Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка.
урока по дисциплине «Русский язык»
«Правописание частицы НЕ с разыми частями речи».
Преподаватель: Демина С.В.
2023год, май.
Дисциплина «Русский язык».
Тема. Правописание частицы не с разными частями речи.
Цель урока:
Повторить и закрепить теоретический материал по теме «Правописание не с разными частями речи».
Образовательная задача:
Уметь применять правила о слитном и раздельном написании не с разными частями речи при выполнении практических заданий.
Развивающая задача: формировать у обучающихся мотивацию на осуществление учебной деятельности.
Воспитательная задача: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку на примерах пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости.
Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний.
Время- 90 мин (1 пара).
План
1.Объяснение новой темы (20 мин.)
2.Упражнения на закрепление новой темы (60 мин.)
3.Домашнее задание (10 мин.)
Ход урока.
1.Объяснение новой темы. Примеры записываются в тетрадь (20мин).
Слово преподавателя.
-В русском языке есть отрицательная частица НЕ, которая, как и большинство частиц, пишется отдельно от того слова, к которому относится, и приставка НЕ-, которая, выполняя словообразовательную функцию (образует слова с противоположным значением), как и все другие приставки, пишется слитно. В их разграничении и заключается сложность раздельного и слитного написания НЕ.
1. НЕ является приставкой и пишется слитно со словами любой части речи,
Когда без НЕ слово не употребляется, например: невежда, негодуя, необходимый, невзлюбить, ненавидящий.
НЕ пишется раздельно:
- с глаголами: не пришёл, не приглашал бы;
-с деепричастиями: не нарисовав, не мечтая;
-с краткими причастиями: не решена, не выучен;
- со всеми числительными: не три, не пятый, не шестеро;
- с наречиями (кроме наречий на о): не завтра, не по-русски;
-с предлогами, союзами, частицами: не под силу, не то…, не то, едва ли не,
2. НЕ является приставкой и пишется слитно с существительными, прилагательными, наречиями на -о, если с НЕ образуется новое слово, которое можно заменить синонимом без НЕ:
Недолго женскую любовь печалит хладная разлука. (А.С.Пушкин)
Не пишется раздельно со всеми словами, если имеется или подразумевается противопоставление с союзом а, например:
Украшает женщину не золото и изумруды, а скромность и благопристойность. (Плутарх)
3. НЕ пишется слитно в неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов и в отрицательных наречиях: нéсколько, нéкого, нéчему, нéоткуда, нéзачем.
При наличии предлога НЕ с отрицательными местоимениями пишется в три слова: нé у кого, нé о чем, нé для кого.
Раздельно НЕ пишется с любыми другими местоимениями:
Нé у кого просить помощи.
4. НЕ пишется слитно с полными причастиями без зависимых слов:
Ненаписанное сочинение по литературе не давало мне спокойствия.
При наличии зависимых слов, то есть в составе причастного оборота, НЕ с полными причастиями пишется раздельно:
Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни.
5.НЕ является приставкой и пишется слитно с прилагательными, полными причастиями и
наречиями на -о, если при них есть слова: очень, крайне, весьма, абсолютно, совершенно,
почти, усиливающие степень качества, например:
Слава, богатство без разума – это абсолютно непрочное имущество. (Демокрит)
Примечание. Однако если при полных причастиях есть еще и другие зависимые слова, то НЕ нужно писать раздельно.
Знания, не рождённые опытом, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да – Винчи)
Но НЕ является частицей и пишется раздельно с прилагательными, полными причастиями и наречиями на -о, если отрицание усиливается словами с приставкой ни- или входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не,например:
Он жил тогда в предчувствии осеннем уж далеко не лучших перемен. (Н. Рубцов).
6. Частица НЕ пишется раздельно с краткими причастиями, прилагательными, которые не имеют полной формы (не рад, не должен, не готов и др.), а также с наречиями состояния, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях, например:
Практическая работа по физике не выполнена.
7. Частица НЕ пишется раздельно с полными и краткими прилагательными, с наречиями на -о, если одновременно отрицаются два антонимичных признака:
Сегодня я не грустен, не радостен.
V. Закрепление.
Тематический диктант (7 мин).
- Замените развёрнутое описание одним словом с не:
Раб, обычно из пленников –невольник.
Отсутствие свободы –неволя.
Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте - непоседа.
Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо - неумеха.
Малообразованный человек – невежда,
Военный противник, враг-недруг.
Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу в России в 18 веке – недоросль.
- Почему все эти слова написаны слитно?
-Ребята, запишем поэтический текст со словом невольник:(5 мин)
«Погиб поэт! - невольник чести –
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой».
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
Выборочный диктант (13 мин.)
(в 1 столбик выписывают пословицы, где НЕ пишется слитно, во 2-ой – НЕ – раздельно).
Друг познаётся в (не) счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня . Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.
- Какие пословицы попали в оба варианта? Почему?
Написать текст под диктовку и объяснить правописание не с разными частями речи.( 20 мин.)
Не забывай, что корень наш — трудовой народ, земля, хлеб святой. Сотни тысяч независимых слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. Это самая сущность нашего строя. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить невозможно. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, тот теряет лучшие духовные качества труженика, становится отщепенцем, безликим существом, недостойным уважения. (Сухомлинский «Письма к сыну»).
Объяснить правописание не с разными частями речи (устно) (10 мин.)
Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга (не)редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).
Всегда работай. Всегда люби. Не жди от людей благодарности и (не) огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо (не )нависти. Улыбка вместо презрения.
Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в саду – свежий цветок. ( Эпикур)
Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит (не) меч и ( не) щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою. (Жан Жак Руссо)
Чем больше я познаю духовный мир человека — моего питомца, тем глубже убеждаюсь, что, как Афродита из пены морской, настоящий человек рождается там, где пережито высокое чувство победы над трудностями, которые казались (не)преодолимыми.
(Сухомлинский)
Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда (не) достижимой цели. (Иван Петрович Павлов)
Дом. задание:(10 мин).
Записать и объяснить правописание не с разными частями речи.
В этом мире я ценю только верность. В жизни это единственная валюта, которая никогда (не) обесценится. (В. Высоцкий)
«Вот прекрасная молодая женщина: в чертах лица ее вы (не)находите никакого определенного выражения — это (не)олицетворение чувства, души, доброты, любви. Оно только прекрасно. Вы (не) влюблены в эту женщину, вы спокойно любуетесь прелестью ее движений, - и в то же время, в ее присутствии сердце ваше бьется как-то живее, и кроткая гармония счастья мгновенно разливается в душе вашей».
(В.Г. Белинский)
Никогда ( не) поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
Константин Георгиевич Паустовский.
«Как он умел казаться новым,
Шутя (не)винность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
(Не)винных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
(Не)вольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья…»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
« Угрюм и одинок
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому (не) мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен,—
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя( не)находил
(Не) только милых душ — могил!
М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
Кто (не) горит, тот коптится. Это — закон. Да здравствует пламя жизни!
Николай Александрович Островский
Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать (не)престанно новое, которое бы напоминало, что мы живем.
Николай Иванович Лобачевский
Жизнь — чистое пламя; мы живем с (не)видимым солнцем внутри нас.
Томас Браун.
5