12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Людмила Владимировна36
Россия, Архангельская обл., Архангельск
1

Урок русского языка в 6 классе "Описание трудовых процессов (описание действий)"


Александрова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 27 г.Архангельска


Методическая разработка урока

по подготовке к написанию сочинения. 6 класс



Тема: Описание трудовых процессов (описание действий)

Цели урока:

Обучающая: вспомнить понятие «описание»;

дать определение «сочинение-описание трудовых процессов»;

дать алгоритм написания сочинения-описания трудовых процессов;

проанализировать авторские тексты на заданную тематику;

подготовиться к написанию собственного сочинения-описания трудового процесса ;

Развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной речи;

развивать творческое мышление;

развивать навык анализа художественного текста;

создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу.

Оснащение:

учебник Е.И.Никитина «Русская речь» 5-7 класс ,М.,Просвещение

тетради по развитию речи

карточки с текстами

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечания

1

Орг.момент




2

Актуализация

-Какие типы речи есть в русском языке?

-Что такое текст–описание?




Прослушайте несколько текстов-описаний, что описывается в каждом фрагменте?

А) А чего только нет на песке у моря. Вот красные, мокрые медузы, оставшиеся после отлива. Есть звезды морские с искривленными лучами. Грудами лежат водоросли, тяжело и влажно пахнут. А еще след босой ноги тянется у самой воды. А слева все бревна и бревна.

Б) Тишина. Что–то бормочет, плещется в Шуше. Легкие пряди тумана висят над кустарником. Пахнет смородиной.

В) Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами.

Дают ответы. (Описание отвечает на вопрос Какой?, в нём сообщается об одновременных признаках ( можно сделать 1 фотоснимок), много прилагательных, план описания).


Слушают, записывают в тетрадь.

А) Описание места

Б) Описание состояния среды.

В)Описание внешности.

Озвучивают ответы.



























Рефлексия. Что вспомнили на 1 этапе урока?

3

Объявление темы Целеполагание


- Сегодня речь пойдет об описании трудовых процессов.

Какие цели поставите перед собой на уроке?











Формулирют цели урока:

1.Вспомнить, что такое описание.

2 Узнать, что такое описание трудовых процессов, особенности построения текста-описания действий.

3.познакомиться с текстами-описаниями действий, проанализировать их строение и языковые средства

4.подготовиться к написанию сочинения.


4

Первичное усвоение новых знаний


Как вы думаете, что важно учитывать при создании текстов этого вида описания? Фиксирует предположения на доске.



Откройте книгу «Русская речь» стр. 142, прочитайте теоретический материал. Что включают в себя описания трудовых процессов?

Высказывают предположения. (Кто производит действие; где, какие инструменты используются; как происходит действие; если их несколько, как они чередуются; что получилось).

 

Читают материал, план записывают в тетрадь.













Рефлексия.

Что нового узнали?

5

Первичное закрепление

1 этап трудового процесса – подготовка. Почему это важно? Упр.333.






Описание самого процесса. Упр. 335.




Спишите первые 3 предложения. Подчеркните грамматическую основу.




В учебнике на стр.142 прочитайте , как называются такие предложения.

Чтение вслух. Самостоятельно выбирают предложения, в которых говорится о подготовке токаря к работе. Готовят пересказ. Пересказывает 1 ученик у доски, остальные слушают и оценивают.

Чтение самостоятельно. обсуждение в парах. «Какие наречия могут передать последовательность действий?» (сначала, потом, затем, дальше, вслед за этим и др.)

Списывают. Подчёркивают основу. Устанавливают, что нет подлежащего. Обсуждают в парах, почему нет. Делают вывод, что это позволяет избежать неоправданного повтора.

Читают учебник, находят подтверждение своего вывода.



















Рефлексия.

Где можно использовать полученные знания?

6

Первичная проверка понимания , тренировочные упражнения.

Пишем немой диктант. Ученица будет молча выполнять действия. Ничего не говорим, только смотрим. После окончания её работы записываем в тетрадь (3 этапа в описании.) Не забываем озаглавить. Несколько работ озвучим и оценим. Какие критерии для анализа выработаем? Будьте внимательны.





Результат работы всегда одинаковый? Почему?

Читает 2 текста, описывающих разные результаты работы (упр.339, 340)

От чего это зависит?


Предлагаю вам для анализа 2 текста. (Распечатано на листках).Прочитайте и определите, что в них общего и в чём разница?

1.Лешин папа гладил брюки. Утюг плавал по брюкам, как маленький буксирчик по реке- синей в полосочку. Время от времени папа набирал в рот воды и безжалостнообрушивал на брюки порцию брызг, после чего утюжок недовольно шипел у пускал пары. От мокрых глаженых брюк пахло дождем. (Ю.Яковлев)

2.Чтобы выгладить брюки, их надо очистить от пыли,  аккуратно сложить и слегка увлажнить. Брюки из хлопчатобумажной ткани сбрызгивают водой, шерстяные гладят горячим утюгом через мокрую тряпку. Особенно тщательно проглаживают складки брюк.


Разрабатывают критерии в парах. (наличие всех пунктов плана, точность описания процесса, речевая грамотность). Затем заранее подготовленная ученица (индивидуальное задание) готовится к работе, чистит картошку, показывает результат, убирает рабочее место Ученики наблюдают. Затем записывают в тетрадь.

Читают вслух 2-3 работы. Анализируют устно по критериям.


Отвечают.


Высказывают предположения (от опыта , рабочего места, настроения, души, которая вложена)


Читают тексты. Сравнивают их, выделяют общее и различное. Сначала самостоятельно. Потом проверяют в парах. Делают вывод: описание одного и того же трудового процесса может быть в художественном и деловом стиле.












Рефлексия.Зачем выполняли это задание?















Рефлексия.Что повторили?

7

Домашнее задание.

Мини-сочинение «Дело мастера боится», или «Первый блин комом».(по выбору) Что объединяет эти темы? Чем отличаются? В каком стиле будете писать?

Какие упражнения из классной работы помогут справиться с заданием?





Можно ли в сочинении писать о самом себе?

Какие вопросы остались после урока?

Анализируют темы. Общее –в названии пословица, это должно быть сочинение-описание трудового процесса. Разница в результате.


Отвечают (Немой диктант) Прежде чем писать работу,надо понаблюдать за процессом труда или вспомнить в деталях уже завершённое действие. Рассказать, какие действия и как совершаются.

Отвечают.


Спрашивают, если есть.


8

Рефлексия.

Подведём итоги урока.

Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал…

Ответьте на вопросы:

2.Какое задание на уроке было самым интересным?

3. Что показалось трудным?

Записывают ответы в тетрадь. Желающие читают. По 1 вопросу вносят дополнения.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.