12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кабанова Людмила Владимировна19
3

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс. Конспект урока русского языка во 2 коррекционном классе.

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс.

Конспект урока русского языка во 2 коррекционном классе.


Тема: «Заглавная буква в именах собственных - географических названиях на примере Ленинградской области».

Цель урока:

Образовательная: учить детей писать имена собственные, подбирая их в соответствии со смыслом нарицательных имен существительных.

Развивающая: развивать устную и письменную речь обучающих, развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас, расширять кругозор.

Воспитательная: прививать интерес к изучению своего языка, воспитывать любовь к Родине, прививать интерес к изучению своего края.


Задачи урока:

- Развивать устную и письменную речь обучающихся;

- Учить в речи выделят собственные имена существительные;

- Правильно составлять предложения и формулировать свои устные высказывания;

- Учить работать в парах и группах.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные: желание приобрести новые знания, освоение новых видов деятельности, формирование положительного отношения к обучению, развитие познавательной деятельности, участие в творческом и созидательном процессе, осознание себя, как представителя носителя русского языка.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты деятельности на уроке.

Познавательные: умение слушать и читать, извлекая нужную для урока информацию. Применять полученную информацию. Делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, слушать, задавать и отвечать на вопросы, строить высказывания, осуществлять совместную деятельность, соблюдать правила речевого поведения.


Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Тренинг – настрой:

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном (ответы детей) А хотите узнать еще что – то новое?

- Прочитайте «про себя» тему урока, приготовьтесь прочитать ее вслух.

-Какие слова в названии темы вам понятны?

-Попробуйте подобрать к слову «заглавная» синоним.

-Что вы уже знаете об именах собственных?

- С какими группами имен собственных вы уже познакомились? (Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия художественных произведений)

- Есть ли незнакомые слова в названии темы?

Сегодня мы познакомимся с еще одной группой имен собственных, продолжим учиться писать грамотно имена собственные.

Минутка чистописания.

а). Откройте пожалуйста ваши тетради, пропишите слова, которые написаны. На какие правила вам попались орфограммы в словах.

б). Запись слов по памяти.

- Сейчас потренируем вашу слуховую память. Я прочитаю несколько слов, а вы запишите слова в столбик по памяти, в любой последовательности: фамилия, учитель, девочка, щенок, мальчик, кот.

в) Самоконтроль: слова представляются на доске для проверки.

- Поднимите руку, кто записал по памяти 3 слова – хорошо, 4 слова – молодцы, 5 слов - замечательно, 6 слов – превосходно.

г). Проверьте пожалуйста слова, за каждое правильно написанное слово поставьте на полях «+»

4. Изучение нового материала.

1). Еще раз хором читаем слова на доске. Что мы можем о них сказать.

- К именам нарицательным давайте подберем имена собственные и запишем в тетрадь.

На доске слова помощники (имена собственные: И(и)ванова, И(и)рина И(и)вановна, Л(л)ена, Б(б)им, Н(н)иколай, М(м)урзик).

- А теперь с одним именем собственным составьте предложение. Устно предлагаем варианты. Запишите предложение.

2). Проверка.

-Какие собственные имена вы подобрали к каждому нарицательному существительному?

- Как написали все имена существительные во втором столбике? Почему? (Правило).

Какие предложения вы составили? Прочитайте. Вы хорошо потрудились, молодцы!

3). А теперь мы делимся на 2 группы. Работа в группах на карточках. Проверка работы у доски, 1 представитель от группы.

Карточка 1.

Прочитать слова. Подумайте, как можно слова распределить в 2 группы.

Приготовьтесь объяснить, почему получились именно такие 2 группы: город, Дарья, снегирь, Колокольчиков, море, Жучка.

Карточка 2.

Прочитайте предложение. Найдите в нем все имена существительные, подумайте в какие 2 столбика их можно разделить.

«В 1703 году в устье реки Невы по приказу Петра 1 началось строительство Петербурга».

Какую роль сыграл Петр 1 в истории нашего края?


Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в сторону развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5.Продолжение работы по изучению нового материала. Ребята, сегодня к нам в гости пришел веселый глобус, а почему вы ответите мне в конце урока.

t1680987959aa.jpg


Прослушивание и чтение слов гимна молодежи Ленинградской области.

Здравствуй, молодёжь!

Балтийский берег, шум ветров,
Дыханье сел и городов,
В какой бы край я не уехал.
Где есть подруги и друзья,
Я знаю, Родина моя, –
Ты территория успеха.

Сегодня мы идем вперёд,
Нас область за собой зовет,
И жить нам стало интересней.
Пусть каждый город, каждый дом,
В котором мы с тобой живем,
Мотив запомнит этой песни!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
ВЫБОРГ КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВО ВМЕСТЕ!
МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ.
Озёра, реки и леса,
Услышат наши голоса,
Вблизи от северной Пальмиры.
За годом пусть проходит год,
Но это песня в нас живёт -
Её споют для вас кумиры.
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ
ВОЛХОВ КАК ЖИВЕШЬ?
СЛАНЦЫ, ГАТЧИНА МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ,
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
ТОСНО КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВА ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
Вечно в сердце родная земля,
Ленинградская область моя!
Вместе с ней мы не пропадём.
Наша Родина – это наш дом!
ЗДРАВСТВУЙ, МОЛОДЕЖЬ!
КИРОВСК КАК ЖИВЕШЬ?
СЛАНЦЫ, ГАТЧИНА МЫ ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ.
ЗДРАВСТВУЙ МОЛОДЕЖЬ!
ВЫБОРГ КАК ЖИВЕШЬ?
ЛУГА, ТИХВИН СНОВА ВМЕСТЕ!
МЫ ОДНА СЕМЬЯ!
ЗДЕСЬ ЖИВЕМ НЕ ЗРЯ!
В ЭТОМ САМОМ ЛУЧШЕМ МЕСТЕ!
Вечно в сердце родная земля,
Ленинградская область моя!
Вместе с ней мы не пропадём!
Наша Родина – это наш дом!

- А что значит «родная земля», «Малая Родина»?

t1680987959ab.jpg

- Какие города Ленинградской области вы услышали в песне?

( ЖУРОВА Светлана Сергеевна – заслуженный мастер спорта России, пятикратная чемпионка России, чемпионка мира и олимпийская чемпионка по спринторскому многоборью - коньки. ИВАН КРАСКО – известный актер, ДМИТРИЙ МАЛЫШКО – известный заслуженный спортсмен – биатлонист, мастер спорта. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович – советский писатель, драматург, сценарист, и переводчик) (Показать фото)

5. Фронтальная работа.

- А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

- С какой буквы вы бы написали это слово? Почему? Ваши знания помогли вам разгадать первый секрет этого слова.

- Произнесем это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук [с].) Ваша наблюдательность помогла вам открыть второй секрет этого слова.

- Как этот звук следует обозначить на письме? (Две буквы «с».)

- Произнесем хором по слогам. Запишите. Обозначьте орфограммы.

- Россия - наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место, где мы родились, где прошло наше детство.

- А как называются населенные пункты, в которых вы проживаете? А какие реки у вас протекают?

- Ребята, что сегодня мы учились писать? Почему мы пишем названия городов с заглавной буквы?

- Почти в каждом населенном пункте есть улицы со своими названиями. На каких улицах вы живете?

- На какую улицу вы приходите каждый день, кроме субботы и воскресенья, чтобы встретиться с друзьями, учителями и узнать что – то новое?

- Произносим хором «Набережная»

- Как вы думаете, почему улица получила такое название?

- Давайте запишем в тетрадь адрес нашей любимой школы.

6. Закрепление изученного:

Самостоятельная работа (на карточках)

- Для закрепления навыка написания собственных имен существительных предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках.

Карточка 1. Вписать недостающую букву в имена собственные

- Названия государст: _оссия, _итай, _ранция.

- Названия городов: _осква, _атчина, _олхов.

- Названия рек: _олга, _ева, _ять.

- Названия планет: _емля, _арс, _енера.

С какой буквы вы написали слова? Почему?

Карточка 2. Прочитайте, придумайте имена, названия речке, деревне, клички животным.

Сестра__________________ и брат __________________ живут в деревне _______________________________. Их маму зовут _____________________, а папу зовут ___________________. Рядом с домом протекает речка _____________________________.С ними живут собака____________________ и кот ____________________.


Проверка работ учащихся.

- Прочитайте рассказ, который у вас получился. С какой буквы написали все недостающие слова в рассказе? Почему? (Повторение всех правил.)

- Может быть вы назовете известных людей, кто прославил нашу Ленинградскую область? (ответы детей).

- Какие названия мы писали с заглавной буквы? (Страны, города, улицы, реки, озера, названия деревень и планет.)

- Подумайте пожалуйста, где можно встретить все эти названия? Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Географические названия)

- Какими именами существительными будут географические названия? (Именами собственными)

- Как их следует писать (с заглавной буквы)

- Давайте проверим по учебнику (читаем правило), что относится к географическим названиям?

Карточка 3. Работа в парах. Составьте предложения, расставьте предложения по порядку.

Село наше на Ояти стоит берегу.

Алеховщины у прошлое интересное.

живу в я Алеховщина селе.

7. Итог урока.

- Сегодня вы узнали много нового. Выполнение домашнего задания не должно вызвать затруднений.

- Домашнее задание: Расскажите о своей семье, используя собственные имена существительные и географические названия.

8. Рефлексия. К сожалению, наш урок подошел к концу. Ребята, почему сегодня к нам на урок приходил веселый глобус? (изучали, как пишутся географические названия).

Какую форму имеет наш веселый глобус? Перед вами 3 кружочка разного цвета

- А какие цвета на глобусе? Конечно, это синий – вода, зеленый – суша, белый - льды. Если вам было на уроке интересно и вы легко справились с заданиями, поднимите вверх синий кружок. Если было трудно, но вы справились, то поднимите зеленый кружок, ну а если вам на уроке было не интересно и скучно, поднимите белый кружок.

Спасибо за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.