Урок русского языка «Закрепление знаний о мягком знаке» (1 класс)
Разработка урока русского языка в 1 классе
Тема урока: «Закрепление знаний о мягком знаке» 1 класс
Цель урока:
уточнить и конкретизировать знания учащихся о правописании слов с Ь знаком;
развивать умения сопоставлять произношение и написание слова, развивать устную речь,
развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Ход урока:
Орг. момент – Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. - Ответьте мне на несколько вопросов и попробуйте догадаться, какая у нас сегодня тема урока.
- На какие две большие группы делятся звуки? (гласные, согласные)
- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие – глухие, мягкие – твердые)
- Назовите согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости (ж, ш, ц)
- Назовите согласные звуки, которые н имеют пары по твердости (ч, щ, й)
-Какие буквы остались без нашего внимания? Одна из них будет сегодня героем нашего урока? Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать?
-конечно, это буква Ь знак!
- Какую работу может выполнять Ь знак в словах? (Смягчать согласный и разделять согласный от гласного)
Чистописание. Упражнение для пальчиков. Ьььььь ль нь ье ья вь ьм - Я читаю вам группу слов, а вы из первых букв этих слов составляете и записываете новое слово. Записываем в столбик.
- Урок, гол, обруч, лук, герой нашего урока –уголь
- море, енот, лужа, ь - мель
-порт, луг, астра, торт, герой нашего урока, ель – платье
-кот, окна, нора, герой нашего урока – конь
- Какое слово можно назвать лишним? Почему?
- Если не написать Ь изменится ли лексическое значение слов?
- Определим количество букв и звуков в этих словах.
3. С любым из слов составьте предложение. (Дети составляют предложение). А мы запишем с вами вот такое предложение:
По платью встречают, по уму провожают.
- Как вы понимаете значение этой пословицы? Выделить все знакомые орфограммы.
4. Какие ещё качества человека ценят окружающие нас люди? (честность, доброта, отзывчивость, …)
- Найдем ещё хорошие качества человека в упр.9 на с.90
- Выполнение задания и проверка. 5. Физминутка Если услышите слово с ь в середине – потяните руки в стороны, если в конце – потянитесь вверх. (СТЕПЬ, ПАЛЬТО, МЕТЕЛЬ, ПЕНЬКИ, РЕДЬКА, ДОЖДЬ, ДЕНЬКИ, КОНЬ, КОНЬКИ )
А кто из вас был внимательным в начале урока: - какие слова были для слова МЕЛЬ (море, енот, лужа, ь)?
6. Игра «Самый внимательный» Надо записать слова в два столбика. Первый, где мягкий знак смягчает, а второй – разделяет.
- Мать, отец, дети (Семья),
- Сообщение, отправленное в конверте (письмо),
- Подруга Слонёнка, Попугая и Удава (обезьянка),
- Любимая отметка всех учеников (пять),
- Снежная буря (вьюга),
- Второй месяц весны (апрель).
(Взаимопроверка в парах.)
- Подчеркните гласные, которые отделил ь знак от согласных.
- Как перенести слова с мягким знаком?
-Запишем предложение с одним из этих слов.
Дружная семья не знает печали.
-Подчеркните главные члены предложения и знакомые орфограммы.
7. Итог урока.
- О каких ролях Ь знака мы сегодня вспомнили?
- Какое задание для вас было самым трудным?
- Что вы для себя уточнили о написании слов с Ь знаке?
Спасибо за урок!