12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еремеева Инна Владимировна847
Россия, Самарская обл., Отрадный

Автор: Еремеева Инна Владимировна учитель начальных классов.

Адрес: Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс: 4

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цель: Закреплять знания о разделительном мягком знаке.

Задачи:

Закреплять умения распознавать разделительный мягкий знак в словах, дифференцировать слова с разделительным мягким знаком от слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных.

Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание.

Воспитывать доброту, готовность прийти на помощь.

Оборудование: презентация к уроку, ПК, экран, картинный словарь, дифференцированные карточки к игре «Соедини слова» (с учетом индивидуальных особенностей детей).

Учебник: А.К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова «Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2013 г.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, встали красиво, выпрямили спинки:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Дети хором:

Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

- Ребята, а вы любите сказки?

Слайд 2

- Тогда послушайте одну сказочную историю…

В одном волшебном лесу стояла маленькая избушка, и жили в ней пять трудолюбивых и дружных братьев-гномов.

Слайд 3

Но лес-то был волшебный, в нем жили не только гномы, но и другие сказочные существа, и весьма, не такие добрые и мирные, как братья-гномы. Однажды, когда ничто не предвещало неприятности, злая ведьма принялась за колдовство…

Слайд 4

В лесу небо заволокли темные тучи, засверкала молния и, откуда ни возьмись, налетел сильный ветер, поднялся вихрь, да такой волшебный вихрь налетел на гномиков, которые мирно отдыхали на полянке.

Слайд 5

Успела от ветра укрыться только самый маленький из братьев, а тем временем, волшебный вихрь поднялся в космос и разбросал гномиков по разным сказочным планетам в галактике Разделительного мягкого знака.

Слайд 6

- Ребята, а вы всегда приходите нуждающимся на помощь?

- Поможем гномам вернуться в родной лес?

- Приглашаю вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в галактику. Это волшебная галактика Разделительного мягкого знака.

- Если вы сумеете найти всех гномов, то и научитесь безошибочно определять наличие разделительного мягкого знака в речи. Во время путешествия вы будете продолжать учиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Пальчиковая гимнастика.

Слайд 7

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Слайд 8

Запись числа

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Запишем красиво в тетрадях число, день недели, классная работа.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

III. Чистописание

Слайд 9

- Путешествовать будем вот на этой ракете.

Чтобы ракета взлетела, мы должны заправить ее топливом. А топливо волшебное, состоит из этой буквы (Буква мягкой знак)

- Для этого надо красиво записать букву мягкий знак, которая нам понадобится во время путешествия.

Учитель показывает на доске:

- Начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

Слайд 10

Дети пишут ь

- Итак, мы отправимся в путешествие в галактику Разделительного мягкого знака. Что показывает разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно.)

- Приведите примеры.

- Перед какими гласными пишут разделительный мягкий знак? (схема с пальчиками на доске)

Слайд 11

- Запишем соединение мягкого знака с этими буквами: ье, ьё, ьи, ью, ья

Слайд 12

- Итак, потливом ракета заправлена. Сядьте удобно, закройте глаза и представьте, как мы летим по грамматическому пространству.

Слайд 13

- И вот ракета приземляется на Планету Слов.

Слайд 14

- Жители этой планеты не отпустят гномика, пока мы не ответим на их загадки.

IV. Словарная работа

- Ребята, запишите отгадки (письмо с комментированием):

Картинный словарь

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.

(портфель)

Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную... ( морковь)

Речку заковал мороз,
Поработал он всерьёз!
 
Я помчался вдоль реки,
Режут лёд мои ...
(коньки)

По гостям на угощенье
Ходят люди в ...
 (воскресенье)

Портфель, морковь, коньки, воскресенье.

Самопроверка.

- Ребята, подчеркните разделительный мягкий знак в слове.

- В каком слове вы его подчеркнули?

- Почему не подчеркнули в других словах?

- Ребятки, выполнили мы задание жителей Планеты Слов, они отпускают гномика.

V. Обобщение знаний.

Слайд 15

Физминутка

Работа с учебником.

Слайд 16

- А сейчас летим на планету Книжная. Жители этой планеты просят вас выполнить упражнение № 18 на странице 137 из учебника. Выполняя это задание, мы будем тренироваться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, показывающий мягкость согласного.

Разбор задания учебника.

Запись детьми упражнения в тетрадь.

Береги своё здоровье. Борись с пылью и грязью. Чаще чисти платье и обувь. Помни: чистота – половина здоровья.

Игра на внимание «Не ошибись»

Слайд 17

- Вы хорошо справились с заданием. Летим дальше. Перед нами планета Веселых человечков, они нас приглашают поиграть в игру "Не ошибись". Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Стулья, листья, конь, варенье, пальто, жилье, вьюга, коньки, соль.

- Ой, какие мы молодцы! Осталось нам выручить ещё одного гномика.

Слайд 18

- Итак, прибываем на последнюю планету Соединения.

Мед – ведь, паль-то, бра-тья, пла-тье, порт-фель.

- Какие слова у вас получились?

- Запишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак.

Братья, платье.

Проверка.

Слайд 19

- Какие вы молодцы, ребята! Вы очень дружелюбные и добрые, ведь вы помогли носикам снова соединиться в одну семью! Гномики вас не забудут, они приду к вам в гости в сказочных книгах и мультфильмах.

Слайд 20

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Чему вы научились?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Что он показывает?

( Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются).

- Какие задания выполняли?

- Оцени свою работу на уроке?

- Смог бы ты работать лучше?

- Что тебе мешало?

VIII. Домашнее задание

- Вы сегодня хорошо работали, поэтому, д/з нет.

Опубликовано


Комментарии (1)

Васильева Татьяна, 12.03.17 в 17:27 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.