Технологическая карта к уроку русского языка в 8 классе «Назывные предложения»
Технологическая карта урока
Учитель (ФИО) Головач Наталья Михайловна МОУ СШ№106 Советского района г.Волгограда
Предмет русский язык Класс 8
Тема урока Назывные предложения
Цели урока:
познакомить учащихся с назывными предложениями;
показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений;
воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку.
Задачи:
показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;
определять роль назывных предложений в художественной литературе;
научить детей использовать назывные предложения в речи;
закрепить навык синтаксического разбора предложений.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные |
Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Психологический настрой на работу. В поисках смысла В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Вы только вдумайтесь, Только всмотритесь – Кроется самая главная мысль. Строчка за строчкой, Фраза за фразой – Вы только вдумайтесь, Только всмотритесь – Откроется самая главная мысль! - Начинаем урок русского языка. Чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» -Как вы понимаете данное высказывание? -Вы с ним согласны? -Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Итак, не будем терять время и перейдем к работе. - Пишем в тетрадях красиво, аккуратно. Пятнадцатое декабря. Классная работа. - Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями. Какими? Вы сами позже мне ответите на этот вопрос. |
2 |
Опрос учащихся по заданному материалу. Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно определять односоставные предложения, пройденные на предыдущих уроках. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения среди предложенных, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: словесные, объяснительно-иллюстративные. Методы стимулирования: похвала. |
- Чтобы говорить о новой теме урока, сначала повторим пройденный материал об односоставных предложениях, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Слайд 1. Виды предложений по наличию главных членов. - Как делятся предложения по наличию главных членов? - Какое предложение называется двусоставным? - Какое предложение называется односоставным? Слайд 2. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. - Сколько существует видов односоставных предложений с главным членом сказуемым? - Назовите их. - Чем может быть выражено сказуемое в этих предложениях? Слайд 3,4,5. Нахождение определённо-личного, неопределённо-личного и безличного предложений среди нескольких. - Выберите из данных предложений определённо-личное. Чем в этом предложении выражен главный член? (глаголом в форме 1-го лица изъявительного наклонения) - Выберите из данных предложений неопределённо-личное. Чем в этом предложении выражен главный член? (глаголом в форме 3-го лица прошедшего времени) - Выберите из данных предложений безличное. Чем в этом предложении выражен главный член? (безличным глаголом) - Молодцы, вы хорошо поработали на предыдущих уроках, поэтому для вас работа на повторение односоставных предложений с главным членом сказуемым не вызвала затруднений. |
3 |
Изучение нового учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: знать, какие предложения называются назывными, по каким признакам можно отличить назывные предложения от других предложений. Уметь: находить в тексте назывные предложения, характеризовать их и употреблять в речи. Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока; организовать работу по изучению назывных предложений; показать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, объяснительно-иллюстративный. |
- Итак, как я уже сказала в начале урока, сегодня мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. Когда мы только начинали изучать тему «Односоставные предложения», то уже немного говорили об этих предложениях. Так о каких односоставных предложениях пойдёт сегодня речь на уроке? (Назывных). - Абсолютно верно! Тема нашего урока «Назывные предложения». Давайте запишем тему сегодняшнего урока в тетради. Слайд 6. Тема урока. - Какие цели вы поставите для себя на этом уроке? (К концу урока мы должны знать, какие предложения называются назывными, по каким признакам можно отличить назывные предложения от других односоставных; уметь: находить в тексте назывные предложения, характеризовать их и употреблять в речи). - Вы абсолютно правы, но кроме этого посмотрим, каковы структурные особенности этих предложений, грамматические признаки, особенности их употребления, и какую роль могут играть назывные предложения в художественной литературе. Как бы вы сами дали определение назывному предложению? - Давайте прочитаем определение назывного предложения в нашем учебнике на с. 86. Назывные предложения ещё называются номинативными по латинскому названию именительного падежа. - Но есть и другое определение назывного предложения. Слайд 7. Определение понятия назывного (номинативного) предложения - А теперь прочитайте определение со слайда. В чём разница? (в том, что в нашем учебнике главный член не называется подлежащим) - Что общего и чем отличается назывное предложение от других предложений? Слайд 8, 9. Найдите главный член и сравните предложения: Утро. Зимний день. (общее – односоставные, назывные) (отличие – нераспространенное, распространенное) Примеры распространенного назывного и двусоставного предложений. Поздний вечер. Ударил сильный мороз. (общее – распространенные ) (отличие – односоставное, двусоставное). Вывод: назывные предложения могут быть как нераспространёнными, так и распространёнными. Слайд 10. Грамматические признаки назывного предложения. - Прочитать слайд Запомнить: - Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее (В учебнике Тростенцовой, по которому мы с вами занимаемся, называют его просто главным членом). Но нам привычнее называть главный член подлежащим, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша). - В схему назывных предложений могут входить также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение. (Вот и дом). - Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными. Причём, распространяться они могут только определениями согласованными и несогласованными. Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считаются двусоставными. Слайд 11. Сферы употребления назывных предложений. - Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей. Кроме этого в художественных произведениях (прозе и поэзии). - Я давала на дом нескольким ребятам задание, подобрать стихотворения русских поэтов, в которых используются назывные предложения. Сейчас мы посмотрим, что у них получилось. Какова роль назывных предложений в этих стихах? Слайд 12. Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Слайды 13,14,15,16. Стихотворения Фета, Блока, Бальмонта, Пастернака, Пушкина, в которых использованы назывные предложения Слайд 17. Вывод. - Ребята, так какую роль выполняют назывные предложения в стихотворениях? Вывод: назывные предложения очень кратки, но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета. |
4 |
Закрепление учебного материала Цель: учиться находить в тексте назывные предложения, перестраивать предложения в назывные, отличать назывные предложения от других односоставных. Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал создать условия для формирования умения работать с назывными предложениями. Задачи: -развитие умений делать синтаксический разбор предложения; -развитие умений перестраивать другие предложения в назывные; -развитие умений отличать назывные предложения от других; - развивать способность давать адекватную самооценку Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные |
- Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашему посёлку. Посёлок Водный – это наша малая Родина, где проходит наше детство, где живут наши родители. Но не будем забывать при этом о теме нашего урока. Слайд 18. Наш посёлок Маленький поселок Водный. Он уютный, хоть и скромный. Сколько замечательных людей Называют Родиной своей. - Назовите из текста назывное предложение. Выполните синтаксический разбор (под руководством учителя). Маленький поселок Водный. (Повествовательное, невосклицательное, простое, грамматическая основа – поселок (подлежащее), односоставное, назывное, распространенное). - Наш посёлок находится на берегу тихой безымянной речки, которая впадает в Волго-Донской судоходный канал. А как вы думаете, что является главной достопримечательностью нашего посёлка? (памятник, речка, парк «Победы», школа). Конечно школа. Ведь она храм науки. Островок знаний. И как точно написано о ней в стихотворении «Сельская школа». Слайд 19. Сельская школа. - Выразительное чтение стихотворения. Сельская школа Быть может, вы где-то слыхали про это, А, может, читали в стихах у поэта: Огромные окна, большое крылечко, И сельская школа, где тихая речка. Возможно, вы где-то видали картину: Бескрайние дали, холмы и долина, Село, крики стаи вдали журавлиной И сельская школа в тени тополиной. Здесь корни страны, здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа – надежда России. - Задание. Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите. Учащиеся 1-го ряда работают с первой строфой, 2-го ряда со второй, третьего ряда – с третьей. - Три человека из класса получат индивидуальное задание. - Близится 2 февраля. В этот день закончилась Сталинградская битва. Все вы знаете, что в 1942-1943 годах в наших краях шли ожесточённые бои. Страшная война оставила следы повсюду: на земле, в воде, в человеческой памяти и в сердцах жителей нашего посёлка. Не так давно мы с ребятами написали статью в нашу школьную газету. Она называлась «Война оставила следы…» Я предлагаю вашему вниманию текст этой статьи: Мы живём в небольшом посёлке рядом с Волгоградом. Здесь во время Сталинградской битвы в 1942-1943 годах шли жестокие, кровопролитные бои. Уже давно стихли залпы орудий. Но осталась война рваной раной в сердцах людей. Эта память о тех страшных и трагических днях собирает односельчан у вечного огня на братской могиле в парке «Победы». Есть среди нас люди, знающие о войне не понаслышке. Это ветераны, которых осталось в посёлке только двое: Дмитриев Николай Иванович и Юдин Дмитрий Тимофеевич. Их память хранит страшные события тех ужасных дней, а ноющие раны всё чаще дают о себе знать. Война вошла в каждый дом. Сколько детей осиротело в те годы, сколько молодых женщин осталось вдовами. Они и сегодня не могут говорить спокойно о тех далёких днях, а только плачут и жалеют о своей искалеченной войной судьбе. Окопы в Западной балке — это тоже следы, оставленные войной. Они надёжно хранят свидетельства той трагедии: осколки снарядов и бомб, гильзы, патроны. Вода тоже скрыла последствия ожесточённых боёв. Недалеко от нашего посёлка, на дне реки, нашли своё последнее пристанище два боевых танка. Много лет прошло со времён тех страшных событий, сменились поколения, знающие о войне только по рассказам и фильмам. Но следы страшной битвы остались и напоминают нам о ней по сей день. - А задание будет следующим: постарайтесь сократить текст этой статьи, используя исключительно назывные предложения. Но, самое главное, не исказив смысла текста. - Что у вас получилось? Проверка самостоятельной работы. - Где в дальнейшем может пригодиться вам такой вид работы? (при написании сжатого изложения, составлении простого плана и т.д.) Слайд 20. Определение вида односоставных предложений. - Сейчас у нас зима. И я подобрала для вас несколько коротеньких предложений на тему «Зима в нашем посёлке». У вас на столах лежат карточки, на которых в левой колонке записаны эти предложения. Ваша задача: определить виды односоставных предложений и записать их в правой колонке (Н-назывное, Б-безличное, Н-Л-неопределённо-личное, О-Л-определённо-личное). Один из вас будет выполнять эту работу на боковой доске. Работа по карточкам. 1) Зимние сумерки. 2) Холодно. 3) Завьюжило не на шутку. 4) Снегу намело до самых крыш. 5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке. 6) Вот и знакомый дом. 7) Меня здесь ждут. 8) Радуюсь приветливым лицам хозяев. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель Слайд 21. Ответы: 1) назывное 2) безличное 3) безличное 4) безличное 5) определенно-личное 6) назывное 7) неопределенно-личное 8) определенно-личное |
4 |
Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Методы организации работы: словесные, моделирование. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: взаимооценка, отметка |
Слайд 22. Блиц-опрос 1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ….. (подлежащим). 2. Главный член назывных предложений обычно выражен…. (существительным в И.п., личным местоимением, количественно-именным словосочетанием, числительным). 3. Они показывают, что явление, событие, предмет …. (существует в настоящем времени). 4. С частицей вот, вон назывные предложения приобретаю… (указательное значение). 5. Назывные предложения употребляются преимущественно в… (художественных произведениях, письмах, дневниках, сценариях). 6. Назывные предложения бывают … (распространёнными и нераспространёнными). - Подошла к концу наша виртуальная экскурсия. Какие предложения мы в основном употребляли? (Назывные) Я бы еще многое могла рассказать вам о жителях поселка и его достопримечательностях, но, к сожалению, мы ограничены во времени. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы работали, как внимательно слушали. За работу на уроке ставлю отметки: …………… Слайд 23. - Урок хочу закончить ещё одним стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта. Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка – страшный тёмный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский день с его улыбкой маю. Я целый мир прошёл в мельканье дней, Но лучше вас я ничего не знаю. - И ещё, ребята, я приглашаю вас принять участие в работе над проектом «Художественное назначение назывных предложений». |
5 |
Домашнее задание Цель: закрепить умение употреблять назывные предложения. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение употреблять назывные предложения, составляя текст СМС сообщения. |
Слайд 24. Дифференцированное домашнее задание. 1. Упражнение 180 с. 88 учебника. 2. Напишите СМС сообщение своему другу. Опишите свои ощущения от просмотренного фильма при помощи назывных предложений. -Ребята, урок окончен. До свидания. |