Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
Учитель: Яковлева Наталья Игоревна | |||
Тип урока: урок открытия новых знаний | |||
Тема: Заглавная буква в именах собственных | |||
Цель: формировать умения правописания заглавной буквы в именах собственных | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; • учить выделять в речи имена собственные и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании названий улиц, городов, фамилий, имен, отчеств людей своего края; • развивать орфографическую зоркость; | Метапредметные: Познавательные: • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей Регулятивные: • Принимать и сохранять учебную задачу • Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения • В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи • Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. • Принимать роль в учебном сотрудничестве • Выполнять учебные действия в устной, письменной речи. • На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы Коммуникативные: • Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками • Воспринимать другое мнение и позицию • Формулировать собственное мнение • Договариваться, приходить к общему решению • Строить понятные для партнера высказывания • Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Способность к оценке своей учебной деятельности. проявлять положительное отношение к школе, одноклассникам. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности. Интерес к предметно-исследовательской деятельности Понимание причин успеха в учебе Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов. | |
Оборудование (средства обучения): учебник УМК «Школа России» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, карточки. | |||
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Формы работы: игровая работа, работа с текстом, работа с наглядным материалом (фотографии). Обучающимся предлагалась : работа в парах и группах, самостоятельная работа. Использованные технологии: технология способа диалектического обучения (СДО). | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | |
Организационный этап (3 мин) | |||
А теперь проверь, дружок, Прежде чем начать давайте с вам запланируем ту оценку, которую вы бы хотели получить. Напишите на полях. Заявка на оценку: «5»- 9 и болеее «4»- 6-8 баллов «3» –3-5 баллов За правильные ответы вы будете получать дополнительные баллы их вы тоже будите отмечать на полях таким образом: 1 б. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Планируют оценку. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Способность к оценке своей учебной деятельности. | |
Актуализация знаний ( 4 мин) | |||
- что вы проходили на прошлом уроке? - я предлагаю вам повторить одушевленные и неодушевленные имена существительные. - проверим с доской. -Как вы считаете, какое слово будет лишним? | - одушевленные и неодушевленные имена существительные - выполняют задание по карточкам. Соотносят слова с вопросами кто? Что?. - по очереди выходят к доске и соотносят слова. *Актуализируют знания с предыдущих уроков. - Лишнее слово Енисейск, так как это единственное слово написанное с большой буквы. | Умение пользоваться терминами (одушевленное, неодушевленное) развивать орфографическую зоркость; | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин) | |||
- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие. (По какому городу-памятнику мы будем путешествовать? Путешествие наше пройдет по спланированному маршруту, по историческим памятникам города Енисейска. Наш маршрут называется…(слайд ) - Попробуем сформулировать тему нашего урока - Ребята, мы сегодня должны узнать (карточка) – имена собственные; - правописание имен собственных. - давайте уточним тему урока? ( кто правильно сформулирует тему урока можно поставить балл) | - мы будем путешествовать по городу Енисейск. - (читают) В мир заглавных букв - тема урока «Заглавная буква в словах» - тема урока «Заглавная буква в именах собственных». | Принимать и сохранять учебную задачу. В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками • Воспринимать другое мнение и позицию • Формулировать собственное мнение | |
Первичное усвоение новых знаний ( 15 мин) | |||
А вот и первая остановка нашей экскурсии. Дом купца Александра Макарова находится на улице Ленина в городе Енисейске.
Расскажите об этом человеке. ( тем, кто первый найдет информацию и озвучит ее - 1 балл) - сейчас мы выполним задание в тетради, но перед тем как писать разомнем пальчики: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. - Прочитайте предложение - Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Если вы правильно подчеркнули поставьте 1 балл -какие слова написаны с большой буквы? карточка в схеме на доске - А в какую группу можно объединить эти слова? -найдите и прочитайте правило в учебнике на с 52. И ответьте в парах на мой вопрос. -Обратите внимание на правило работы в парах (слайд ) - и так, в какую группу можно объяединить эти слова? карточка в схеме на доске | Ищут информацию в карточках № 1 с дополнительной информацией. 1 ряд: Александр Макаров - Он был единственным «колбасником» в городе 2 ряд: дом находится на Ленина, 110, 3 ряд: В настоящее время это детская библиотека - выставляют баллы на полях. Выполняют пальчиковую разминку Дом купца Александра Макарова расположен на улице Ленина в городе Енисейске. Записывают в тетрадь и подчеркивают заглавную букву в словах. Самопроверка. Выставление баллов на полях в тетради. - Фамилии, имена, названия улиц, названия городов написаны с большой буквы. Высказывают свои предположения. В учебнике изучают правило. В парах отвечают на вопрос «В какую группу можно объединить слова?». - Эти слова можно объединить в группу имена собственные. За ответ и работу в парах ставят по 1 баллу. | Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности. Интерес к предметно-исследовательской деятельности Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Умение работать с текстом, рисунками. Формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя Выполнять учебные действия в устной, письменной речи. На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками Воспринимать другое мнение и позицию Формулировать собственное мнение Договариваться, приходить к общему решению Строить понятные для партнера высказывания | |
Словарная работа (5 мин) | |||
-Детская библиотека приготовила для вас задание. А какой, вы сейчас мне скажете. - проверим, как вы записали словарные слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Обратите внимание на слайд. Проверьте. За каждое правильно записанное слово – 1 балл.
| -задание - записать словарные слова вставляя пропущенную букву. Выполняют задание: записать слова и вставить пропущенную букву. Выполняют взаимопроверку по слайду, выставляют баллы. | Развивать орфографическую зоркость. Умение работать с текстом, рисунками. Принимать и сохранять учебную задачу Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности | |
Первичная проверка понимания (5 мин) | |||
- Сейчас у нас будет работа в группе. Давайте повторим правила работы в группе: 1. Выбрать командира; 2. Выслушать мнение каждого; 3. Согласовать общее решение; 4. Не мешать другим группам.
Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. - выполнив задание, командир от каждой группы выходит к доске и записывает фамилию, которую образовали от словарного слова. - Давайте проверим по слайду, правильно ли вы выполнили задание.
Если вы справились с заданием, то поставьте себе 1 балл, а так же за работу в группе дополнительный 1 балл. - можете вернуться на свои места. - Давайте сделаем вывод: Как пишутся фамилии? | Проговаривают правила работы в группе. Объединяются в группы по рядам. Выполняют задание. 1 ряд: образуют фамилию от слова воробей; 2 ряд: образуют фамилию от слова ворона; 3 ряд образуют фамилию от слова заяц. Командир выходит к доске и записывает фамилию. 1 ряд: Воробьёв 2 ряд: Воронин или Воронов 3 ряд: Зайцев Группа проверяет себя по слайду, выставляет баллы. Возвращаются на свои места. - Фамилии пишутся с заглавной (большой) буквы. | Воспринимать другое мнение и позицию Формулировать собственное мнение Договариваться, приходить к общему решению Строить понятные для партнера высказывания Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности. На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы | |
Физминутка (1 мин) | |||
- Я буду читать словосочетания. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой. Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. | Выполняют упражнения, внимательно слушав слова, которые прозвучат. | Развивать орфографическую зоркость. | |
Обобщение знаний (7 мин) | |||
- В МИРЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. А встретили мы их возле памятника Отцов-основателей. Расскажите про этот памятник.
-Познакомьтесь с животными, которые нас встретили возле памятника.
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. Задание выполняем в парах. Для этого вспомним правила работы в парах. (Проверка по щелчку)
-За каждую правильно подобранную кличку животному – 1 балл. Итого вы могли заработать 4 балла. -Какой сделаем вывод по итогу задания (карточка на схему)
- Вернемся к вопросам, на которые мы должны были ответить в начале урока. - Какие слова называются именами собственными? - Как пишутся имена собственные? | Используя карточку № 1 с дополнительной информацией рассказывают об памятнике Отцов-основателей. 1 ряд: Скульптура состоит из трех бронзовых фигур. 2 ряд: Слева – боярский сын Петр Албычев, справа – стрелецкий сотник Черкас (или Василий) Рукин. 3 ряд:Их казачьи отряды основали Енисейский острог в 1619 году. Совместно с учителем вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание в парах, записывая в тетрадь. Самопроверка. Сверяются со слайдом. Выставляют баллы на полях. Делают вывод по итогу задания. - клички животных пишутся с большой буквы. За правильный ответ ставит 1 балл - Имена собственные это имена, отчества, фамилии, названия городов, улиц, клички животных. За правильный ответ ставит 1 балл - имена собственные пишутся с заглавной буквы. Ставит 1 балл за правильный ответ | Умение работать с текстом, рисунками. Принимать и сохранять учебную задачу. Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи. На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. Воспринимать другое мнение и позицию. Формулировать собственное мнение. Договариваться, приходить к общему решению. Строить понятные для партнера высказывания. Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей. Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности. Интерес к предметно-исследовательской деятельности. Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов. | |
Домашнее задание (2 мин) | |||
- домой я вам даю одну познавательную сказку. Я хочу что бы вы ее внимательно прочитали и запомнили.
| - записывают домашнее задание « прочитать и запомнить сказку-правило», вкладывают лист со сказкой в дневник. | | |
Рефлексия (подведение итогов занятия), (3 мин) | |||
- посчитайте свои баллы и поставьте себе оценку в дневник
| Подсчитываю баллы, заработанные на уроке. Выставляют оценку в дневник. | Понимание причин успеха в учебе. Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности. | |

(В мир заглавных букв)









