Урок русского языка «Подготовка к устному рассказу на тему: «А вот был случай»»
Пояснительная записка к презентации
МОУ Красногуляевская СШ
МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области
Урок по русскому языку в 8 классе.
Учитель — Насонова Любовь Геннадьевна
Тема: Подготовка к устному свободному рассказу «А вот был случай...»
Цель урока: повторить виды односоставных предложений, определить возможности их использования в составлении устного рассказа.
Используется миниатюра В.П.Астафьева «Затеси» «Долбят гору».
Предварительная работа:
- все учащиеся прочитали миниатюры В.П.Астафьева «Затеси», повторили весь теоретический материал по теме: «Виды односоставных предложений»;
- один из учеников выучил миниатюру «Долбят гору» наизусть;
- класс поделён на три группы, равноценные по уровню знаний;
- один из учеников готовит лексическое значение слова «затеси».
Оборудование:
-карточки с текстами;
- оценочные листы;
- толковые словари;
- компьютер, презентация.
Ход урока.
Учитель: предлагаю вам посмотреть за окно… Каким словом вы бы оценили то, что видите? (Зима, красота, великолепие…).
Вот с таким ощущением красоты в ваших душах, с ощущением гармонии мы начнём наш урок.
Урок посвящён развитию речи, подготовке к устному рассказу, и проводится он в рамках акции «Открытый урок», посвящённой памяти Е.И..Никитиной, автора многих учебников, статей по развитию речи (демонстрирую учебники), моего преподавателя, методиста по русскому языку, профессора УлГПИ.
- С какой темой мы познакомились на предыдущих уроках? (Виды односоставных предложений). На оценочных листах отметьте, что вы знаете и умеете на начало урока. (Отмечают). В соответствие с тем, что вы уже знаете и что ещё предстоит узнать, закрепить, поставьте свои цели на урок.
А теперь скажите, как же совместить подготовку к устному рассказу и односоставные предложения, какая цель у нас будет общая?
Цель нашего сегодняшнего урока — повторить все виды односоставных предложений, определить их роль в тексте, чтобы успешно использовать их в составлении устных рассказов на свободную тему «А вот был случай...».
Но вначале я предлагаю вашему вниманию видеофильм «Святая красота». (Демонстрируется видеофильм).
- Никакого вопроса у вас не возникает? (А какая красота называется святой и почему святая?)
Вот на этот философский вопрос нам сегодня поможет ответить В.П.Астафьев, одна из его миниатюр «Долбят гору». Сегодня наш собеседник — известный русский писатель второй половины 20 — начала 21 века В.П.Астафьев. (на слайде демонстрируется его портрет). Мы познакомимся с одной его миниатюрой из книги «Затеси» «Долбят гору».
- А что такое затесь?
(Подготовленный ученик даёт определение слову «затесь»: Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. В разных местах эти зарубки- меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В.П. Астафьев (сибиряк!)словом затеси, употреблённым в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр.)
- Что же он помнит, о каком случае вспоминает в миниатюре «долбят гору»?
Послушайте её. Подумайте, насколько микротем её можно разделить.
(Исполняет подготовленный ученик)
Работа в группах. (Задания на столах на карточках)
1 группа. Фрагмент 1.
Долбят гору.
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
Задания
:/data/files/m1480510869.ppt (Односоставные предложения)
1) Спишите заголовок и фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?
2 группа. Фрагмент 2.
В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Задания:
1) Спишите фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?
3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).
3 группа. Фрагмент 3.
Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесём.
Задания:
1) Спишите фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)
Проверяем. От каждой группы отвечают по очереди. Другие группы хлопают в ладоши два раза, если вид предложений определён правильно, и встают, если не правильно (в знак протеста).
Далее задания для всех:
1) Прочитайте ещё раз весь текст целиком.
2) Определите тему всего текста. (Базайская гора). А проблема? (Отношение к этой горе людей разного времени.)
3) Определите микротемы каждой из частей (Фрагменты 1,2,3). (1 часть — описание Базайской горы как результата потребительского отношения человека к природе; 2 часть — необъяснимое возвышающее действие горы на души полуголодных «фэзэушников» в послевоенное время; 3 часть — авторские рассуждения о том, зачем люди разрушают «святую красоту»).
4) Сопоставьте фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием миниатюры.
(Родители Виктора Петровича Астафьева были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1924 году проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха. Ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение.)
Совместная работа.
- Скажите, пожалуйста, когда и для чего использует автор односоставные предложения? Как они помогают ему передать то, о чём он хочет поведать читателю?
(Если передаётся то, что автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения, если необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения, выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).
- Не забудьте об этом, когда будете составлять свои рассказы.
(На слайде: Роль односоставных предложений в речи:
- автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения;
- необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения;
- необходимо выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).
Учитель:
- А как вы думаете, какое слово в этой миниатюре ключевое? (Гора, 1 часть — реальная пригородная Базайская гора, как живое существо, которое «подрубили», «обнажили» и т. д. (См. текст); 2 часть — отношение к этой горе в военное время полуголодных фэзэушников, которые карабкались на неё не в поисках пищи, а за подснежниками, они испытывали ощущение духовного возвышения, блаженства; Гора в целом олицетворяет идею духовного возвышения. Высоты — это место поклонения богам, горы — место жительства богов; 3 часть — леса и горы названы автором «святой красотой»)
- Почему же «святая»? Найдите определение этого слова в словарях (У каждой группы свой словарь). (Природная красота — святая, уродовать такую красоту — святотатство).
- К какому выводу подводит автор? (Уродовать святую красоту — это «сносить себя под корень», корёжить внутренний мир, подрывать основы духовности);
- В каком предложении заключён вывод? («Так ведь и себя под корень снесём» - определённо- личное).
- Что в этом заключается? (Отстранённость и обезличенность, выраженная в синтаксическом строе всей миниатюры, в выводе сменяется определённо-личным предложением, которое подчёркивает, что всё происходящее касается каждого из нас: «Мы себя под корень снесём, равнодушно взирая на процесс разрушения).
Добавляем в таблицу «Роль односоставных предложений»
- необходимо подчеркнуть, что всё происходящее касается каждого из нас — определённо-личные предложения.
- Какой вид односоставных предложений не встречается в этой миниатюре? (Назывные предложения)
- Вспомните начало нашего урока. Какими предложениями вы передали то, что видели за окном? (Назывными)
- А какова их роль в тексте? (Используются при описании).
Дописываем в таблицу:
- необходимо что-то описать — назывные предложения.
- Как вы думаете, а в речи может быть красота? (Да, красивая речь)
- А что такое «красивая речь»? (Литературно грамотная)
Помогают ли нам в создании красивой речи односоставные предложения? (Делают речь лаконичной, выразительной, ёмкой, эмоциональной)
Послушайте, как красиво, лаконично, ёмко сказал о своих воспоминаниях Д.П.Ознобишин, которому посвящён февраль месяц в проекте Ульяновской области «12 апостолов», посвящённом Году литературы.
(Зараннее подготовленный ученик: Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уезда Симбирской губернии
ВОСПОМИНАНИЕ
Нева, свод лип, беседка, розы,
Луна, поющий соловей.
Моленья робкие и слёзы,
И бледность в памяти моей.)
Вот чтобы память ваша не была бледной, на втором уроке вы вспомните то, что было с вами когда-то, и составите рассказ, можно в стихах.
Рефлексия.
А сейчас заполните вторую часть оценочного листа («на конец урока). Оцените свою роль на уроке, оцените свои знания по теме, эмоциональное восприятие урока с помощью односоставного предложения, напишите его на оценочном листе. (3-4 человека послушать). Сдайте оценочные листы.
2 урок — составление устного рассказа на свободную тему «А вот был случай…»
Приложения.
1 группа. Фрагмент 1.
Долбят гору.
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
Задания:
1) Спишите заголовок и фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?
2 группа. Фрагмент 2.
В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Задания:
1) Спишите фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?
3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).
3 группа. Фрагмент 3.
Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесём.
Задания:
1) Спишите фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.
3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)
Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. В разных местах эти зарубки- меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В.П. Астафьев (сибиряк!)словом затеси, употреблённым в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр
Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уеда Симбирской губернии
ВОСПОМИНАНИЕ
Нева, свод лип, беседка, розы,
Луна, поющий соловей.
Моленья робкие и слёзы,
И бледность в памяти моей.
Оценочный лист.
Ф.И.____________________________________________________________________
№ |
На начало урока |
На конец урока |
|||
Могу |
Не могу |
Могу |
Не могу |
||
1. |
Находить двусоставные предложения |
||||
2. |
Находить односоставные предложения |
||||
3. |
Определять вид односоставных предложений |
||||
4. |
Определять роль односоставных предложений в тексте |
Горбачёва Марина Юрьевна
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы
Литвиненко Светлана Юрьевна