на пейзажном, …, … берегу реки Вятки древними рыбаками. Шло время, девочка подросла, стала заниматься рыбной ловлей, сбором грибов, трав и ягод.

Однажды она, возвратившись домой, заметила, что матери очень плохо, она заболела какой-то непонятной, …, … болезнью, тогда дочурка решила ей помочь. Увидев случайного прохожего, она позвала его на помощь, он оказался деревенским знахарем.


3 группа

Вместе они сварили на костре необходимое зелье из различного множества целебных, …, … трав. Пока варилось в котелке нужное лекарство для матери, дочка приговаривала «Мама, дыши!», «Мама, дыши!». И чудо свершилось! Мать несколько раз испив целительного, …, … зелья, выздоровела и поднялась на ноги. С той самой поры эта пустошь стала называться «Мамадыши». Так называется она и по сей день. Не зря наш любимый, …, … город созвучен с именем матери.





Каждая группа читает получившийся текст. Текст проецируется на экран.


Учитель. Молодцы!

Учитель. Какие затруднения возникли?

Ученик. Никаких затруднений, мы легко справились.

Учитель. Оцените себя.


VIII. Включение в систему знаний и повторений.

Учитель. Молодцы, ребята. Умеете ли вы разгадывать кроссворды?(да). Предлагаю проверить ваши умения.


На онлайн-платформе www. learningapps.org открываю онлайн-кроссворд


t1612519640ah.png

Учащиеся разгадывают кроссворд

Учитель. Пополнили ли вы сегодня багаж знаний?

Ученик. Да, мы знаем, что такое синонимы и антонимы, чем отличаются друг от друга, что есть словари синонимов.

Учитель. Достигли ли вы поставленных целей?

Ученик. Да.


Учитель. Оцените себя.



IX. Рефлексия.

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученик. Пополнили знания о лексике.

Вспомнили синонимы и антонимы, их отличия.

Учитель. Что делали?

Ученик. Составляли интеллект-карту, распределяли слова, подбирали синонимы,

Учитель. Чему научились?

Ученик. Находить синонимы и антонимы в словаре, подбирать синонимы и антонимы, работать в группе…

Учитель. Какие затруднения были?

Ученик. Не всегда знаем какой синоним подобрать, нужно обращаться к словарю и уметь с ним работать.

Учитель. Что понравилось на уроке?

Ученик. было много интересных заданий…

Домашнее задание:


Упр.

Используя ресурсы Интернета, подбери 5-6 примеров названий художественных произведений, состоящих из антонимов.

Эталон:

«Толстый и тонкий» А.Чехов

«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольский

«Принц и нищий» М.Твен

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман

«Война и мир» Л.Толстой

«Живые и мертвые» К. Симонов

«Молодость и старость» И.Бунин


Для умников и умниц: Напишите сочинение-рассуждение «Нужны ли людям словари синонимов?»


Учитель. Спасибо за урок!













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.