Урок русского языка во 2 классе «Какие бывают слоги?»
Тема урока: «Какие бывают слоги?»
Тип урока: повторение изученного
Форма урока: традиционная
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с видами слогов.
Задачи предметные – содействовать развитию умения делить слово на слоги, составлять из слогов слова, обогащать словарный запас учащихся новыми словами, способствовать развитию умения различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков; формированию графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Планируемые результаты: личностные УУД – проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
познавательных – строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл представляемого текста, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.
коммуникативных – умение работать в паре, группе, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Оборудование урока: Учебник (Русский язык 2 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г.), карточка с пропущенными буквами, иллюстрация правильной посадки, тетрадь по каллиграфии, карточка «Светофор», карточка «Закончи фразу», карточка для речевой разминки.
Ход урока
Этапы урока | Время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Уровни работы по развитию речи |
| 2 мин | -Проверяет готовность учащихся к уроку. -Предлагает учащимся вспомнить правило посадки и расположения тетради при письме. -Эпиграф к уроку (читает учитель): Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч, Для больших и для малых стран Он на дружбу, На братство дан. (А.Яшин) -Ребята, как вы думаете, важна ли речь в нашей жизни? - А какую роль играет речь в нашей жизни? - Почему вы так думаете? | -Показывают готовность к уроку -Правильно садятся и кладут тетрадь - Ответы детей | Произносительный уровень |
| -Раздает карточки с заданиями для речевой разминки. Карточка: 1.Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? 2.Читай без ошибок. Произноси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине. 3.Восстанови текст. Пош__ Му__ на ба__ И купи__ само__: Приходи__ тарака__ Я вас чаем уго__ ! | - Выполняют речевую разминку | Произносительный уровень | |
| 5 мин | - Загадывает загадку: Хожу в пушистой шубе, -Прописывает в воздухе слово «белка» вместе с детьми несколько раз. - Даёт задание записать это слово в свои тетради для каллиграфии, сначала каждую букву, а потом полностью слово. - Составьте по 2 предложения со словом «белка». | -Отгадывают загадку (Белка) -Вместе с учителем прописывают слово в воздухе -Записывают буквы и слово в тетрадь для каллиграфии -Составляют предложения | Лексический уровень |
| 5 мин | -Знакомство с новыми словарными словами: слон, ученик. -Предлагает загадки к этим словам: 1. Очень много силы в нём, 2. Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или... (ученик) - Прочитайте слова по слогам, определите, сколько слогов, на какую букву падает ударение. Назовите безударный слог. Какую букву нужно запомнить в безударном слоге. -Запишите слова в тетрадь и подчеркните букву, которую нужно запомнить. -Составьте 3 предложения со словарными словами. | -Отгадывают загадки -Отвечают на вопросы учителя -Записывают слова в тетрадь и подчёркивают букву. - Составляют предложения устно | Лексический уровень |
| 5 | - Определите, сколько слогов в данных словах. -На что вы опирались, когда определяли количество слогов в слове? Какое правило вы применяли? - Подумайте, а всегда ли слоги состоят из одинакового количество звуков? - Предположите тему сегодняшнего урока. -Как вы думаете, какую учебную задачу мы должны с вами решить? -Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте, на какой вопрос должны сегодня ответить. Мотивация к деятельности учащихся: -Ребята как вы думаете, зачем мы сегодня изучаем тему и как знания по теме пригодятся нам в жизни? | - Сколько гласных – столько и слогов. -Нет. -Высказывают предположения. -Определять количество слогов в словах. -Отвечают на вопросы | Произносительный уровень |
| 5 | -У вас на партах лежат карточки со словами. Что необычного вы заметили? - Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? -Пожалуйста, выполните это задание совместно с соседом по парте. Карточка: С…бака, с…рока, сах…р, уч…ник, в…рона, д…рога, м…роз, б…рёза, л…пата. -Проверти ещё раз свою работу. Оцените свою работу с помощью «светофора». Зеленый – все правильно. Желтый – 1-2 ошибки. Красный – более 2 ошибок. | -В словах пропущены буквы. -Вставить пропущенные буквы. -Выполнение задания. -Оценивают свою работу. | Грамматический уровень, лексический уровень |
| 1-2 мин | -Показывает упражнения: 1. «Зайка и барабан» – пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу. 2. Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев. 3.«Слоненок» – средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу. | Повторяют за учителем | |
| 10 | Стр. 65 упр. 95 Читает стихотворение. - Что необычного в записи последнего предложения? - Как вы думаете, почему автор разделил слова на слоги? - Прочитайте, какое задание надо выполнить письменно. - Какое правило деления на слоги нужно вспомнить прежде, чем выполнить задание. Фронтальная проверка. - Прочитаем на стр.66 напоминание о правилах деления на слоги. - Сколько звуков может быть в слоге? - Какой звук должен обязательно быть в слоге? - Как определяем количество слогов в слове? | -Слова разделены на слоги. -Изображает гудок автомобиля. -Читают задание. Списать первое предложение, разделить на слоги. -Сколько в слове гласных, столько и слогов. Выполняют задание. -Один или несколько. -Гласный. -В слове столько слогов, сколько в нем гласных. | Произносительный уровень, грамматический уровень |
| 10 | Стр.66 упр.96 - Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно сделать? -Прочитайте первую пословицу. Как её понимаете? - Прочитайте вторую пословицу. Объясните её значение. -Как вы думаете, какая буква пропущены. -Спишите первую пословицу. Разделите слова на слоги. - Поменяйтесь тетрадочками. Проверте своего соседа. 5 - нет ошибки 4 -1-2 ошибки 3 – 3-5 ошибок Больше 5 ошибок - 2 | -Прочитать пословицы, объяснить их значение. Рассуждение детей. -Буква е. Самостоятельное выполнение работы. Взаимопроверка. | Лексический уровень |
| 1 мин | -Что ж мы на уроке сегодня узнали? -Какое количество звуков может быть в слоге? -Какой звук может образовать слог? -Как определяем, сколько слогов в слове? -Выполнили ли мы задачи, поставленные нами в начале урока? -Всё ли понятно было вам? | Отвечают на вопросы и подводят итог | Произносительный уровень |
| 1 | Упр.98 – учить скороговорку. | Записывают домашнее задание | |
| 1-2 мин | Учитель предлагает закончить предложения: - Мне было интересно узнать… - Сегодня на уроке я узнал… - Я бы хотел ещё узнать… - Мне было не понятно … | Заканчивают высказывания | Произносительный уровень |