Урок русского языка в 6 классе «Описание трудовых процессов (описание действий)»
Александрова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 27 г.Архангельска
Методическая разработка урока
по подготовке к написанию сочинения. 6 класс
Тема: Описание трудовых процессов (описание действий)
Цели урока:
Обучающая: вспомнить понятие «описание»;
дать определение «сочинение-описание трудовых процессов»;
дать алгоритм написания сочинения-описания трудовых процессов;
проанализировать авторские тексты на заданную тематику;
подготовиться к написанию собственного сочинения-описания трудового процесса ;
Развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной речи;
развивать творческое мышление;
развивать навык анализа художественного текста;
создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу.
Оснащение:
учебник Е.И.Никитина «Русская речь» 5-7 класс ,М.,Просвещение
тетради по развитию речи
карточки с текстами
№ | Этап учебного занятия | Содержательная деятельность педагога | Содержательная деятельность обучающихся | Примечания |
1 | Орг.момент | | | |
2 | Актуализация | -Какие типы речи есть в русском языке? -Что такое текст–описание? Прослушайте несколько текстов-описаний, что описывается в каждом фрагменте? А) А чего только нет на песке у моря. Вот красные, мокрые медузы, оставшиеся после отлива. Есть звезды морские с искривленными лучами. Грудами лежат водоросли, тяжело и влажно пахнут. А еще след босой ноги тянется у самой воды. А слева все бревна и бревна. Б) Тишина. Что–то бормочет, плещется в Шуше. Легкие пряди тумана висят над кустарником. Пахнет смородиной. В) Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами. | Дают ответы. (Описание отвечает на вопрос Какой?, в нём сообщается об одновременных признаках ( можно сделать 1 фотоснимок), много прилагательных, план описания). Слушают, записывают в тетрадь. А) Описание места Б) Описание состояния среды. В)Описание внешности. Озвучивают ответы. | Рефлексия. Что вспомнили на 1 этапе урока? |
3 | Объявление темы Целеполагание | - Сегодня речь пойдет об описании трудовых процессов. Какие цели поставите перед собой на уроке? | Формулирют цели урока: 1.Вспомнить, что такое описание. 2 Узнать, что такое описание трудовых процессов, особенности построения текста-описания действий. 3.познакомиться с текстами-описаниями действий, проанализировать их строение и языковые средства 4.подготовиться к написанию сочинения. | |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Как вы думаете, что важно учитывать при создании текстов этого вида описания? Фиксирует предположения на доске. Откройте книгу «Русская речь» стр. 142, прочитайте теоретический материал. Что включают в себя описания трудовых процессов? | Высказывают предположения. (Кто производит действие; где, какие инструменты используются; как происходит действие; если их несколько, как они чередуются; что получилось). Читают материал, план записывают в тетрадь. | Рефлексия. Что нового узнали? |
5 | Первичное закрепление | 1 этап трудового процесса – подготовка. Почему это важно? Упр.333. Описание самого процесса. Упр. 335. Спишите первые 3 предложения. Подчеркните грамматическую основу. В учебнике на стр.142 прочитайте , как называются такие предложения. | Чтение вслух. Самостоятельно выбирают предложения, в которых говорится о подготовке токаря к работе. Готовят пересказ. Пересказывает 1 ученик у доски, остальные слушают и оценивают. Чтение самостоятельно. обсуждение в парах. «Какие наречия могут передать последовательность действий?» (сначала, потом, затем, дальше, вслед за этим и др.) Списывают. Подчёркивают основу. Устанавливают, что нет подлежащего. Обсуждают в парах, почему нет. Делают вывод, что это позволяет избежать неоправданного повтора. Читают учебник, находят подтверждение своего вывода. | Рефлексия. Где можно использовать полученные знания? |
6 | Первичная проверка понимания , тренировочные упражнения. | Пишем немой диктант. Ученица будет молча выполнять действия. Ничего не говорим, только смотрим. После окончания её работы записываем в тетрадь (3 этапа в описании.) Не забываем озаглавить. Несколько работ озвучим и оценим. Какие критерии для анализа выработаем? Будьте внимательны. Результат работы всегда одинаковый? Почему? Читает 2 текста, описывающих разные результаты работы (упр.339, 340) От чего это зависит? Предлагаю вам для анализа 2 текста. (Распечатано на листках).Прочитайте и определите, что в них общего и в чём разница? 1.Лешин папа гладил брюки. Утюг плавал по брюкам, как маленький буксирчик по реке- синей в полосочку. Время от времени папа набирал в рот воды и безжалостнообрушивал на брюки порцию брызг, после чего утюжок недовольно шипел у пускал пары. От мокрых глаженых брюк пахло дождем. (Ю.Яковлев) 2.Чтобы выгладить брюки, их надо очистить от пыли, аккуратно сложить и слегка увлажнить. Брюки из хлопчатобумажной ткани сбрызгивают водой, шерстяные гладят горячим утюгом через мокрую тряпку. Особенно тщательно проглаживают складки брюк. | Разрабатывают критерии в парах. (наличие всех пунктов плана, точность описания процесса, речевая грамотность). Затем заранее подготовленная ученица (индивидуальное задание) готовится к работе, чистит картошку, показывает результат, убирает рабочее место Ученики наблюдают. Затем записывают в тетрадь. Читают вслух 2-3 работы. Анализируют устно по критериям. Отвечают. Высказывают предположения (от опыта , рабочего места, настроения, души, которая вложена) Читают тексты. Сравнивают их, выделяют общее и различное. Сначала самостоятельно. Потом проверяют в парах. Делают вывод: описание одного и того же трудового процесса может быть в художественном и деловом стиле. | Рефлексия.Зачем выполняли это задание? Рефлексия.Что повторили? |
7 | Домашнее задание. | Мини-сочинение «Дело мастера боится», или «Первый блин комом».(по выбору) Что объединяет эти темы? Чем отличаются? В каком стиле будете писать? Какие упражнения из классной работы помогут справиться с заданием? Можно ли в сочинении писать о самом себе? Какие вопросы остались после урока? | Анализируют темы. Общее –в названии пословица, это должно быть сочинение-описание трудового процесса. Разница в результате. Отвечают (Немой диктант) Прежде чем писать работу,надо понаблюдать за процессом труда или вспомнить в деталях уже завершённое действие. Рассказать, какие действия и как совершаются. Отвечают. Спрашивают, если есть. | |
8 | Рефлексия. | Подведём итоги урока. Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал… Ответьте на вопросы: 2.Какое задание на уроке было самым интересным? 3. Что показалось трудным? | Записывают ответы в тетрадь. Желающие читают. По 1 вопросу вносят дополнения. | |
|