Урок «Лирика Тукая, или Слово об общечеловеческих ценностях» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок в 6 классе. Лирика Тукая, или Слово об общечеловеческих ценностях.
Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Г.Тукая, обучение связному высказыванию
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г.Тукая, обучить связному высказыванию
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: доска, проектор, презентация, выставка работ учащихся.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
А) Постановка проблемы.
Звучит стихотворение Тукая в исполнении учащегося.
Почему же, о боже, столь разными создал людей?
Почему я ничтожней ничтожнейшей
твари твоей?..
Иль во мне и начало, и устье потока скорбей?..
Иль таит в себе ад эта жалкая связка костей?
Слышишь, господи? Я вопрошаю,
ответь мне скорей!
Удивительные строки… Глубина мысли. Яркость речи… Сила чувства…
-Недавно на одном из литературных форумов я прочла сообщение одного из его участников, в котором он просит помочь ему написать работу на тему «Значение творчества Г. Тукая для мировой литературы»…
Меня озадачила эта просьба. Множество вопросов вызвала она во мне- сегодня часть из них я задам и вам.
Часто ли вы прибегаете в подготовке к урокам к помощи интернета?
Как именно вы используете интернет-пространство, выполняя домашнее задание, например, по литературе?
Создавали ли вы сообщения , в которых обращались за помощью к пользователям сайтов и форумов?
Помогали ли вы в интернете кому -либо в решении поставленных учителей задач?
Б)Слово о результатах соцопроса об использовании интернета. Выступление аналитической группы .
Давайте посмотрим, как на те же вопросы ответили учащиеся нашей школы.
Нами в апреле 2014 года был проведен о значении интернета в подготовке учащихся к урокам среди параллелей 6 , 9, и 11 классов. Ребята должны были ответить на вопросы, не подписывая анкету, но указывая класс и уровень своей подготовки.
Вот результаты анкетирования, в котором участвовало 91 человек.
Отвечая на первый вопрос «Часто ли вы прибегаете в подготовке к урокам к помощи интернета?» 14 человек( учащиеся 9 и 11 классов) ответили, что не могут обойтись без интернета в подготовке, 36 учеников сказали, что часто обращаются к интернету, лишь 4 человека ответили, что решают все сами, без помощи интернета.
Давая ответ на второй вопрос «Как именно вы используете интернет-пространство, выполняя домашнее задание, например, по литературе?» 9 человек( все учащиеся 9 А класса) говорили, что находят и списывают готовое полностью, не внося исправлений, 46 человек(в основном учащиеся 9 и 11 классов) сказали, что списывают, внося небольшие изменения, и 35 учащихся утверждали, что никогда не списывали готового текста, лишь вычитывали материал, но работа была полностью самостоятельной(в интересно, что 9 А оказался лишь один такой человек.
3 вопрос «Случалось ли вам обращаться к пользователям сайтов и форумов за помощью путем создания сообщения?» принес следующие ответы : 19 человек признали , что обращаются за помощью к другим пользователям форумов и сайтов, остальные же утверждают, что никогда не писали в интернет сообществах. Прося о помощи в решении задач
На вопрос «Помогали ли вы кому-нибудь в интернете в решении поставленных учителей задач, давая готовый ответ?»утвердительно ответили 26 человек(это ребята из 9 и 11 классов, ученики 6 классов и 9 В сами не пишут не просят помощи и не помогают
Интересно, что частота использования интернета в подготовке домашнего задания зависит от возраста, успеваемости учащихся: те , кто старше, а также отличники и хорошисты, чаще прибегают к помощи интернета)
Почему мы обращаемся так часто к помощи интернета? Ленимся? Возм ожно? Но , что скорее всего, просто не умеем хорошо писать сочинение… что же нам делать, опять обращаться к к интернет пространству? …Если мы хотим научится шить, надо шить, готовить-готовить чаще, чтобы научится писать сочинения…… мы будем их писать!!! Что ж , в путь!!!
Работа по теме.
Формулировка темы .
Мы уже с вами не раз пытались ответить на вопрос о значении наследия литературных деятелей, сегодняшний урок продолжит наше исследование литературного олимпа России. Какова же будет тема нашего урока с учетом просьбы автора поста литературного форума ? (учащиеся формулируют сами 1 часть темы )
Вторая же часть темы станет ответом на вопрос: «Что же такое лирика Тукая», который мы дадим в конце урока.
Формулировка задач.
А что мы должны с вами сделать, чтобы написать связное высказывание о жизни и творчестве поэта? ( Изучим биографию поэта, познакомимся с его творчеством, сделаем вывод о тематике и художественных особенностях текста, напишем связное высказывание)
Знакомство с биографией поэта.
А)Предисловие. Ученики читают:
1.Горьким вышел мой стих, горечь сердца вбирая.
Он испекся как будто, а мякоть сырая.
Соловья ощущаешь в груди, а на свет
Лезет кошка, мяуканием слух раздирая.
Сладкое-горькое блюдо нам кажется вкусным,
Хоть отважно смешал я веселое с грустным.
Хоть и сладость и горечь смешал я в стихах,-
Я свой труд завершу, если буду искусным.
2. Образцами мне Пушкин и Лермонтов служат.
Я помалу карабкаюсь, сердце не тужит.
До вершины добраться хочу и запеть,
Хоть посмотришь на кручу - и голову кружит.
Путь далек, но до цели меня он доставит.
Не горбат, я не жду, что могила исправит.
Где-то спящие страсти прорвутся на свет.
И небес благодать мои крылья расправит.
.
Б) Рассказ о биографии поэта. Презентация.
В) Беседа по материалу «Страницы биографии Тукая.»
-Чему посвятил свою жизнь Тукай?
-Какие страницы его биографии потрясли вас?
-Какие уроки вы могли бы извлечь из жизненного опыта поэта?
Г) Выбор эпиграфа. Познакомимся с высказыванием выдающихся мастеров слова о Тукае. Какое из них в большей степени отражает то горячее служение любимому делу , которое являет собой жизнь Тукая
Тукай является …удостоверением величия таланта своего замечательного, великого народа…. У нас была должность — огнедержатель, когда в горах не было электричества, не было свеч. Огнедержателем своего народа можно назвать и Тукая. Это — огонь любви, это — огонь таланта, это — огонь непримиримости к пошлости, лжи, огонь ненависти к многочисленным врагам всей земли. Этот огонь он завещал нам.
Расул ГАМЗАТОВ
Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире. ..Значение Тукая состоит в том, что он совершил переоценку истории и культуры своего народа. Это великое достижение личности, великое достижение художника.
Чингиз АЙТМАТОВ
Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой литературе.
Сергей Михалков
Д) Написание вступления.
Обобщим сказанное, написав вступление к работе «Значение творчества Г. Тукая для мировой литературы»…
4) Знакомство с лирикой поэта.
А)Чтение и анализ стихотворения «Родная деревня». Запись опор к миниатюре
- Чему посвящено это стихотворение?
-Что связано с понятием Родина у Тукая?
А что родина для вас?
-Какое определение дает детским годам своим Тукай?
Как это его характеризует?
-Какова идея стихотворения? Чему учит оно нас?
-Как вы думаете, современно ли сейчас написанное век назад Тукаем?
Б) А)Чтение по цепочке(каждому по строке) и анализ стихотворения «Книга». Запись опор к миниатюре
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Каково отношение автора к книге? Почему поэт благодарен ей?
Знакомо ли вам это чувство?
-Назовите обстоятельства, при которых книга помогает человеку.
А вы верите в спасительную силу книги?
-Какие средства изобразительности использует Тукай, работая над темой!!!
5) Обобщение сказанного. Разработка заключения. Запись опор к миниатюре. Работа над темой урока
-Так о чем же пишет в своих стихотворениях Тукай?
- Будет ли понятно его отношение к родине, книге людям разных национальностей и вероисповедания?
-Как называется ценности, которые приняты всем человечеством- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. Вернемся к теме нашего урока
-Так каким же будет продолжение ее?
Вот по этой причине творческое наследие Тукая и изучается в школе. То, что пишет он, понятно всякому: и ребенку, и старику, близко и профессору, и крестьянину. Вот как об этом говорит сам Тукай:
Не стану мелочиться
Когда святому делу, словно долгу своему, ты
Жизнь посвящаешь – на тебя накладывают путы:
"Гляди, в какое сложное живём мы нынче время,
В такое время нас держись, иди, как мы, за всеми".
Но преходящи времена, и мир мне тесен бренный,
Пригнуться – значит совершить перед собой измену.
А я стремлюсь туда, где место, время – вечны. В вечность!
Непреходящи красота, свобода, человечность.
Я буду весел там, красив и вечно молод буду,
Пускай погаснет солнце, я там новым солнцем буду.
Тогда по мне сверять там время будут люди,
И каждый, стрелки подводя, со мной справляться будет.
Домашнее задание: написать развернутое высказывание на тему: «Значение творчества Г. Тукая для мировой литературы» 4. Рефлексия. Что узнали нового на уроке? О чем заставил задуматься нас поэт? |
Приложение 1 . Биография Тукая.
Габдулла Тукай – великий татарский поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.
Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».
Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.
В 1892-1895 г. жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.
В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы "Фикер", "Уклар" и другие.
Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика». Г. Тукай сотрудничает с новыми татарскими журналами и газетами и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе .Началась его "вольная жизнь". В начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий, в которых публиковался Тукай. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты "Аль-Ислах" ("Реформа").
Он занимался творчеством, много путешествовал, знакомился с талантливыми поэтами и писателями. Последняя поездка – в Петербург. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.
Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.
Приложения 2. Интернет- источники о Тукае
http://www.vatanym.ru/content/images/tm0411.pdf
http://www.gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=543&Itemid=37
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454144743.pptx (Презентация к уроку"Лирика Тукая")