Урок русского языка в 5 классе. Тема «Обращение»

0
0
Материал опубликован 19 April 2016

Технологическая карта урока

русского языка

Учитель: Дегтярёва Н.С.

Класс: 5

Дата проведения: 01.02.2016

УМК: учебник «Русский язык. 5 класс»/ под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2013.

Тема урока: Обращение

Технологии урока: ТРКМ, обучения в сотрудничестве, развитие исследовательских навыков, здоровья сбережения.

Цель урока: формирование представлений об обращении, оформление предложений с обращениями; изучение и первичное закрепление новых способов действий с учебным материалом.

Тип урока: открытие новых знаний (изучения нового).

Межпредметные связи: литература.

Основные термины и понятия: обращение, звательная интонация, звательный падеж, олицетворение.

Оборудование: презентация (приложение 1), интерактивная доска, ноутбук, учебник, раздаточный материал (правило в стихах, протокол урока (приложение 2), карточки-смайлики для оценивания). Электронное приложение (компакт-диск) «Русский язык. 5 класс. Интерактивные тренажеры». Издательство «Учитель», 2015.

Предметный результат: научиться находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего, применять пунктуационные правила, знать об интонации, с которой произносится обращение.

Метапредметные умения:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; желание участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями.

Регулятивные: осознание себя как движущую силу своего научения, способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); строить понятные для партнера монологические высказывания.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (развитие УУД)

1. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Создать психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм.

Приветствие учащихся:

Добрый день, ребята!

Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул зимний день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу, гостям. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Учитель собирает тетради с домашним заданием, отвечает на вопросы ребят, которые возникли в ходе выполнения домашнего задания ( если есть)

3. Раздает рабочие тетради № 2, оформление их (число, классная работа).

Слушают учителя, приветствуют, садятся на свои места.

Задают вопросы, которые возникли в ходе выполнения домашнего задания (если есть), сдают тетради учителю.

Пишут в тетрадях число: Первое февраля.

Классная работа.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация известного учебного материала и пробного учебного действия

Воспроизвести известный учебный материал для открытия нового учебного материала и способов действий, стимулировать познавательный интерес

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

1.Синтаксическая минутка.

1)Друзья откроют вам сказочный мир (1 группа)

2) Я вам, друзья, открою сказочный мир. (2 группа).

Разбирают предложения, выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Разбиваются на 2 группы, каждая группа работает со своим предложением.

1 группа разбирает 1 предложение, 2 – 2 предложение, учащиеся приходят в затруднение.

при графическом выделении слова «друзья».

Видят новое синтаксическое понятие. Размышляют.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

3.Изучение нового учебного материала

Открыть учащимся и усвоить новый учебный материал и способы действия, сформулировать учебные задачи урока.

Учитель приходит на помощь учащимся в анализе и разборе слова «друзья» во втором предложении.

Читает лингвистическую сказку «Как обратиться к Крокодилу?».

Слоненок, удав и мартышка пришли в гости к Крокодилу, но тот лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольцо, Слоненок трубил. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды.

Тогда Мартышка закричала:

- Я придумала! Обращение! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором.

-Кто это обращается ко мне? – приоткрыл один глаз Крокодил.

Мартышка всем сообщила:

- Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит!

О чем эта сказка? Что мы будем изучать на уроке?

Где мы уже в этом году встречались с обращением? Что у меня в руках?

2. Данил получает индивидуальное задание, в течение урока заполнить протокол урока по теме «Обращение».

3. Работа по теме урока, запись определения в тетрадь.

Раздает на листочках правило в стихах:

1) Обращение.

Всем нам при обращении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй (А. Косоговский).

2) Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

4. Составление кластера на доске.

Слушают учителя, делают выводы, формулируют тему и задачи урока.

Задачи урока:

- что такое обращение?

- как его отличить от подлежащего?

- как обозначить его графически в предложении?

- зачем нужны обращения в речи?

- какие знаки препинания ставятся при обращении?

- с какой интонацией произноситься обращение?

Об обращении.

Ответы учащихся: на уроках литературы, писали письма на уроке русского языка.

Знакомится с протоколом и заполняет его в течение урока, слушая комментарии ребят и учителя по теме урока.

Запись определения в тетрадь.

Зачитывают с листочков правило в стихах, вклеивают их в лингвистическое портфолио. Делают выводы.

Составляют кластер под контролем учителя, используя учебник с.176

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование задач и темы урока (П)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Физкультминутка

 

Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.

Слушайте внимательно и определите, прозвучат ли в речи физорга слова, связанные с темой.

Кирилл проводит физкультминутку:

Ребята, встаньте!

Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

Молодцы, юные исследователи!

 

4.Первичное закрепление учебного материала.

Проговорить и закрепить главное в новой информации; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления:

Упражнение в учебнике

С. 177 упражнение 491

Читают задание к упражнению, выполняют самостоятельно в тетради, сверяют с решением на доске.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П ).

Управление поведением партнёра.

5. Контроль/самоконтроль, проверка/самопроверка учебного материала.

Проверить уровень освоенности учебного материала и способов действия.

Организует самостоятельную работу:

работа с интерактивным тренажёром по теме «Обращение».

Самостоятельная работа, самопроверка уровня освоенности учебного материала.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

6. Рефлексия

Установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внести коррективы.

Организует рефлексию.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

Удалось ли вам сделать маленькое открытие?

2. Оценивают свою работу на уроке.

Пишут телеграмму, зачитывают.

Даня зачитывает протокол урока.

Отвечают на вопрос учителя

Поднимают карточки-смайлики с оценкой.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

7.Информация о домашнем задании.

Сообщить домашнее задание, провести инструктаж по его выполнению.

Сообщает варианты домашнего задания по выбору учащихся.

1. п. 62 (правило)

2. С. 178 упр. 497 (базовый уровень)

ИЛИ

3. Выписать из сказок А.С.Пушкина 5 примеров с обращением (повышенный уровень).

Записывают домашнее задание по выбору в зависимости от уровня сложности (определяют уровень своего домашнего задания).

 

Список использованной литературы:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.: ВАКО,2016.

3. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс. / Сост. И.Г. Гергель. Волгоград. ИТД «Корифей», 2006.

Комментарии
Комментариев пока нет.