Урок русского языка во 2 классе по теме "Способы проверки парных согласных в корне слова"
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей «ВЕКТОРиЯ»
Тема урока:
Способы проверки парных согласных в корне слова
Автор:
Котельникова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Лысьва 2025
Учебный предмет: урок русского языка, класс - 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Способы проверки парных согласных в корне слова.
Содержательная цель урока: усвоение обучающимися знаний о способах проверки парных согласных в корне слова.
Деятельностная цель урока: формирование умения применять алгоритм и выбирать способ проверки парных согласных в корне.
Предметные результаты (Пр):
- уметь находить орфограмму в корне слова;
- соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне слова;
- подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Личностные результаты (Л):
проявление способности договариваться, адекватное понимание причин учебной деятельности,
Метапредметные результаты:
Познавательные (П):
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение;
Коммуникативные (К): - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные (Р):
- принимать учебную задачу урока;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Оборудование и дидактический материал: ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/d/E09KW558htIDoQ, рабочий лист, карточки с заданиями, аншлаги слов, ваза с шарами-снежками.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность | Деятельность | Формируемые |
1. Мотивация к учебной деятельности 8-55—8-59 | Слайд 1 -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Борисовна. Я проведу у вас урок русского языка. Сегодня у нас на уроке гости. - Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. - Хорошо. Тогда друг другу улыбнемся и работою займемся. Начнем урок с загадки. Слайд 2,3 Зимой из снега слеплен ловко: Три колобка и нос-морковка. 18 января – день снеговика. Просмотр фрагмента мультфильма «Снеговик-почтовик» . Слайд 4 Кому отдали дети письмо? Что он должен был сделать? - Ребята отдали письмо снеговику, но попросили помощи у него. Сегодня мы работаем в рабочем листе. Запишите число. 15 января. - Давайте прочитаем письмо. Слайд 5 1. «Милый Де? Моро?, пришли нам, пожалуйста, ёлку. Нам она очень нужна. Письмо тебе передаст снегови?. На нем будет ша?ка, варе?ки и шар?» (на слайде) - Что в письме необычного? - Почему дети пропустили буквы? Почему стоят вместо букв вопросы? Поможем им? | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Отгадывают загадку. Смотрят фрагмент мультфильма. Отвечают на вопросы. Отвечают: доставить письмо Деду Морозу Один ученик читает вслух Записывают дату Высказывают предположения. -Ребята не дописали букву в слове. Письма надо писать без ошибок. | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач (П) высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения (К) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 9-59-9-03 | -Давайте вставим эти буквы. -Какие буквы вы вставили? -Как их назвать? Слайд 6,7 1. Впишите недостающие согласные. (Учитель фиксирует на доске – аншлаг) Парная согласная в корне – это орфограмма. (аншлаг на доске) | Наблюдают буквами в словах Называют и вписывают парные согласные по зв. и глух. Проверяют. Слайд 7 - дети проверяют | - осуществлять анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение (П) - строить речевое высказывание в устной и письменной форме (К); - соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне слова (Пр.) |
3. Выявления места и причины затруднений 9-03 - 9-06 | Слайд 8. Я прошла по рядам и заметила, что вы вставили букву по-разному? Варешки – варежки? Кто из вас прав? Предлагаю вам разрешить спор. В какой части слова эта орфограмма? (в конце, в середине, в корне слова) - А что надо сделать, если парный согласный звук вызывает сомнение? Давайте пока отложим письмо и вернемся к нему чуть позднее. | Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы Варианты: шапка –варежки, варежек, варежечка. Отвечают на вопросы В корне слова (фиксирую на доске) Отвечают: подобрать проверочное слово | - осуществлять анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение (П) |
4. Постановка темы и задач урока (построение проекта выхода из создавшейся ситуации) 9-06- 9-09 | Слайд 9. Попробуйте сформулировать тему? Что узнаем на уроке? Чему будем учиться на уроке? А помогут нам открыть знания вопросы-помощники (открыть на доске) Что? Где? (ОТКРЫТЬ ВОПРОСЫ, добавить ответы) Как? - Зачем надо проверять парные согласные в корне слова? Чтобы отдохнуть и набраться сил, давайте встанем и сделаем физкультминутку | Под руководством учителя формулируют тему и задачи урока. Тема. Способы проверки парных согласных в корне слова. Задачи: узнаем … (способы проверки парных согласных) будем учиться … (проверять слова, используя эти способы) Оглушаются звонкие и вызывают сомнение при их написании. Чтобы грамотно написать слово. | определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя (Р); |
Физкультминутка 9-09-9-10 | Слайд 10. Лепим снеговика. | Повторяют движения за учителем | |
5. Открытие нового знания (реализация построенного проекта) 9-10 - 9-18 На доске – ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ СПОСОБЫ Прочитать полученную схему | Слайд 11-12. 1. Знакомство со способами подбора проверочных слов. -Приступаем к работе. - Посмотрите на слайд, какая в слове орфограмма? Сделайте вывод. Изменение формы слова Один-много: снег-снега, Чем?: снег - снегом. Прочитайте. Что изменилось в произношении слов? А в написании? Что стоит после проверяемой согласной? На доске появляется «изменение формы слова» Однокоренные слова Ласково: холод – холодок; Что делает? – холодит, какой? – холодный. Какие это слова? На доске появляется «подбор однокоренных слов» Чем особенно однокоренное слово холодный? Значит, чем еще можно проверить парный согласный? На доске появляется «после согласного следует гласный или Н» Давайте ответим на вопросы. 2. Работа с алгоритмом (в парах) Слайд 13. 2. Составление алгоритма. - А сейчас в паре предлагаю составить алгоритм (план) проверки парных согласных. Что такое алгоритм? Алгоритм Подбираю проверочное слово. Нахожу корень. Определяю орфограмму (парную согласную). Читаю слово. - Давайте проверим и прочитаем. Алгоритм составлен, способы проверки узнали. | Коллективная работа В формах слов после проверяемого согласного стоит гласный, согласный слышится четко. После проверяемого согласного стоит буква «н» Однокоренными словами и формами слов. После проверяемого согласного стоит буква гласный или «н» Прочитывают СХЕМУ Алгоритм - это план (порядок, последовательность) действий. Составляют алгоритм (в парах) Одна пара восстанавливает алгоритм на доске 1. Читаю слово. 2. Определяю орфограмму (парную согласную). 3. Нахожу корень. 4. Подбираю проверочное слово. | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач (П) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться (Л) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве (К) - строить речевое высказывание в устной форме (К) |
6. Первичное закрепление 9-18-9-22 | Слайд 14. 1. Игра. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Снежки-загадки» - Вот правила игры: один ученик выходит, вытягивает шар из корзины, а дальше действует по алгоритму. Слова на шарах: шар__, варе___ка, ша__ка, ска__ка, но___, моро__, зага__ка, сугро__, сне__ки, холо__. - Какие способы проверки вы использовали? Вывод. – Как проверить парный согласный в корне слова? Слайд 15. 2. Дополните правило пропущенными словами. Чтобы проверить парный согласный по звонкости и глухости в ______ слова, надо изменить _____ слова или подобрать _________ слово, так чтобы после согласного стоял _________ или «____». | Используя алгоритм и способы проверки проговаривают шаги проверки слов с парными согласными в корне. Делают вывод. Алгоритм 1. Читаю слово 2. Определяю орфограмму (парную согласную) 3. Нахожу корень 4. Подбираю проверочное слово Делают вывод – проговаривают с помощью схемы на доске. Дополняют правило письменно с помощью слов-помощников. Чтобы проверить парный согласный по звонкости и глухости в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, так чтобы после согласного стоял гласный или «н». | - строить речевое высказывание в устной и письменной форме (К) -использовать речь для регуляции своего действия (К) - уметь видеть орфограмму в корне слова(Пр) - подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбора однокоренных слов (Пр) |
Физкультминутка для глаз 9-22-9-23 | Слайд 16. Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. | ||
7. Самостоятельная работа с проверкой 9-23-9-30 | Слайд 17,18. Давайте вернемся к письму «Милый Де? Моро?, пришли нам, пожалуйста, ёлку. Нам она очень нужна. Письмо тебе передаст снегови?. На нем будет ша?ка, варе?ки и шар?» (на слайде) Какие слова с этой орфограммой в письме? Используя алгоритм и способы проверки слов с парными согласными в корне, напишите к ним проверочные слова любым способом. На работу 3 минуты. Проверьте выполненную работу: верно -+, неверно -? Какие способы использованы? Какое правило надо было вспомнить, чтобы верно выбрать проверочные слова. *Составьте устно предложение с любым из слов. | Вспоминают загадку. Называют слова. Записывают проверочные слова для слова дед под руководством учителя Дальше выполняют самостоятельно. Проверяют самостоятельную работу. Отвечают на вопрос: чтобы после согласного следовал гласный или согласная «н». *Проговаривают устно составленные предложения | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р) - подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбора однокоренных слов (Пр) |
8. Включение в систему знаний и повторение 9-30-9-32 | Слайд 19. Вы проверили слова с данной орфограммой. - Проверьте, все ли буквы вставили верно в письме? «Милый Дед Мороз, пришли нам, пожалуйста, ёлку. Нам она очень нужна. Письмо тебе передаст снеговик. На нем будет шапка, варежки и шарф» ***В слове снеговик какой корень? Где стоит парный согласный А проверили мы его теми же способами? | Сверяют правильность написания букв в словах. А эту загадку вы раскроете в будущем на уроках русского языка. | |
9. Итог урока. Рефлексия деятельности 9-32—9-34 10. Домашнее задание 9-34-9-35 | Наш урок подходит к концу. - Закройте глаза. Представьте, что письмо отправилось к Деду Морозу. Дошло ли оно теперь? Открывайте глаза. Слайд 20. Фрагмент мультфильма «Снеговик-почтовик». Письмо дошло, значит, ребята без елки точно не остались. А вы писали письма Деду морозу? А у кого уже сбылось желание? Можно подвести итог урока. Слайд 21. Продолжи (любое) предложение: Я узнал(а) … Я научился (лась) … Мне понравилось … Мне было трудно … Слайд 22. Мне очень хотелось бы узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Закройте наш рабочий лист. Давайте мы его немного оживим. Раскрась снеговику ведро и нарисуйте улыбку: кто понял тему и может объяснить другу – зелёный. Кто понял тему, но объяснить затрудняется – желтый. Кто пока что еще не уверен в себе – красный цвет. Слайд 23. Выберите задание 1. 2. Стр.21 упр.35 Запишите задание. Слайд 24. Спасибо вам за урок, ребята. Я хочу вам подарить ту работу, которую вы сами сделали на уроке: правило и алгоритм. Пользуйтесь и грамотно пишите слова. Вы молодцы! Урок окончен. | Анализируют пропуски в словах письма Представляют, что письмо ушло. Смотрят фрагмент Заканчивают предложения. Раскрашивают шапку- ведро снеговика и показывают учителю и гостям Слушают информацию о домашнем задании | - уметь видеть орфограмму в корне слова (Пр) - подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбора однокоренных слов (Пр) адекватное понимание причин учебной деятельности (Р) |
Приложение 1
Рабочий лист
15

1.




2. Допиши парные согласные.
б ___ г д ___ ___
__ ф ___ ___ ш с
3. Дополни правило.
Чтобы проверить парный согласный по звонкости и глухости в _________ слова, надо изменить _______ слова или подобрать __________________ слово, так чтобы после согласного стоял _________ или «____».
Слова-помощники: корне, форму, гласный, «н», однокоренное
4. Подберите проверочные слова к словам из письма.
Способ проверки Слово |
|
однокоренное слово |
дед | ||
Мороз | ||
шарф | ||
снеговик |
Составь и запиши предложение с любым из этих слов (по желанию).
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Приложение 2
Ссылка на мультфильм https://youtu.be/Z1IY5g5E3uA
Аншлаги
Способы проверки парных согласных в корне
Узнаем …
Будем учиться …
Орфограмма
п арные согласные
в корне
изменение формы слова
подбор однокоренного слова
после согласного следует гласный или «н»
Подарок. Способы проверки парных соглсаных в корне слова
| Ответ |
1. Что проверяем? | Слова с парными согласными |
2. Где проверяем? | В корне слова. |
3. Как проверяем? (способ проверки) | Изменение формы слова или подбор однокоренного слова. |
4. Чем проверяем? | Словом, в котором после согласного следует гласный или «н». |
Алгоритм проверки
1. Читаю слово.
2. Нахожу орфограмму.
3. Выделяю корень.
4. Подбираю проверочное слово.
5. Пишу слово.
Успехов, ребята!
Домашнее задание
(на выбор)
1. Стр. 21 упражнение 35
2. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочное слово.
Вот и ( ___) моро… . Идет густой (_________) сне… . Весь наш (_________) са… стал белым. (___________) Доро…ки тоже замело. У крыльца боьшой (______________) сугро… . (______________) Ребяти…ки радостно бегут (__________) на пру… . Береги (_________) но… в большой (_________) моро…!
Аншлаги для оформления доски (эскизы)
1