12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова З.А.402
Работаю в школе заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы. Приоритетные направления в работе- духовно-нравственное воспитание детей, современные образовательные технологии, инклюзивное образование, реализация ФГОС
Россия, Костромская обл., Кострома
4

Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»



Урок русского языка в 8 общеобразовательном классе по теме «Назывные предложения» с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Автор - Антонова Зинаида Ананьевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14»

1. Методическая база урока

УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

По рабочей программе русского языка в 8 классе на изучение темы «Назывные предложения » отводится 1 час. Это пятый урок по теме «Односоставные предложения». На первом уроке учащиеся познакомились с видами односоставных предложений. На 2-4 уроках изучили односоставные предложения с одним главным членом- сказуемым: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные. Таким образом, к моменту изучения темы учащиеся имеют общее представление о назывных предложениях.

Использовался комбинированный тип урока.

Цели: усвоить понятие «назывные предложения», изучить пунктограмму «Знаки препинания на конце назывных предложений».

Образовательные задачи:

выявить структуру, значение назывных предложений,

определить особенности употребления назывных предложений в речи,

формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.

Воспитательные задачи:

воспитывать внимательное отношение к языку,

способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие задачи:

развивать критическое мышление через чтение текста,

развивать логическое мышление: операции анализа, выделения главного, обобщения, сравнения,

совершенствовать творческие способности,

развивать выразительность речи,

совершенствовать умения работать с информацией.

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, выдержаны стадии (этапы) урока, использовались типичные для данной технологии методические приёмы.

Стадии

Цели

Методические приемы

Формы работы

Стадия « Вызов»

1.Развитие интереса к теме.

2.Активизация всех учащихся.

3.Актуализация знаний обучающихся.

4.Целеполагание

1.Синквейн

2.Вопросы «Верно ли утверждение.. »

3.Построение логических цепочек.

4.Определение учебных задач

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Стадия «Чтение и осмысление текста»

1.Организация активного восприятия текста.

2.Соотнесение известных знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.

3.Структурирование учебного материала по теме «Назывные предложения»

4.Осмысление и закрепление теоретических знаний

5.Знакомство с пунктограммой «Знаки препинания на конце назывных предложений», её закрепление

1.Инсерт.

2.Вопросы по тексту.

3.Составление кластера.

4.Лингвистический эксперимент.

5.Пунктуационный анализ текста.

6.Творческая работа (сочинение)

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Стадия «Рефлексия»

1.Обобщение изученного материала

2.Оценка уровня усвоения темы

1. Обобщение темы по кластеру

2.Самооценка

3.Выбор домашнего задания

Фронтальная

Индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, обеспечивает активное участие обучающихся в усвоении темы, соответствует требованиям современного образования. Данный урок был проведен в рамках методической декады для учителей школы с целью демонстрации эффективных современных образовательных технологий.

2. Сценарий урока

Стадии и этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Хроно

метраж

Стадия «Вызов»

Оргмо

мент

Продолжаем изучение темы «Односоставные предложения». Сегодня используем технологию развития критического мышления через чтение и письмо

 

1 мин.

Проверка домаш

него

задания

Дома по желанию вы составляли синквейны по теме «Односоставные предложения». Прочитайте их.

Читают синквейны. Некоторые из них.

1.Односоставные предложения.

Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные.

Знай, изучай, применяй.

Речь свою украшай.

Ученье-свет.

2.Односоставные предложения.

Лаконичные, динамичные.

Повелевают, приказывают, рассказывают.

Великолепие языка показывают.

Богатство.

1 мин.

Актуали

зация знаний

Задайте одноклассникам вопросы по теме «Односоставные предложения». Начните так: «Верно ли утверждение, что…» Включите в вопрос обращение

Некоторые из вопросов.

1.Верно ли утверждение, что односоставные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными

2.Верно ли утверждение, что смысл в односоставных предложениях понятен без второго главного члена

3.Верно ли утверждение, что определенно -личные и неопределенно-личные могут иметь обобщенное значение

2 мин.

Вхожде

ние в тему

Предлагаю решить лингвистическую задачу: посмотрите на логическую цепочку, вставьте недостающие звенья (мультимедийная презентация слайд 1-3)

Какие звенья нужно дополнить до полной характеристики односоставных предложений?

2 мин.

 

Какие звенья нужно дополнить в характеристике односоставных предложений с одним главным членом- сказуемым?

 
 

Какой группы в характеристике односоставных предложений не хватает?

 

Определе

ние темы урока

Мы изучили односоставные предложения с главным членом- сказуемым. Какова тема сегодняшнего урока?

Назывные предложения

 

Целепо

лагание

Какие учебные задачи поставите на урок?

Каждый учащийся ставит свои учебные задачи по данной теме:

вспомнить известное о назывных предложениях, получить новое знание, учиться распознавать в речи назывные предложения, совершенствовать умения работать с текстом, употреблять предложения в речи, ставить знаки препинания на конце назывных предложений.

1 мин.

Стадия

«Чтение и осмысле

ние текста»

Приступаем к работе с текстом, откройте параграф 184 учебника «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Используем прием «инсерт». Прочитайте текст, сделайте его маркировку, карандашом с помощью условных обозначений выделите знакомое знание, новое знание, знание, которое вызывает сомнение или вопрос. Обсудите текст

в группах. (Группы по 5 человек)

Используется слайд

Чтение и маркировка текста

Назывными называются односоставные + предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!V

Назывные предложения очень кратки

( лаконичны). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:1) Лес. Палатка. Плеск речной волны. ( А. Яшин).2) Вот и зима - да не тешат салазки. ( Н. Некрасов)?

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: Осенний холодок. Пирог с грибами.

(ср. грибной пирог)+

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений:1) Звезды (какие? где?) над полями, глушь да камыши (И. Никитин)2) Вот и письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына

( А. Твардовский)

Примечание. Предложения, включающие подлежащее и дополнение, подлежащее и обстоятельства, являются двусоставными, хотя в них отсутствуют сказуемые, например:1) Возле окна - письменный стол. На нем - стопка книг и тетрадей. Юности свойственна пылкость, старост и - хладнокровие.-

Обсуждение текста в группах, затем одна из групп называет известное, другая отмечает новые знания, третья - знания, вызывающие сомнения, четвертая - знания, по поводу которых хотелось бы задать вопрос.

2 мин.

 

Работа по тексту

Что вам показалось известным в тексте?

Какое новое знание выделили в тексте?

Какое знание вызвало сомнение или вопрос?

Учащиеся первой группы отмечают, что им известны односоставные назывные предложения. В них один главный член- подлежащее. Приводят примеры из текста.

Учащиеся второй группы отмечают, что они не задумывались над тем, что если в предложении один главный член - подлежащее, то в нем утверждается наличие предметов или явления. В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями. Это новое знание.

У учащихся третьей группы вызвало сомнение предложение: « Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия»

У учеников четвертой группы возник вопрос:

« Как различить неполные предложения и назывные, распространенные несогласованными определениями?»

( Все учащиеся с интересом разбирались в теоретическом материале, дополняли друг друга)

2 мин.

 

Составим кластер по теме

Анализ кластера. У кого по-другому?

Дополните.

Самостоятельная работа , 1 человек составляет кластер у доски

Назывные предложения

/

Один главный член- подлежащее

/ /

Распространенные Нераспространенные

/ /

Определение

/ /

Согласованные Несогласованные

/ /

Cогласование Управление Примыкание

Один из учащихся дополнил материал учебника

возможными способами связи согласованных и несогласованных определений с подлежащим.

5 мин.

Физкульт

пауза

Используется музыкальное сопровождение

Проводит учащийся. Включены упражнения на формирование осанки, для улучшения мозгового кровообращения

2 мин.

Лингвис

тический экспери

мент

Ставили задачи: вспомнить известное о назывных предложениях, узнать новое. Мы эти задачи решили успешно.

Решаем следующую задачу. Для чего нужны назывные предложения?

Предлагаю провести лингвистический эксперимент. Дано предложение, прочитайте его, дайте характеристику предложения по составу главных членов

Преобразуйте это предложение в односоставное, назывное. Запишите их. Подумайте, что изменилось.

Используется слайд

Снежная зима

Назывные предложения более емкие, в них огромный резерв выразительности

4 мин.

 

В таких предложениях знаки препинания должны быть особые.

Прочитайте текст. Назовите назывные предложения. Понаблюдайте, какие знаки препинания стоят в конце предложений?

   

Знакомство с пункто

граммой

 

Используется слайд

4 мин.

 

Сделайте вывод: какие знаки препинания могут ставиться на конце назывных предложений

Учащиеся делают вывод о том, что на конце назывных предложений может ставиться точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак, если предложение произносится с восклицательной интонацией или содержит вопрос.

1 мин.

Творчес

кая работа.

Создайте свой текст о любимом времени года, используя назывные предложения. У кого ничего не будет получаться, запишите предложенный текст, поработайте с указанными орфограммами.

Написание сочинений- миниатюр о любимом времени года с использованием назывных предложений. Работа с предложенным текстом.

10 мин.

 

Проверка творческой работы, предложенного текста

 

4 мин.

Стадия

«Рефлек

сия»

Обобщим знания о назывных предложениях. Расскажите о назывных предложениях с использованием составленного кластера. Вспомните задачи, которые ставили на уроке. Реализованы ли задачи? Что было интересным на уроке? Что трудным?

Работа с кластером. Учащиеся отмечают, что интерес вызвали теоретические вопросы. Остались вопросы о различении назывных и неполных предложений. ( Учитель говорит о том, что неполные предложения будут изучаться на следующем уроке).

2 мин.

Домаш

нее задание

 

Записывают в дневники : параграф 184, по желанию- синквейн или выписать не менее 3 предложений из поэмы « Мцыри», которая изучается на уроках литературы.

1 мин.

 

Отметки. Комментарий

 

1 мин.


Здесь будет файл: /data/edu/files/j1459608554.ppt (Назывные предложения)

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Сафонова Елена Валерьевна, 24.05.16 в 20:44 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная разработка. Мы только начинаем работать по ФГОСам, буду учиться на таких примерах)).
Антонова З.А., 24.05.16 в 20:51 0Ответить Пожаловаться
Елена Валерьевна, спасибо за оценку работы.
Магомедова Роза Магомедовна, 01.12.19 в 00:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за очень интересный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.