Урок русского языка в 8 классе на тему «Закрепление знаний о глаголе»
Тема урока: Закрепление знаний о глаголе.
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи:
Образовательные:
-
Закрепить знания учащихся о глаголе.
Развивать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.
Коррекционно-развивающие:
-
-
Развивать и обогащать устную и письменную речь.
Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
Коррекция слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти, внимания.
Корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
-
Воспитательные:
Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Способствовать овладению необходимыми навыками: самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Оборудование: Презентация ( слайдов), карточки для индивидуальной работы, учебник «Русский язык» 8 класс специального (коррекционного)образовательного учреждения 8вида, Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская.М.Просвещение2006г.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок. (Слайд 1)
-Добрый день. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
-Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.
Итак, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Проверка домашнего задания.
Выборочная проверка домашнего задания. (Слайд 2)
c.194 упр.279.
Задание: списать, вставить пропущенные гласные в безударные личные окончания глаголов, определить спряжение глаголов. (Слайд3-4)
Живет Балда в поповском доме,
Спит себе на соломе,
До светла все у него пляш..ет,
Лошадь запряжет, полосу вспаш..ет,
Печь затоп..ит, все заготов..ит, закуп..ит,
Яичко и печет, да сам и облуп..ит
-Назовите глаголы и объясните правописание.
- Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о Попе и его работнике Балде»). (Слайд 5)
- Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)
-Молодцы! Все хорошо справились с домашним заданием.
III.Сообщение темы и целей урока.
Прослушайте стихотворение и скажите, над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке. (Слайд 6)
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить...(глаголы). (Слайд 7)
-О какой части речи говорится в стихотворении? (О глаголе)
-Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?
(ответы уч-ся, слайд )
-Тема нашего урока «Закрепление знаний о глаголе».(Слайд 8)
-У меня на эту тему есть пословица.
«Учения мать- повторение.» Слайд 9)
-Посмотрите внимательно, кто прочитает?
-А правильно ли записана пословица? Как правильно? (Повторение - мать учения.) Слайд (10)
-Объясните смысл пословицы? (Повторение ранее выученного — лучший учитель, самый хороший способ что-либо запомнить).
-Значит, какова цель нашего урока? (Повторить и обобщить всё, что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках)
-Сегодня на уроке мы повторим и закрепим все, что изучили о глаголе. Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.
IV.Актуализация знаний.
-Что такое глагол? Слайд (10)
-Для чего нужны в речи глаголы? (Глаголы делают речь ясной и понятной).
- Чем является глаголы в предложении? (Сказуемым).
-Как изменяются глаголы? (По временам, лицам ,числам и по родам в прошедшем времени).
-Какие времена глаголов мы знаем? (Настоящее время, прошедшее время, будущее время).
-Какая часть речи помогает нам определить лицо глагола? (Местоимение)
-Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? (Настоящего и будущего времени)
-Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение).(Слайд 11)
- Какие спряжения глаголов вы знаете? ( I,II спр.).
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения? ( I спр. Глаголы с личными окончаниями _ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют)
- Какие окончания имеют глаголы II спряжения? (II спр.- -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят))
-А для чего нам нужны знания по русскому языку?( Чтобы правильно писать, говорить, чтобы нас понимали другие люди).
- Молодцы!
-Вы неплохо усвоили полученные знания на предыдущих уроках, а значит и сегодня, вы не будете испытывать больших трудностей.
V. Основная часть.
1.Работа в тетрадях.
-Запишем сегодняшнее число.
(Запись числа, проговариваем время года, называем весенние месяцы, какой по счету весенний месяц март и т.д).
2.Минутка чистописания.
-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать сочетания букв:
(Слайд 12)
ат ит ет ете ите им ем ут ют ят ешь ишь
-Запишите сочетания букв в одну строку каллиграфически правильно.
-Оцените свою работу смайликом на полях.
-Красиво ли написали.
-Ребята, вы на строчку посмотрите-
Что заметили - скажите?
-Посмотрите внимательно на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают?) (Личные окончания глаголов).
-Разделите эти сочетания на группы. (Оконч.гл. 1 и 2 спр.) ( Слайд 13).
4.Словарная работа.
-Повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.(Слайд 14)
«Оживи слова».
- Ребята, на мониторе записаны слова, в словах пропущены все гласные буквы, восстановите слова. Запишите слова в столбик. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Пцнт, скртрь , шв, ксквтр, пршт. (Пациент, секретарь, швея, экскаватор,парашют.)
Проверка (самопроверка по записи на слайде) . (Слайд 15)
- Оцените свою работу.
5.Обобщение и систематизация знаний.
А).Образовать глаголы, указать спряжение.
-Подберите действия, которые выполняет каждый из этих предметов, определите спряжение.
-Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение).
-Как пишем ударные окончания глаголов? (Так как слышим)
-Как пишем безударные окончания глаголов? (Безударные окончания глаголов проверяем).
-Как проверить безударные личные окончания глаголов? (Ставим глагол в неопр.ф. Если глагол оканчивается на –ить – это 2 спр.пишу И, все остальные глаголы1 спр., пишу Е). (Слайд 16)
(Работа у доски по цепочке.)
Пациент – болеет(1спр.), секретарь – печатает(1спр.), швея – шьёт(1спр.),
экскаватор – роет(1спр.), парашют – летит(2спр.).
(Запись на доске , объясняют, какого спряжения глагол, доказывают правильность написания ударных и безударных личных окончаний глаголов.)
-В каком времени мы записали глаголы? (Наст.вр.)
Б). Составь пословицу:
–Чтобы выполнить следующее задание нам необходимо вспомнить, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно)
- Ребята, вспомните пословицы, в которых есть частица НЕ ? (Ответы детей.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежащий камень вода не течёт. Слово не воробей - вылетит - не поймаешь.)
Упражнение «Собери пословицы». (Слайд 17)
– К началу пословицы, найти концовку
Без труда не вытащишь не дружит.
С ложью правда не делает.
Кто не работает, и рыбку из пруда.
Лень добра тот не ест.
Устно дети зачитывают пословицы по цепочке. (Слайд 18).
Работа над смыслом одной из пословиц.
-Объясните смысл первой пословицы. (Чтобы получить результат нужно приложить усилия).
-Перечислите глаголы, которые встречаются в данных пословицах (ответы с места цепочкой).
-Запишите одну из понравившихся пословиц? Подчеркните глагол.
1 уч. у доски. (Или самостоятельно Проверка у 2 учеников.)
-Как написали частицу не с глаголом?
6.Физминутка (Слайд 19).
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
-Какие глаголы я называла?
-Повторите те, что запомнили.
VI.Закрепление.
1.Работа по карточкам.
Работа в парах (сильный и слабый). (Слайд 20).
-А сейчас вспомните, как изменяются глаголы?(Врем, лицам, числам, родам в пр.врем).
-Посоветуйте в парах и запишите глаголы в указанных грамматических категориях.
Темнеть - ………темнеет……(н.в., 3л., ед.ч.),
приходить - …приходила…… (п.в., ед.ч.,ж.р.),
беседовать - …беседуете…… (н.в., 2л.,мн.ч.),
встречать - ……встречали… (п.в., мн.ч.),
петь - ……пою……….. (н.в., 1л., ед.ч.),
позвонить-…..позвонят…(б.в.,3л.,мн.ч)
-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
Проверка по цепочке.(Слайд 21)
2.Творческий диктант
-Мы живем в мире звуков. Они сопровождают человека с самого рождения и до смерти. Звуки окружают нас повсюду. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много и они такие разные. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли стучат по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?
-Какие звуки мы слышим в лесу?
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.
Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
-Сейчас мы будем выполнять задание, в котором будем использовать глаголы, обозначающие звуки и, конечно, будем работать над правописанием окончаний глаголов.
Читаю текст. (Слайд 22)
-Прочитайте текст на карточках и вставьте в него глаголы, которые наполняют звуками этот текст.
Текст на слайде.
Нас всюду окружают звуки. Утром звенит будильник, скрипит дверь. На улице шумит транспорт.
В морозный день хрустит снег под ногами. В осенний день дождь стучит по стеклу, а на улице вода хлюпает под ногами.
А сколько звуков в лесу! Шаловливо журчит ручей, шелестит листва. В камышах крякает утка. В вышине звенят голоса птиц. В зарослях черемухи жужжит шмель. А у вас гулко бьётся сердце от радости общения с природой.
(Дети самостоятельно на карточках вставляют пропущенные глаголы, определяют спряжение.)
Проверка. (Слайд 23). На слайде при проверке в тексте появляются глаголы и выделяются окончания.
- Назовите глаголы 1-го спряжения, 2-го спряжения.
-В каком из предложений нашего текста выражена главная мысль? (Нас всюду окружают звуки.)
-Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните главные члены предложения. (1уч. у доски).
3.Игра «Я грамотей»
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
-Я объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
4.Домашнее задание.
-Чтобы закрепить наши знания о правописании глаголов на самоподготовке вы выполните задание на с.197 упр.283. (Слайд 24).
-Давайте вместе посмотрим, как будем его выполнять.(Разбор д/з).
-Всё ли ясно?
-Запишите в дневник домашнее задание.
VII. Итог урока.
-В течении урока мы проделали с вами огромную работу.
-Над какой частью речи работали на уроке?
Что такое глагол?
-Для чего в речи служат глаголы?
-Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
-Какие были трудными?
- Какое произведение великого русского поэта вспомнили на уроке?
Оцените свою работу (слайд 25 ):
- Оцените свою работу на уроке и настроение по «волшебной лесенке».
-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, но особенно активными были……..
VIII.Выставление оценок.
-Наш урок, ребята, я хочу закончить словами. (Слайд 26)
«Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может».
-Всем спасибо. Урок окончен. (Слайд 27).
Презентация к уроку "Закрепление знаний о глаголе"
PPTM / 16.8 Мб
Нургалиева Ляля Равильевна