Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о словах - названия предметов, признаков предметов, действий предметов"

8
0
Материал опубликован 4 May

Рабочий листPDF / 676.59 Кб

/data/files/e1714784307.pdf (Рабочий лист)


Карточки для работы в парахDOCX / 15.2 Кб

/data/files/n1714784363.docx (Карточки для работы в парах)


Презентация к урокуPPTX / 3.98 Мб

/data/files/p1714784424.pptx (Презентация к уроку)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный урок русского языка проводится во втором классе по теме «Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов». Урок по типу – урок-закрепление. Он построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, с использованием элементов игротехники в форме урока-приключения «Помощь сказочным героям» (Сказка «Гуси-лебеди»). На уроке используется работа с опорными сигналами (методика В.Ф. Шаталова), что позволяет даже слабым учащимся справляться с заданиями. Рабочий лист составлен с учётом возраста детей: дети раскрашивают предметные картинки, что способствует развитию мелкой моторики рук. На уроке проводится работа по формированию грамотного письма: орфографический диктант. Проводится работа по развитию речи: составление предложений, подбор антонимов. Дети знакомятся с видами птиц, обитающими на озере Маныч, в том числе и краснокнижными. В ходе урока присутствуют воспитательные моменты: чувство гордости к родной природе, сочувствие героям, извлечение урока из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Способы проверки заданий разнообразны: сличение с образцом, фронтальная проверка, взаимопроверка. При составлении рабочего листа использован цифровой сервис генератор прописей https://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/ . На уроке используется ИКТ, соблюдаются здоровьесберегающие технологии: чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы использования экрана, проводится авторская физминутка. В конце урока проводится рефлексия, самооценка деятельности. Урок построен с учётом изменённого ФГОС НОО, направлен на формирование метапредметных УУД, предметных навыков.


Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК «Школа России»

Учебник: Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса, в двух частях, Москва, Дрофа, 2022

Тема урока: Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов

Тип урока: закрепление

Цель урока: уточнение представлений об особенностях существительных, прилагательных, глаголов (о вопросах, значении, роли в речи); развитие навыков написания слов с изученными орфограммами, развитие речи; воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Повторить полученные знания о частях речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Совершенствовать навыки грамотного письма с изученными орфограммами: гласные после шипящих, безударные гласные, мягкий знак – показатель мягкости, буквосочетания чк; разделительный ъ.

Развивать речь при составлении предложений, подборе слов, противоположных по смыслу.

Совершенствовать навыки разбора слов по составу разных частей речи.

Расширять кругозор учащихся о родной природе.

Формируемые УУД

Личностные

Формирование целенаправленной познавательной деятельности, умения оценивать поступки в определённых жизненных ситуациях

Формирование любви к родной природе и чувства гордости родным краем.

Воспитание ответственности за свои поступки.

Метапредметные

Познавательные

Формирование умения читать, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.

Формировать умение понимать информацию представленную схемой, опорным сигналом.

Формирование умения систематизировать, классифицировать слова по определённым признакам: части речи.

Формирование умения работать с таблицей.

Регулятивные

Формировать умение ставить задачи урока.

Формировать умение выполнять проверку выполненного задания, в соответствии с образцом.

Формировать умение выполнять самооценку.

Коммуникативные

Формировать умение сотрудничать в парах, умение вести диалог, выслушивать чужое мнение

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Используемые методики и технологии: словесные методы, методика опорных сигналов В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие, элементы игротехники

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, рабочие листы, карточки для работы в парах.

Ход урока

I.Организационный момент

(Стих на фоне мелодии «В гостях у сказки»)

Прозвенел звонок весёлый,

Начинается урок.

С мягкой поступью кошачьей

Входит сказка на порог,

Приглашает всех вас в гости.

Будьте, дети, посмелей!

И на все мои вопросы

Отвечайте подружней! (Т. Балакший)

- Ребята, а вы любите сказки?

- Сегодня на уроке мы отправляемся в волшебный мир сказки. А что это за сказка, вы узнаете, отгадав загадку:

«Своей участи в избушке

Ждёт похищенный малыш.

Сторожит его охрана,

Что летает выше крыш»

- Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди») (Слайд2)

- Кто автор этой сказки? (Сказка народная)

- Сегодня мы с вами поможем Машеньке и её брату Ванюше убежать от злой Бабы Яги и её помощников гусей-лебедей.

II. Самоопределение к деятельности. Мотивация. Постановка задач урока

- У вас на столах рабочие листы, запишите в них дату нашего приключения, «Классная работа». Итак, приключение начинается! Начнём мы его с минутки чистописания.

Чистописание: Мм Ма, Вв Ва

- А тем временем, Маша выкрала братца и бросилась убегать. А чтобы ей легче было в пути, мы с вами напишем орфографический диктант.

Орфографический диктант: чаща, ахнуть, съела, темно, избушка, речка, ежи, чудеса, играли.

Проверка, один ученик объясняет орфограммы.

А теперь, ребята, прочтите, что у вас получилось из первых букв каждого слова. (Части речи).

- Какие части речи вы знаете?

- Тема нашего урока «Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов» (Слайд 3)

- Давайте сформулируем задачи нашего урока

Вспомнить…

Упражняться

III. Закрепление. Обобщение знаний.

1)Повторение о частях речи

- У вас на столах карточки для работы в парах. Вспомните, на какие вопросы отвечают данные части речи. Соедините части речи с вопросами, закрасьте вопросы: имён существительных – синим карандашом, имён прилагательных – зелёным, глаголов – красным.

Проверка – (Слайд 4)

2)Упражнение в определении частей речи

а)Имя существительное

- Ой, посмотрите! (Слайд 5)

«Девочка бежит вперёд,

Стая вслед не отстаёт.

Машут крыльями, шипят,

Братца отобрать хотят.

Добежала до реки,

Просит: «Речка, помоги!

Спрячь под бережок крутой,

Стая гонится за мной!

Речка говорит: «Пей кисель

Молочный мой!»

- Нам нужно выполнить следующее задание: раскрасьте те кружки с киселём, названия которых обозначают слова-предметы (имена существительные)

Самостоятельная работа.

Проверка – дети читают выбранные слова.

- Молодцы, ребята, помогли спрятаться Маше с Ванюшей. А пока дети отправляются дальше в путь, мы с вами выполним творческое задание: составьте и запишите предложение со словом речка.

Проверка – дети читают свои предложения.

б)Имя прилагательное

- Бежит Машенька с братом вперёд (Слайд 6)

«Стая вновь не отстаёт.

Видит: яблоня растёт:

- Яблоня, прошу, укрой!

Гуси гонятся за мной.

- Скушай яблочко скорей,

Прячься средь моих ветвей».

- Давайте, поможем Машеньке спрятаться от погони. Выполним задание: раскрасьте те яблоки, названия которых обозначают слова-признаки (имена прилагательные).

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка: обменяйтесь рабочими листами – (Слайд 7)

- Помогли мы детям, а пока они дальше отправляются в путь, мы с вами выполним задание: подберите к именам прилагательным противоположные по смыслу (антонимы)

Самостоятельная работа.

Проверка – дети читают прилагательные вслух.

Физминутка https://урок.рф/library/prezentatciya_fizminutka_skazochnaya_023852.html

в)Глагол

- А что же наши герои? Где они? (Слайд 8)

«Дети дальше наугад

Ищут путь домой назад.

Видят, что у речки

Ждёт с пирогами печка.

- Печка, помоги скорей,

Защити от лебедей».

- Помните, что печка сказала девочке? Правильно: «Съешь пирожок». Давайте, поможем девочке и выполним следующее задание: раскрасьте те пирожки, названия которых обозначают слова-действия (глаголы)

Самостоятельная работа.

Проверка –дети читают ответы.

«Гуси шумно погалдели,

Так ни с чем и улетели»

- А теперь, ребята, чтобы гуси больше не вернулись, давайте разберём слова по составу.

Проверка – три ученики разбирают по одному слову на доске (слова записаны заранее).

Дополнительная информация. Расширение кругозора учащихся.

- Ребята, в сказке помощники злой Бабы Яги названы гуси-лебеди. Существует версия, что составители сказок имеют в виду белых гусей, живущих на севере. На самом деле в природе есть два вида птиц: гуси и лебеди. У нас на озере Маныч обитают лебедь-шипун и серый гусь. При перелётах у нас очень редко останавливается чёрный лебедь, который занесён в Красную книгу. На Маныче у нас встречается много птиц, из Красной книги. Среди них очень редкий вид гусеобразных – краснозобая казарка. (Слайды 9-12)

г) Закрепление.

«Воротились сестра с братом,

Огляделись, отряхнулись,

И родители вернулись,

Много было радости,

Пряников и сладостей»

- Вот так ребята вернулись домой. Мы помогли им спрятаться от гусей-лебедей, а они нам повторить части речи. (Слайд 13)

- Ребята, а чему учит эта сказка? (Нужно слушать родителей)

- Да, ребята, действительно, чтобы не случилось беды, нужно обязательно принимать советы родителей, соблюдать правила безопасности. Недаром А.С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

- Вот только у нас остались нераскрашенными яблоки, пирожки и кружки с киселём. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: записать в таблицу оставшиеся слова.

Самостоятельная работа. Двое детей выполняют задание на переносных досках (или с обратной стороны доски, если доска имеет подвижные части), таблицы начерчены до урока.

Проверка – сверяют с выполненными работами на доске.

IV. Подведение итогов. Самооценка.

- Ребята, какова тема нашего урока?

- Какие задачи мы с вами ставили?

- Давайте, ответим на вопросы:

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

- А теперь, ребята, посмотрите, после каждого задания у вас есть раскраска лебедь. Вам необходимо оценить, на сколько сложно вам было их выполнять. Если было легко – раскрасьте лебедя зелёным цветом, если были небольшие затруднения, раскрасьте жёлтым цветом, если было трудно, были ошибки – красным цветом.

- Я проверю ваши листы и посмотрю, где нам ещё следует поработать, на что обратить внимание.

V. Задание на дом

Придумать загадку по сказке и записать в тетрадь.

VI. Рефлексия

Продолжите фразы: (Слайд 14)

Сегодня на уроке

Мне было интересно выпонять задание …

У меня вызвало затруднение…

Мне захотелось…










Использумые ресурсы:

Загадки про «Гуси-лебеди» https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/po-skazkam/gusi-lebedi

Гуси-лебеди. Надежда Шемякина. Стихи https://forum.d-seminar.ru/threads/gusi-lebedi-nadezhda-shemjakina-stixi.15868/






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации