Урок русского языка в 8 классе на тему «Закрепление знаний о глаголе»

3
1
Материал опубликован 16 May 2018 в группе

Тема урока: Закрепление знаний о глаголе.

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о глаголе.

    Развивать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.

Коррекционно-развивающие:

    • Развивать и обогащать устную и письменную речь.

      Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

      Коррекция слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти, внимания.

      Корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

Воспитательные:

Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Способствовать овладению необходимыми навыками: самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.


 

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Оборудование: Презентация ( слайдов), карточки для индивидуальной работы, учебник «Русский язык» 8 класс специального (коррекционного)образовательного учреждения 8вида, Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская.М.Просвещение2006г.


 


 


 


 


 

Ход урока.


 

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок. (Слайд 1)

-Добрый день. Я рада видеть всех вас сегодня на уроке.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

-Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.

Итак, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Проверка домашнего задания.

Выборочная проверка домашнего задания. (Слайд 2)

c.194 упр.279.

Задание: списать, вставить пропущенные гласные в безударные личные окончания глаголов, определить спряжение глаголов. (Слайд3-4)

Живет Балда в поповском доме,

Спит себе на соломе,

До светла все у него пляш..ет,

Лошадь запряжет, полосу вспаш..ет,

Печь затоп..ит, все заготов..ит, закуп..ит,

Яичко и печет, да сам и облуп..ит

-Назовите глаголы и объясните правописание.

- Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о Попе и его работнике Балде»). (Слайд 5)

- Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)

-Молодцы! Все хорошо справились с домашним заданием.

III.Сообщение темы и целей урока.

Прослушайте стихотворение и скажите, над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке. (Слайд 6)

Он предметы оживляет,

И в дела их привлекает.

Что им делать – говорит.

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться сам умеет.

Дети долго ходят в школы,

Чтобы выучить...(глаголы). (Слайд 7)

-О какой части речи говорится в стихотворении? (О глаголе)

-Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?

(ответы уч-ся, слайд )

-Тема нашего урока «Закрепление знаний о глаголе».(Слайд 8)

-У меня на эту тему есть пословица.

«Учения мать- повторение.» Слайд 9)

-Посмотрите внимательно, кто прочитает?

-А правильно ли записана пословица? Как правильно? (Повторение - мать учения.) Слайд (10)

-Объясните смысл пословицы? (Повторение ранее выученного — лучший учитель, самый хороший способ что-либо запомнить).

-Значит, какова цель нашего урока? (Повторить и обобщить всё, что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках)

-Сегодня на уроке мы повторим и закрепим все, что изучили о глаголе. Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.

IV.Актуализация знаний.

-Что такое глагол? Слайд (10)

-Для чего нужны в речи глаголы? (Глаголы делают речь ясной и понятной).

- Чем является глаголы в предложении? (Сказуемым).

-Как изменяются глаголы? (По временам, лицам ,числам и по родам в прошедшем времени).

-Какие времена глаголов мы знаем? (Настоящее время, прошедшее время, будущее время).

-Какая часть речи помогает нам определить лицо глагола? (Местоимение)

-Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? (Настоящего и будущего времени)

-Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение).(Слайд 11)

- Какие спряжения глаголов вы знаете? ( I,II спр.).

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения? ( I спр. Глаголы с личными окончаниями _ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют)

- Какие окончания имеют глаголы II спряжения? (II спр.- -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят))

-А для чего нам нужны знания по русскому языку?( Чтобы правильно писать, говорить, чтобы нас понимали другие люди).

- Молодцы!

-Вы неплохо усвоили полученные знания на предыдущих уроках, а значит и сегодня, вы не будете испытывать больших трудностей.

V. Основная часть.

1.Работа в тетрадях.

-Запишем сегодняшнее число.

(Запись числа, проговариваем время года, называем весенние месяцы, какой по счету весенний месяц март и т.д).

2.Минутка чистописания.

-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать сочетания букв:

(Слайд 12)

ат ит ет ете ите им ем ут ют ят ешь ишь

-Запишите сочетания букв в одну строку каллиграфически правильно.

-Оцените свою работу смайликом на полях.

-Красиво ли написали.

-Ребята, вы на строчку посмотрите-

Что заметили - скажите?

-Посмотрите внимательно на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают?) (Личные окончания глаголов).

-Разделите эти сочетания на группы. (Оконч.гл. 1 и 2 спр.) ( Слайд 13).

4.Словарная работа.

-Повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.(Слайд 14)

«Оживи слова».

- Ребята, на мониторе записаны слова, в словах пропущены все гласные буквы, восстановите слова. Запишите слова в столбик. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Пцнт, скртрь , шв, ксквтр, пршт. (Пациент, секретарь, швея, экскаватор,парашют.)

Проверка (самопроверка по записи на слайде) . (Слайд 15)

- Оцените свою работу.

5.Обобщение и систематизация знаний.

А).Образовать глаголы, указать спряжение.

-Подберите действия, которые выполняет каждый из этих предметов, определите спряжение.

-Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить спряжение?

(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение).

-Как пишем ударные окончания глаголов? (Так как слышим)

-Как пишем безударные окончания глаголов? (Безударные окончания глаголов проверяем).

-Как проверить безударные личные окончания глаголов? (Ставим глагол в неопр.ф. Если глагол оканчивается на –ить – это 2 спр.пишу И, все остальные глаголы1 спр., пишу Е). (Слайд 16)

(Работа у доски по цепочке.)

Пациент – болеет(1спр.), секретарь – печатает(1спр.), швея – шьёт(1спр.),

экскаватор – роет(1спр.), парашют – летит(2спр.).

(Запись на доске , объясняют, какого спряжения глагол, доказывают правильность написания ударных и безударных личных окончаний глаголов.)

-В каком времени мы записали глаголы? (Наст.вр.)

Б). Составь пословицу:

Чтобы выполнить следующее задание нам необходимо вспомнить, как пишется частица НЕ с глаголами? (Раздельно)

- Ребята, вспомните пословицы, в которых есть частица НЕ ? (Ответы детей.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежащий камень вода не течёт. Слово не воробей - вылетит - не поймаешь.)

Упражнение «Собери пословицы». (Слайд 17)
– К началу пословицы, найти концовку

Без труда не вытащишь не дружит.

С ложью правда не делает.

Кто не работает, и рыбку из пруда.

Лень добра тот не ест.

Устно дети зачитывают пословицы по цепочке. (Слайд 18).

Работа над смыслом одной из пословиц.

-Объясните смысл первой пословицы. (Чтобы получить результат нужно приложить усилия).
-Перечислите глаголы, которые встречаются в данных пословицах (ответы с места цепочкой).

-Запишите одну из понравившихся пословиц? Подчеркните глагол.

1 уч. у доски. (Или самостоятельно Проверка у 2 учеников.)

-Как написали частицу не с глаголом?

6.Физминутка (Слайд 19).

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 
-Какие глаголы я называла?

-Повторите те, что запомнили.

VI.Закрепление.

1.Работа по карточкам.

Работа в парах (сильный и слабый). (Слайд 20).

-А сейчас вспомните, как изменяются глаголы?(Врем, лицам, числам, родам в пр.врем).

-Посоветуйте в парах и запишите глаголы в указанных грамматических категориях.

Темнеть - ………темнеет……(н.в., 3л., ед.ч.),

приходить - …приходила…… (п.в., ед.ч.,ж.р.),

беседовать - …беседуете…… (н.в., 2л.,мн.ч.),

встречать - ……встречали… (п.в., мн.ч.),

петь - ……пою……….. (н.в., 1л., ед.ч.),

позвонить-…..позвонят…(б.в.,3л.,мн.ч)

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Проверка по цепочке.(Слайд 21)

2.Творческий диктант

-Мы живем в мире звуков. Они сопровождают человека с самого рождения и до смерти. Звуки окружают нас повсюду. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много и они такие разные. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли стучат по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?

-Какие звуки мы слышим в лесу?

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

-Сейчас мы будем выполнять задание, в котором будем использовать глаголы, обозначающие звуки и, конечно, будем работать над правописанием окончаний глаголов.

Читаю текст. (Слайд 22)

-Прочитайте текст на карточках и вставьте в него глаголы, которые наполняют звуками этот текст. 

Текст на слайде.

Нас всюду окружают звуки. Утром звенит будильник, скрипит дверь. На улице шумит транспорт.

В морозный день хрустит снег под ногами. В осенний день дождь стучит по стеклу, а на улице вода хлюпает под ногами.

А сколько звуков в лесу! Шаловливо журчит ручей, шелестит лист­ва. В камышах крякает утка. В вышине звенят голоса птиц. В зарослях черемухи жужжит шмель. А у вас гулко бьётся сердце от радости общения с природой.

(Дети самостоятельно на карточках вставляют пропущенные глаголы, определяют спряжение.)

Проверка. (Слайд 23). На слайде при проверке в тексте появляются глаголы и выделяются окончания.

- Назовите глаголы 1-го спряжения, 2-го спряжения.

-В каком из предложений нашего текста выражена главная мысль? (Нас всюду окружают звуки.)

-Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните главные члены предложения. (1уч. у доски).

3.Игра «Я грамотей»

Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.

-Я объясняю.

Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…

4.Домашнее задание.

-Чтобы закрепить наши знания о правописании глаголов на самоподготовке вы выполните задание на с.197 упр.283. (Слайд 24).

-Давайте вместе посмотрим, как будем его выполнять.(Разбор д/з).

-Всё ли ясно?

-Запишите в дневник домашнее задание.

VII. Итог урока.

-В течении урока мы проделали с вами огромную работу.

-Над какой частью речи работали на уроке?

Что такое глагол?

-Для чего в речи служат глаголы?

-Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

-Какие были трудными?

- Какое произведение великого русского поэта вспомнили на уроке?

Оцените свою работу (слайд 25 ):

- Оцените свою работу на уроке и настроение по «волшебной лесенке».

-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, но особенно активными были……..

VIII.Выставление оценок.

-Наш урок, ребята, я хочу закончить словами. (Слайд 26)

«Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может».

-Всем спасибо. Урок окончен. (Слайд 27).


Презентация к уроку "Закрепление знаний о глаголе"
PPTM / 16.8 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, полезно!

21 May 2018

Похожие публикации