Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о словах - названия предметов, признаков предметов, действий предметов"
Рабочий листPDF / 676.59 Кб
/data/files/e1714784307.pdf (Рабочий лист)
Карточки для работы в парахDOCX / 15.2 Кб
/data/files/n1714784363.docx (Карточки для работы в парах)
Презентация к урокуPPTX / 3.98 Мб
/data/files/p1714784424.pptx (Презентация к уроку)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный урок русского языка проводится во втором классе по теме «Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов». Урок по типу – урок-закрепление. Он построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, с использованием элементов игротехники в форме урока-приключения «Помощь сказочным героям» (Сказка «Гуси-лебеди»). На уроке используется работа с опорными сигналами (методика В.Ф. Шаталова), что позволяет даже слабым учащимся справляться с заданиями. Рабочий лист составлен с учётом возраста детей: дети раскрашивают предметные картинки, что способствует развитию мелкой моторики рук. На уроке проводится работа по формированию грамотного письма: орфографический диктант. Проводится работа по развитию речи: составление предложений, подбор антонимов. Дети знакомятся с видами птиц, обитающими на озере Маныч, в том числе и краснокнижными. В ходе урока присутствуют воспитательные моменты: чувство гордости к родной природе, сочувствие героям, извлечение урока из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Способы проверки заданий разнообразны: сличение с образцом, фронтальная проверка, взаимопроверка. При составлении рабочего листа использован цифровой сервис генератор прописей https://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/ . На уроке используется ИКТ, соблюдаются здоровьесберегающие технологии: чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы использования экрана, проводится авторская физминутка. В конце урока проводится рефлексия, самооценка деятельности. Урок построен с учётом изменённого ФГОС НОО, направлен на формирование метапредметных УУД, предметных навыков.
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК «Школа России»
Учебник: Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса, в двух частях, Москва, Дрофа, 2022
Тема урока: Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов
Тип урока: закрепление
Цель урока: уточнение представлений об особенностях существительных, прилагательных, глаголов (о вопросах, значении, роли в речи); развитие навыков написания слов с изученными орфограммами, развитие речи; воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Повторить полученные знания о частях речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Совершенствовать навыки грамотного письма с изученными орфограммами: гласные после шипящих, безударные гласные, мягкий знак – показатель мягкости, буквосочетания чк; разделительный ъ.
Развивать речь при составлении предложений, подборе слов, противоположных по смыслу.
Совершенствовать навыки разбора слов по составу разных частей речи.
Расширять кругозор учащихся о родной природе.
Формируемые УУД
Личностные
Формирование целенаправленной познавательной деятельности, умения оценивать поступки в определённых жизненных ситуациях
Формирование любви к родной природе и чувства гордости родным краем.
Воспитание ответственности за свои поступки.
Метапредметные
Познавательные
Формирование умения читать, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
Формировать умение понимать информацию представленную схемой, опорным сигналом.
Формирование умения систематизировать, классифицировать слова по определённым признакам: части речи.
Формирование умения работать с таблицей.
Регулятивные
Формировать умение ставить задачи урока.
Формировать умение выполнять проверку выполненного задания, в соответствии с образцом.
Формировать умение выполнять самооценку.
Коммуникативные
Формировать умение сотрудничать в парах, умение вести диалог, выслушивать чужое мнение
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Используемые методики и технологии: словесные методы, методика опорных сигналов В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие, элементы игротехники
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, рабочие листы, карточки для работы в парах.
Ход урока
I.Организационный момент
(Стих на фоне мелодии «В гостях у сказки»)
Прозвенел звонок весёлый,
Начинается урок.
С мягкой поступью кошачьей
Входит сказка на порог,
Приглашает всех вас в гости.
Будьте, дети, посмелей!
И на все мои вопросы
Отвечайте подружней! (Т. Балакший)
- Ребята, а вы любите сказки?
- Сегодня на уроке мы отправляемся в волшебный мир сказки. А что это за сказка, вы узнаете, отгадав загадку:
«Своей участи в избушке
Ждёт похищенный малыш.
Сторожит его охрана,
Что летает выше крыш»
- Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди») (Слайд2)
- Кто автор этой сказки? (Сказка народная)
- Сегодня мы с вами поможем Машеньке и её брату Ванюше убежать от злой Бабы Яги и её помощников гусей-лебедей.
II. Самоопределение к деятельности. Мотивация. Постановка задач урока
- У вас на столах рабочие листы, запишите в них дату нашего приключения, «Классная работа». Итак, приключение начинается! Начнём мы его с минутки чистописания.
Чистописание: Мм Ма, Вв Ва
- А тем временем, Маша выкрала братца и бросилась убегать. А чтобы ей легче было в пути, мы с вами напишем орфографический диктант.
Орфографический диктант: чаща, ахнуть, съела, темно, избушка, речка, ежи, чудеса, играли.
Проверка, один ученик объясняет орфограммы.
А теперь, ребята, прочтите, что у вас получилось из первых букв каждого слова. (Части речи).
- Какие части речи вы знаете?
- Тема нашего урока «Обобщение знаний о словах – названия предметов, признаков предметов, действий предметов» (Слайд 3)
- Давайте сформулируем задачи нашего урока
Вспомнить…
Упражняться…
III. Закрепление. Обобщение знаний.
1)Повторение о частях речи
- У вас на столах карточки для работы в парах. Вспомните, на какие вопросы отвечают данные части речи. Соедините части речи с вопросами, закрасьте вопросы: имён существительных – синим карандашом, имён прилагательных – зелёным, глаголов – красным.
Проверка – (Слайд 4)
2)Упражнение в определении частей речи
а)Имя существительное
- Ой, посмотрите! (Слайд 5)
«Девочка бежит вперёд,
Стая вслед не отстаёт.
Машут крыльями, шипят,
Братца отобрать хотят.
Добежала до реки,
Просит: «Речка, помоги!
Спрячь под бережок крутой,
Стая гонится за мной!
Речка говорит: «Пей кисель
Молочный мой!»
- Нам нужно выполнить следующее задание: раскрасьте те кружки с киселём, названия которых обозначают слова-предметы (имена существительные)
Самостоятельная работа.
Проверка – дети читают выбранные слова.
- Молодцы, ребята, помогли спрятаться Маше с Ванюшей. А пока дети отправляются дальше в путь, мы с вами выполним творческое задание: составьте и запишите предложение со словом речка.
Проверка – дети читают свои предложения.
б)Имя прилагательное
- Бежит Машенька с братом вперёд (Слайд 6)
«Стая вновь не отстаёт.
Видит: яблоня растёт:
- Яблоня, прошу, укрой!
Гуси гонятся за мной.
- Скушай яблочко скорей,
Прячься средь моих ветвей».
- Давайте, поможем Машеньке спрятаться от погони. Выполним задание: раскрасьте те яблоки, названия которых обозначают слова-признаки (имена прилагательные).
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка: обменяйтесь рабочими листами – (Слайд 7)
- Помогли мы детям, а пока они дальше отправляются в путь, мы с вами выполним задание: подберите к именам прилагательным противоположные по смыслу (антонимы)
Самостоятельная работа.
Проверка – дети читают прилагательные вслух.
Физминутка https://урок.рф/library/prezentatciya_fizminutka_skazochnaya_023852.html
в)Глагол
- А что же наши герои? Где они? (Слайд 8)
«Дети дальше наугад
Ищут путь домой назад.
Видят, что у речки
Ждёт с пирогами печка.
- Печка, помоги скорей,
Защити от лебедей».
- Помните, что печка сказала девочке? Правильно: «Съешь пирожок». Давайте, поможем девочке и выполним следующее задание: раскрасьте те пирожки, названия которых обозначают слова-действия (глаголы)
Самостоятельная работа.
Проверка –дети читают ответы.
«Гуси шумно погалдели,
Так ни с чем и улетели»
- А теперь, ребята, чтобы гуси больше не вернулись, давайте разберём слова по составу.
Проверка – три ученики разбирают по одному слову на доске (слова записаны заранее).
Дополнительная информация. Расширение кругозора учащихся.
- Ребята, в сказке помощники злой Бабы Яги названы гуси-лебеди. Существует версия, что составители сказок имеют в виду белых гусей, живущих на севере. На самом деле в природе есть два вида птиц: гуси и лебеди. У нас на озере Маныч обитают лебедь-шипун и серый гусь. При перелётах у нас очень редко останавливается чёрный лебедь, который занесён в Красную книгу. На Маныче у нас встречается много птиц, из Красной книги. Среди них очень редкий вид гусеобразных – краснозобая казарка. (Слайды 9-12)
г) Закрепление.
«Воротились сестра с братом,
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись,
Много было радости,
Пряников и сладостей»
- Вот так ребята вернулись домой. Мы помогли им спрятаться от гусей-лебедей, а они нам повторить части речи. (Слайд 13)
- Ребята, а чему учит эта сказка? (Нужно слушать родителей)
- Да, ребята, действительно, чтобы не случилось беды, нужно обязательно принимать советы родителей, соблюдать правила безопасности. Недаром А.С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
- Вот только у нас остались нераскрашенными яблоки, пирожки и кружки с киселём. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: записать в таблицу оставшиеся слова.
Самостоятельная работа. Двое детей выполняют задание на переносных досках (или с обратной стороны доски, если доска имеет подвижные части), таблицы начерчены до урока.
Проверка – сверяют с выполненными работами на доске.
IV. Подведение итогов. Самооценка.
- Ребята, какова тема нашего урока?
- Какие задачи мы с вами ставили?
- Давайте, ответим на вопросы:
- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
- А теперь, ребята, посмотрите, после каждого задания у вас есть раскраска лебедь. Вам необходимо оценить, на сколько сложно вам было их выполнять. Если было легко – раскрасьте лебедя зелёным цветом, если были небольшие затруднения, раскрасьте жёлтым цветом, если было трудно, были ошибки – красным цветом.
- Я проверю ваши листы и посмотрю, где нам ещё следует поработать, на что обратить внимание.
V. Задание на дом
Придумать загадку по сказке и записать в тетрадь.
VI. Рефлексия
Продолжите фразы: (Слайд 14)
Сегодня на уроке
Мне было интересно выпонять задание …
У меня вызвало затруднение…
Мне захотелось…
Использумые ресурсы:
Загадки про «Гуси-лебеди» https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/po-skazkam/gusi-lebedi
Гуси-лебеди. Надежда Шемякина. Стихи https://forum.d-seminar.ru/threads/gusi-lebedi-nadezhda-shemjakina-stixi.15868/