Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных» во 2 классе
Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс.
Конспект урока русского языка во 2 коррекционном классе.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных - географических названиях на примере Ленинградской области».
Цель урока:
Образовательная: учить детей писать имена собственные, подбирая их в соответствии со смыслом нарицательных имен существительных.
Развивающая: развивать устную и письменную речь обучающих, развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
Воспитательная: прививать интерес к изучению своего языка, воспитывать любовь к Родине, прививать интерес к изучению своего края.
Задачи урока:
- Развивать устную и письменную речь обучающихся;
- Учить в речи выделят собственные имена существительные;
- Правильно составлять предложения и формулировать свои устные высказывания;
- Учить работать в парах и группах.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные: желание приобрести новые знания, освоение новых видов деятельности, формирование положительного отношения к обучению, развитие познавательной деятельности, участие в творческом и созидательном процессе, осознание себя, как представителя носителя русского языка.
Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты деятельности на уроке.
Познавательные: умение слушать и читать, извлекая нужную для урока информацию. Применять полученную информацию. Делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, слушать, задавать и отвечать на вопросы, строить высказывания, осуществлять совместную деятельность, соблюдать правила речевого поведения.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Тренинг – настрой:
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном (ответы детей) А хотите узнать еще что – то новое?
- Прочитайте «про себя» тему урока, приготовьтесь прочитать ее вслух.
-Какие слова в названии темы вам понятны?
-Попробуйте подобрать к слову «заглавная» синоним.
-Что вы уже знаете об именах собственных?
- С какими группами имен собственных вы уже познакомились? (Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия художественных произведений)
- Есть ли незнакомые слова в названии темы?
Сегодня мы познакомимся с еще одной группой имен собственных, продолжим учиться писать грамотно имена собственные.
Минутка чистописания.
а). Откройте пожалуйста ваши тетради, пропишите слова, которые написаны. На какие правила вам попались орфограммы в словах.
б). Запись слов по памяти.
- Сейчас потренируем вашу слуховую память. Я прочитаю несколько слов, а вы запишите слова в столбик по памяти, в любой последовательности: фамилия, учитель, девочка, щенок, мальчик, кот.
в) Самоконтроль: слова представляются на доске для проверки.
- Поднимите руку, кто записал по памяти 3 слова – хорошо, 4 слова – молодцы, 5 слов - замечательно, 6 слов – превосходно.
г). Проверьте пожалуйста слова, за каждое правильно написанное слово поставьте на полях «+»
4. Изучение нового материала.
1). Еще раз хором читаем слова на доске. Что мы можем о них сказать.
- К именам нарицательным давайте подберем имена собственные и запишем в тетрадь.
На доске слова помощники (имена собственные: И(и)ванова, И(и)рина И(и)вановна, Л(л)ена, Б(б)им, Н(н)иколай, М(м)урзик).
- А теперь с одним именем собственным составьте предложение. Устно предлагаем варианты. Запишите предложение.
2). Проверка.
-Какие собственные имена вы подобрали к каждому нарицательному существительному?
- Как написали все имена существительные во втором столбике? Почему? (Правило).
Какие предложения вы составили? Прочитайте. Вы хорошо потрудились, молодцы!
3). А теперь мы делимся на 2 группы. Работа в группах на карточках. Проверка работы у доски, 1 представитель от группы.
Карточка 1.
Прочитать слова. Подумайте, как можно слова распределить в 2 группы.
Приготовьтесь объяснить, почему получились именно такие 2 группы: город, Дарья, снегирь, Колокольчиков, море, Жучка.
Карточка 2.
Прочитайте предложение. Найдите в нем все имена существительные, подумайте в какие 2 столбика их можно разделить.
«В 1703 году в устье реки Невы по приказу Петра 1 началось строительство Петербурга».
Какую роль сыграл Петр 1 в истории нашего края?
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5.Продолжение работы по изучению нового материала. Ребята, сегодня к нам в гости пришел веселый глобус, а почему вы ответите мне в конце урока.
Прослушивание и чтение слов гимна молодежи Ленинградской области.
Здравствуй, молодёжь!
Балтийский берег, шум ветров,
Дыханье сел и городов,
В какой бы край я не уехал.
Где есть подруги и друзья,
Я знаю, Родина моя, –
Ты территория успеха.
Сегодня мы идем вперёд,
Нас область за собой зовет,
И жить нам стало интересней.
Пусть каждый город, каждый дом,
В котором мы с тобой живем,
Мотив запомнит этой песни!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
ВЫБОРГ КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВО ВМЕСТЕ!
МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ.
Озёра, реки и леса,
Услышат наши голоса,
Вблизи от северной Пальмиры.
За годом пусть проходит год,
Но это песня в нас живёт -
Её споют для вас кумиры.
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ
ВОЛХОВ КАК ЖИВЕШЬ?
СЛАНЦЫ, ГАТЧИНА МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ,
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
ТОСНО КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВА ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
Вечно в сердце родная земля,
Ленинградская область моя!
Вместе с ней мы не пропадём.
Наша Родина – это наш дом!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
КИРОВСК КАК ЖИВЕШЬ?
СЛАНЦЫ, ГАТЧИНА МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ.
ЗДРАВСТВУЙ МОЛОДЕЖЬ!
ВЫБОРГ КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВА ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
Вечно в сердце родная земля,
Ленинградская область моя!
Вместе с ней мы не пропадём!
Наша Родина – это наш дом!
- А что значит «родная земля», «Малая Родина»?
- Какие города Ленинградской области вы услышали в песне?
( ЖУРОВА Светлана Сергеевна – заслуженный мастер спорта России, пятикратная чемпионка России, чемпионка мира и олимпийская чемпионка по спринторскому многоборью - коньки. ИВАН КРАСКО – известный актер, ДМИТРИЙ МАЛЫШКО – известный заслуженный спортсмен – биатлонист, мастер спорта. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович – советский писатель, драматург, сценарист, и переводчик) (Показать фото)
5. Фронтальная работа.
- А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
- С какой буквы вы бы написали это слово? Почему? Ваши знания помогли вам разгадать первый секрет этого слова.
- Произнесем это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук [с].) Ваша наблюдательность помогла вам открыть второй секрет этого слова.
- Как этот звук следует обозначить на письме? (Две буквы «с».)
- Произнесем хором по слогам. Запишите. Обозначьте орфограммы.
- Россия - наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место, где мы родились, где прошло наше детство.
- А как называются населенные пункты, в которых вы проживаете? А какие реки у вас протекают?
- Ребята, что сегодня мы учились писать? Почему мы пишем названия городов с заглавной буквы?
- Почти в каждом населенном пункте есть улицы со своими названиями. На каких улицах вы живете?
- На какую улицу вы приходите каждый день, кроме субботы и воскресенья, чтобы встретиться с друзьями, учителями и узнать что – то новое?
- Произносим хором «Набережная»
- Как вы думаете, почему улица получила такое название?
- Давайте запишем в тетрадь адрес нашей любимой школы.
6. Закрепление изученного:
Самостоятельная работа (на карточках)
- Для закрепления навыка написания собственных имен существительных предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках.
Карточка 1. Вписать недостающую букву в имена собственные
- Названия государст: _оссия, _итай, _ранция.
- Названия городов: _осква, _атчина, _олхов.
- Названия рек: _олга, _ева, _ять.
- Названия планет: _емля, _арс, _енера.
С какой буквы вы написали слова? Почему?
Карточка 2. Прочитайте, придумайте имена, названия речке, деревне, клички животным.
Сестра__________________ и брат __________________ живут в деревне _______________________________. Их маму зовут _____________________, а папу зовут ___________________. Рядом с домом протекает речка _____________________________.С ними живут собака____________________ и кот ____________________.
Проверка работ учащихся.
- Прочитайте рассказ, который у вас получился. С какой буквы написали все недостающие слова в рассказе? Почему? (Повторение всех правил.)
- Может быть вы назовете известных людей, кто прославил нашу Ленинградскую область? (ответы детей).
- Какие названия мы писали с заглавной буквы? (Страны, города, улицы, реки, озера, названия деревень и планет.)
- Подумайте пожалуйста, где можно встретить все эти названия? Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Географические названия)
- Какими именами существительными будут географические названия? (Именами собственными)
- Как их следует писать (с заглавной буквы)
- Давайте проверим по учебнику (читаем правило), что относится к географическим названиям?
Карточка 3. Работа в парах. Составьте предложения, расставьте предложения по порядку.
Село наше на Ояти стоит берегу.
Алеховщины у прошлое интересное.
живу в я Алеховщина селе.
7. Итог урока.
- Сегодня вы узнали много нового. Выполнение домашнего задания не должно вызвать затруднений.
- Домашнее задание: Расскажите о своей семье, используя собственные имена существительные и географические названия.
8. Рефлексия. К сожалению, наш урок подошел к концу. Ребята, почему сегодня к нам на урок приходил веселый глобус? (изучали, как пишутся географические названия).
Какую форму имеет наш веселый глобус? Перед вами 3 кружочка разного цвета
- А какие цвета на глобусе? Конечно, это синий – вода, зеленый – суша, белый - льды. Если вам было на уроке интересно и вы легко справились с заданиями, поднимите вверх синий кружок. Если было трудно, но вы справились, то поднимите зеленый кружок, ну а если вам на уроке было не интересно и скучно, поднимите белый кружок.
Спасибо за урок.