Урок русского языка в 5 классе. Тема «Обращение»
Технологическая карта урока
русского языка
Учитель: Дегтярёва Н.С.
Класс: 5
Дата проведения: 01.02.2016
УМК: учебник «Русский язык. 5 класс»/ под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2013.
Тема урока: Обращение
Технологии урока: ТРКМ, обучения в сотрудничестве, развитие исследовательских навыков, здоровья сбережения.
Цель урока: формирование представлений об обращении, оформление предложений с обращениями; изучение и первичное закрепление новых способов действий с учебным материалом.
Тип урока: открытие новых знаний (изучения нового).
Межпредметные связи: литература.
Основные термины и понятия: обращение, звательная интонация, звательный падеж, олицетворение.
Оборудование: презентация (приложение 1), интерактивная доска, ноутбук, учебник, раздаточный материал (правило в стихах, протокол урока (приложение 2), карточки-смайлики для оценивания). Электронное приложение (компакт-диск) «Русский язык. 5 класс. Интерактивные тренажеры». Издательство «Учитель», 2015.
Предметный результат: научиться находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего, применять пунктуационные правила, знать об интонации, с которой произносится обращение.
Метапредметные умения:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; желание участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями.
Регулятивные: осознание себя как движущую силу своего научения, способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); строить понятные для партнера монологические высказывания.
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (развитие УУД) |
1. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности. |
Создать психологическую атмосферу урока, включить учащихся в деловой ритм. |
Приветствие учащихся: Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул зимний день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу, гостям. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. 2. Учитель собирает тетради с домашним заданием, отвечает на вопросы ребят, которые возникли в ходе выполнения домашнего задания ( если есть) 3. Раздает рабочие тетради № 2, оформление их (число, классная работа). |
Слушают учителя, приветствуют, садятся на свои места. Задают вопросы, которые возникли в ходе выполнения домашнего задания (если есть), сдают тетради учителю. Пишут в тетрадях число: Первое февраля. Классная работа. |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация известного учебного материала и пробного учебного действия |
Воспроизвести известный учебный материал для открытия нового учебного материала и способов действий, стимулировать познавательный интерес |
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. 1.Синтаксическая минутка. 1)Друзья откроют вам сказочный мир (1 группа) 2) Я вам, друзья, открою сказочный мир. (2 группа). Разбирают предложения, выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Разбиваются на 2 группы, каждая группа работает со своим предложением. |
1 группа разбирает 1 предложение, 2 – 2 предложение, учащиеся приходят в затруднение. при графическом выделении слова «друзья». Видят новое синтаксическое понятие. Размышляют. |
Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) |
3.Изучение нового учебного материала |
Открыть учащимся и усвоить новый учебный материал и способы действия, сформулировать учебные задачи урока. |
Учитель приходит на помощь учащимся в анализе и разборе слова «друзья» во втором предложении. Читает лингвистическую сказку «Как обратиться к Крокодилу?». Слоненок, удав и мартышка пришли в гости к Крокодилу, но тот лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольцо, Слоненок трубил. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды. Тогда Мартышка закричала: - Я придумала! Обращение! Давайте назовем его имя! - Крокодил! – закричали гости хором. -Кто это обращается ко мне? – приоткрыл один глаз Крокодил. Мартышка всем сообщила: - Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому хотите обратиться, и он обязательно вам ответит! О чем эта сказка? Что мы будем изучать на уроке? Где мы уже в этом году встречались с обращением? Что у меня в руках? 2. Данил получает индивидуальное задание, в течение урока заполнить протокол урока по теме «Обращение». 3. Работа по теме урока, запись определения в тетрадь. Раздает на листочках правило в стихах: 1) Обращение. Всем нам при обращении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй (А. Косоговский). 2) Если надо обратиться, Я могу вам пригодиться. Без сомнения, друзья, Помогу вам только я. Могу быть выражено словом И не одним – двумя, тремя. И в предложении готово Занять любое место я. 4. Составление кластера на доске. |
Слушают учителя, делают выводы, формулируют тему и задачи урока. Задачи урока: - что такое обращение? - как его отличить от подлежащего? - как обозначить его графически в предложении? - зачем нужны обращения в речи? - какие знаки препинания ставятся при обращении? - с какой интонацией произноситься обращение? Об обращении. Ответы учащихся: на уроках литературы, писали письма на уроке русского языка. Знакомится с протоколом и заполняет его в течение урока, слушая комментарии ребят и учителя по теме урока. Запись определения в тетрадь. Зачитывают с листочков правило в стихах, вклеивают их в лингвистическое портфолио. Делают выводы. Составляют кластер под контролем учителя, используя учебник с.176 |
Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование задач и темы урока (П) Формулирование проблемы ( П – логическое) |
Физкультминутка |
Я прошу … помочь мне провести физкультминутку. Слушайте внимательно и определите, прозвучат ли в речи физорга слова, связанные с темой. |
Кирилл проводит физкультминутку: Ребята, встаньте! Раз- поднялись, потянулись. Два- согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою- три кивка. На четыре -руки шире. Пять- руками помахать. Шесть- за парты тихо сесть. Молодцы, юные исследователи! |
||
4.Первичное закрепление учебного материала. |
Проговорить и закрепить главное в новой информации; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию. |
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления: Упражнение в учебнике С. 177 упражнение 491 |
Читают задание к упражнению, выполняют самостоятельно в тетради, сверяют с решением на доске. |
Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П ). Управление поведением партнёра. |
5. Контроль/самоконтроль, проверка/самопроверка учебного материала. |
Проверить уровень освоенности учебного материала и способов действия. |
Организует самостоятельную работу: работа с интерактивным тренажёром по теме «Обращение». |
Самостоятельная работа, самопроверка уровня освоенности учебного материала. |
Контроль Коррекция Выделение (К) |
6. Рефлексия |
Установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внести коррективы. |
Организует рефлексию. На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя. ТЕЛЕГРАММА Сегодня на уроке... Удалось ли вам сделать маленькое открытие? 2. Оценивают свою работу на уроке. |
Пишут телеграмму, зачитывают. Даня зачитывает протокол урока. Отвечают на вопрос учителя Поднимают карточки-смайлики с оценкой. |
Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
7.Информация о домашнем задании. |
Сообщить домашнее задание, провести инструктаж по его выполнению. |
Сообщает варианты домашнего задания по выбору учащихся. 1. п. 62 (правило) 2. С. 178 упр. 497 (базовый уровень) ИЛИ 3. Выписать из сказок А.С.Пушкина 5 примеров с обращением (повышенный уровень). |
Записывают домашнее задание по выбору в зависимости от уровня сложности (определяют уровень своего домашнего задания). |
Список использованной литературы:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М.: ВАКО,2016.
3. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс. / Сост. И.Г. Гергель. Волгоград. ИТД «Корифей», 2006.