Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

0
0
Материал опубликован 18 November

Учитель: Яковлева Наталья Игоревна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Заглавная буква в именах собственных

Цель: формировать умения правописания заглавной буквы в именах собственных

Планируемые результаты

Предметные:

формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;

учить выделять в речи имена собственные и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании названий улиц, городов, фамилий, имен, отчеств людей своего края;

развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Принимать роль в учебном сотрудничестве

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

Воспринимать другое мнение и позицию

Формулировать собственное мнение

Договариваться, приходить к общему решению

Строить понятные для партнера высказывания

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Способность к оценке своей учебной деятельности.

проявлять положительное отношение к школе, одноклассникам. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

Понимание причин успеха в учебе

Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов.


Оборудование (средства обучения): учебник УМК «Школа России» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, карточки.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Формы работы: игровая работа, работа с текстом, работа с наглядным материалом (фотографии).

Обучающимся предлагалась : работа в парах и группах, самостоятельная работа.

Использованные технологии: технология способа диалектического обучения (СДО).

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап (3 мин)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Прежде чем начать давайте с вам запланируем ту оценку, которую вы бы хотели получить. Напишите на полях.

Заявка на оценку:

«5»- 9 и болеее

«4»- 6-8 баллов

«3» –3-5 баллов

За правильные ответы вы будете получать дополнительные баллы их вы тоже будите отмечать на полях таким образом: 1 б.


Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

Планируют оценку.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Способность к оценке своей учебной деятельности.


Актуализация знаний ( 4 мин)

- что вы проходили на прошлом уроке?

- я предлагаю вам повторить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- проверим с доской.

-Как вы считаете, какое слово будет лишним?


- одушевленные и неодушевленные имена существительные

- выполняют задание по карточкам. Соотносят слова с вопросами кто? Что?.

- по очереди выходят к доске и соотносят слова.

*Актуализируют знания с предыдущих уроков.

- Лишнее слово Енисейск, так как это единственное слово написанное с большой буквы.

Умение пользоваться терминами (одушевленное, неодушевленное)

развивать орфографическую зоркость;

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин)

- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие. (По какому городу-памятнику мы будем путешествовать?

t1763442206aa.png

Путешествие наше пройдет по спланированному маршруту, по историческим памятникам города Енисейска. Наш маршрут называется…(слайд ) t1763442206ab.png (В мир заглавных букв)

- Попробуем сформулировать тему нашего урока

- Ребята, мы сегодня должны узнать (карточка) – имена собственные; - правописание имен собственных.

- давайте уточним тему урока?

( кто правильно сформулирует тему урока можно поставить балл)




- мы будем путешествовать по городу Енисейск.










- (читают) В мир заглавных букв








- тема урока «Заглавная буква в словах»



- тема урока «Заглавная буква в именах собственных».

Принимать и сохранять учебную задачу.

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

Воспринимать другое мнение и позицию

Формулировать собственное мнение

Первичное усвоение новых знаний ( 15 мин)

А вот и первая остановка нашей экскурсии.

Дом купца Александра Макарова находится на улице Ленина в городе Енисейске.

t1763442206ac.jpg

Расскажите об этом человеке.

( тем, кто первый найдет информацию и озвучит ее - 1 балл)

- сейчас мы выполним задание в тетради, но перед тем как писать разомнем пальчики: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

- Прочитайте предложение

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Если вы правильно подчеркнули поставьте 1 балл

t1763442206ad.png


-какие слова написаны с большой буквы? карточка в схеме на доске

- А в какую группу можно объединить эти слова?

-найдите и прочитайте правило в учебнике на с 52. И ответьте в парах на мой вопрос. -Обратите внимание на правило работы в парах (слайд )

- и так, в какую группу можно объяединить эти слова?

карточка в схеме на доске






Ищут информацию в карточках № 1 с дополнительной информацией.

1 ряд: Александр Макаров - Он был единственным «колбасником» в городе

2 ряд: дом находится на Ленина, 110,

3 ряд: В настоящее время это детская библиотека

- выставляют баллы на полях.





Выполняют пальчиковую разминку








Дом купца Александра Макарова расположен на улице Ленина в городе Енисейске.

Записывают в тетрадь и подчеркивают заглавную букву в словах.




Самопроверка.

Выставление баллов на полях в тетради.








- Фамилии, имена, названия улиц, названия городов написаны с большой буквы.

Высказывают свои предположения.

В учебнике изучают правило. В парах отвечают на вопрос «В какую группу можно объединить слова?».

- Эти слова можно объединить в группу имена собственные.

За ответ и работу в парах ставят по 1 баллу.



Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов.

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения





Умение работать с текстом, рисунками.

Формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы








Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

Воспринимать другое мнение и позицию

Формулировать собственное мнение

Договариваться, приходить к общему решению

Строить понятные для партнера высказывания

Словарная работа (5 мин)

-Детская библиотека приготовила для вас задание. А какой, вы сейчас мне скажете. t1763442206ae.png


- проверим, как вы записали словарные слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Обратите внимание на слайд. Проверьте. За каждое правильно записанное слово – 1 балл.

t1763442206af.png


-задание - записать словарные слова вставляя пропущенную букву.


Выполняют задание: записать слова и вставить пропущенную букву.








Выполняют взаимопроверку по слайду, выставляют баллы.

Развивать орфографическую зоркость.

Умение работать с текстом, рисунками.

Принимать и сохранять учебную задачу

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности

Первичная проверка понимания (5 мин)

- Сейчас у нас будет работа в группе. Давайте повторим правила работы в группе:

1. Выбрать командира;

2. Выслушать мнение каждого;

3. Согласовать общее решение;

4. Не мешать другим группам.

Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. 

- выполнив задание, командир от каждой группы выходит к доске и записывает фамилию, которую образовали от словарного слова.

- Давайте проверим по слайду, правильно ли вы выполнили задание.

t1763442206ag.png

Если вы справились с заданием, то поставьте себе 1 балл, а так же за работу в группе дополнительный 1 балл.

- можете вернуться на свои места.

- Давайте сделаем вывод: Как пишутся фамилии?

Проговаривают правила работы в группе.





Объединяются в группы по рядам. Выполняют задание.

1 ряд: образуют фамилию от слова воробей;

2 ряд: образуют фамилию от слова ворона;

3 ряд образуют фамилию от слова заяц.

Командир выходит к доске и записывает фамилию.

1 ряд: Воробьёв

2 ряд: Воронин или Воронов

3 ряд: Зайцев


Группа проверяет себя по слайду, выставляет баллы.

Возвращаются на свои места.






- Фамилии пишутся с заглавной (большой) буквы.

Воспринимать другое мнение и позицию

Формулировать собственное мнение

Договариваться, приходить к общему решению

Строить понятные для партнера высказывания

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы

Физминутка (1 мин)

- Я буду читать словосочетания. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка.


Выполняют упражнения, внимательно слушав слова, которые прозвучат.

Развивать орфографическую зоркость.

Обобщение знаний (7 мин)

- В МИРЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. А встретили мы их возле памятника Отцов-основателей. Расскажите про этот памятник.

t1763442206ah.png

-Познакомьтесь с животными, которые нас встретили возле памятника. 

t1763442206ai.png

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. Задание выполняем в парах. Для этого вспомним правила работы в парах.

(Проверка по щелчку)

t1763442206aj.png

-За каждую правильно подобранную кличку животному – 1 балл. Итого вы могли заработать 4 балла.

-Какой сделаем вывод по итогу задания (карточка на схему)

t1763442206ak.png


- Вернемся к вопросам, на которые мы должны были ответить в начале урока.

- Какие слова называются именами собственными?

- Как пишутся имена собственные?

Используя карточку № 1 с дополнительной информацией рассказывают об памятнике Отцов-основателей.


1 ряд: Скульптура состоит из трех бронзовых фигур.

2 ряд: Слева – боярский сын Петр Албычев, справа – стрелецкий сотник Черкас (или Василий) Рукин.

3 ряд:Их казачьи отряды основали Енисейский острог в 1619 году.









Совместно с учителем вспоминают правила работы в парах.

Выполняют задание в парах, записывая в тетрадь.




Самопроверка. Сверяются со слайдом.









Выставляют баллы на полях.




Делают вывод по итогу задания.

- клички животных пишутся с большой буквы.

За правильный ответ ставит 1 балл







- Имена собственные это имена, отчества, фамилии, названия городов, улиц, клички животных.

За правильный ответ ставит 1 балл

- имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Ставит 1 балл за правильный ответ

Умение работать с текстом, рисунками.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.

Воспринимать другое мнение и позицию.

Формулировать собственное мнение.

Договариваться, приходить к общему решению.

Строить понятные для партнера высказывания.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Представление о красоте природы России и родного края на основе дополнительных материалов.

Домашнее задание (2 мин)

- домой я вам даю одну познавательную сказку. Я хочу что бы вы ее внимательно прочитали и запомнили.

t1763442206al.png

- записывают домашнее задание « прочитать и запомнить сказку-правило», вкладывают лист со сказкой в дневник.


Рефлексия (подведение итогов занятия), (3 мин)

- посчитайте свои баллы и поставьте себе оценку в дневник

t1763442206am.png

Подсчитываю баллы, заработанные на уроке. Выставляют оценку в дневник.

Понимание причин успеха в учебе.

Оценка одноклассников и самооценка на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации