Урок «Лирика Тукая, или Слово об общечеловеческих ценностях» (6 класс)
Почему же, о боже, столь разными создал людей? Почему я ничтожней ничтожнейшей твари твоей?.. Иль во мне и начало, и устье потока скорбей?.. Иль таит в себе ад эта жалкая связка костей? Слышишь, господи? Я вопрошаю, ответь мне скорей!
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Любой поэт хотел бы стать Тукаем, Как он творить, гореть… А в двадцать семь неполных лет Кто хочет умереть? С. Хаким
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Габдулла Тукай – великий татарский поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик. Габдулла Тукай родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. В 1892-1895 г. жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы "Фикер", "Уклар" и другие.
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика». Г. Тукай сотрудничает с новыми татарскими журналами и газетами и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты "Аль-Ислах" ("Реформа").
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Он занимался творчеством, много путешествовал, знакомился с талантливыми поэтами и писателями. Последняя поездка – в Петербург. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье. Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что. 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым» от голода и чахотки», прожив неполные 27 лет.
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей, И гумно твое, и степи, и дороги средь полей, И весна твоя, и осень, лето знойное, зима, Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума. И собаки, и бараны — вся родная сторона. Тукай
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии Тукай является …удостоверением величия таланта своего замечательного, великого народа…. У нас была должность — огнедержатель, когда в горах не было электричества, не было свеч. Огнедержателем своего народа можно назвать и Тукая. Это — огонь любви, это — огонь таланта, это — огонь непримиримости к пошлости, лжи, огонь ненависти к многочисленным врагам всей земли. Этот огонь он завещал нам. Расул ГАМЗАТОВ Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире. ..Значение Тукая состоит в том, что он совершил переоценку истории и культуры своего народа. Это великое достижение личности, великое достижение художника. Чингиз АЙТМАТОВ Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой литературе. Сергей Михалков
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово о План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии
Лирика Габдуллы Тукая, или Слово об общечеловеческих ценностях План: Вступление. Слово о поэте и его месте на литературном олимпе. Основная часть. Особенности лирики Тукая ее тематика, художественное своеобразие. Заключение. Вывод о мастерстве поэта и его литературном долголетии . Когда святому делу, словно долгу своему, ты Жизнь посвящаешь – на тебя накладывают путы: "Гляди, в какое сложное живём мы нынче время, В такое время нас держись, иди, как мы, за всеми". Но преходящи времена, и мир мне тесен бренный, Пригнуться – значит совершить перед собой измену. А я стремлюсь туда, где место, время – вечны. В вечность! Непреходящи красота, свобода, человечность. Я буду весел там, красив и вечно молод буду, Пускай погаснет солнце, я там новым солнцем буду. Тогда по мне сверять там время будут люди, И каждый, стрелки подводя, со мной справляться будет Тукай А я стремлюсь туда, где место, время – вечны. В вечность! Непреходящи красота, свобода, человечность. Тукай