12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы452
Россия, Ульяновская обл., п.Красный Гуляй
5

Урок русского языка «Подготовка к устному рассказу на тему: «А вот был случай»»



МОУ Красногуляевская СШ

МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Урок по русскому языку в 8 классе.

Учитель — Насонова Любовь Геннадьевна

Тема: Подготовка к устному свободному рассказу «А вот был случай...»

Цель урока: повторить виды односоставных предложений, определить возможности их использования в составлении устного рассказа.

Используется миниатюра В.П.Астафьева «Затеси» «Долбят гору».

Предварительная работа:

- все учащиеся прочитали миниатюры В.П.Астафьева «Затеси», повторили весь теоретический материал по теме: «Виды односоставных предложений»;

- один из учеников выучил миниатюру «Долбят гору» наизусть;

- класс поделён на три группы, равноценные по уровню знаний;

- один из учеников готовит лексическое значение слова «затеси».

Оборудование:

-карточки с текстами;

- оценочные листы;

- толковые словари;

- компьютер, презентация.

Ход урока.

Учитель: предлагаю вам посмотреть за окно… Каким словом вы бы оценили то, что видите? (Зима, красота, великолепие…).

Вот с таким ощущением красоты в ваших душах, с ощущением гармонии мы начнём наш урок.

Урок посвящён развитию речи, подготовке к устному рассказу, и проводится он в рамках акции «Открытый урок», посвящённой памяти Е.И..Никитиной, автора многих учебников, статей по развитию речи (демонстрирую учебники), моего преподавателя, методиста по русскому языку, профессора УлГПИ.

- С какой темой мы познакомились на предыдущих уроках? (Виды односоставных предложений). На оценочных листах отметьте, что вы знаете и умеете на начало урока. (Отмечают). В соответствие с тем, что вы уже знаете и что ещё предстоит узнать, закрепить, поставьте свои цели на урок.

А теперь скажите, как же совместить подготовку к устному рассказу и односоставные предложения, какая цель у нас будет общая?

Цель нашего сегодняшнего урока — повторить все виды односоставных предложений, определить их роль в тексте, чтобы успешно использовать их в составлении устных рассказов на свободную тему «А вот был случай...».

Но вначале я предлагаю вашему вниманию видеофильм «Святая красота». (Демонстрируется видеофильм).

- Никакого вопроса у вас не возникает? (А какая красота называется святой и почему святая?)

Вот на этот философский вопрос нам сегодня поможет ответить В.П.Астафьев, одна из его миниатюр «Долбят гору». Сегодня наш собеседник — известный русский писатель второй половины 20 — начала 21 века В.П.Астафьев. (на слайде демонстрируется его портрет). Мы познакомимся с одной его миниатюрой из книги «Затеси» «Долбят гору».

- А что такое затесь?

(Подготовленный ученик даёт определение слову «затесь»: Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. В разных местах эти зарубки- меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В.П. Астафьев (сибиряк!)словом затеси, употреблённым в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр.)

- Что же он помнит, о каком случае вспоминает в миниатюре «долбят гору»?

Послушайте её. Подумайте, насколько микротем её можно разделить.

(Исполняет подготовленный ученик)

Работа в группах. (Задания на столах на карточках)

1 группа. Фрагмент 1.

Долбят гору.

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

Задания

:/data/files/m1480510869.ppt (Односоставные предложения)

1) Спишите заголовок и фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?

2 группа. Фрагмент 2.

В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

Задания:

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?

3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).

3 группа. Фрагмент 3.

Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесём.

Задания:

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)

Проверяем. От каждой группы отвечают по очереди. Другие группы хлопают в ладоши два раза, если вид предложений определён правильно, и встают, если не правильно (в знак протеста).

Далее задания для всех:

1) Прочитайте ещё раз весь текст целиком.

2) Определите тему всего текста. (Базайская гора). А проблема? (Отношение к этой горе людей разного времени.)

3) Определите микротемы каждой из частей (Фрагменты 1,2,3). (1 часть — описание Базайской горы как результата потребительского отношения человека к природе; 2 часть — необъяснимое возвышающее действие горы на души полуголодных «фэзэушников» в послевоенное время; 3 часть — авторские рассуждения о том, зачем люди разрушают «святую красоту»).

4) Сопоставьте фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием миниатюры.

(Родители Виктора Петровича Астафьева были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1924 году проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха. Ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение.)

Совместная работа.

- Скажите, пожалуйста, когда и для чего использует автор односоставные предложения? Как они помогают ему передать то, о чём он хочет поведать читателю?

(Если передаётся то, что автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения, если необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения, выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).

- Не забудьте об этом, когда будете составлять свои рассказы.

(На слайде: Роль односоставных предложений в речи:

- автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения;

- необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения;

- необходимо выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).

Учитель:

- А как вы думаете, какое слово в этой миниатюре ключевое? (Гора, 1 часть — реальная пригородная Базайская гора, как живое существо, которое «подрубили», «обнажили» и т. д. (См. текст); 2 часть — отношение к этой горе в военное время полуголодных фэзэушников, которые карабкались на неё не в поисках пищи, а за подснежниками, они испытывали ощущение духовного возвышения, блаженства; Гора в целом олицетворяет идею духовного возвышения. Высоты — это место поклонения богам, горы — место жительства богов; 3 часть — леса и горы названы автором «святой красотой»)

- Почему же «святая»? Найдите определение этого слова в словарях (У каждой группы свой словарь). (Природная красота — святая, уродовать такую красоту — святотатство).

- К какому выводу подводит автор? (Уродовать святую красоту — это «сносить себя под корень», корёжить внутренний мир, подрывать основы духовности);

- В каком предложении заключён вывод? («Так ведь и себя под корень снесём» - определённо- личное).

- Что в этом заключается? (Отстранённость и обезличенность, выраженная в синтаксическом строе всей миниатюры, в выводе сменяется определённо-личным предложением, которое подчёркивает, что всё происходящее касается каждого из нас: «Мы себя под корень снесём, равнодушно взирая на процесс разрушения).

Добавляем в таблицу «Роль односоставных предложений»

- необходимо подчеркнуть, что всё происходящее касается каждого из нас — определённо-личные предложения.

- Какой вид односоставных предложений не встречается в этой миниатюре? (Назывные предложения)

- Вспомните начало нашего урока. Какими предложениями вы передали то, что видели за окном? (Назывными)

- А какова их роль в тексте? (Используются при описании).

Дописываем в таблицу:

- необходимо что-то описать — назывные предложения.

- Как вы думаете, а в речи может быть красота? (Да, красивая речь)

- А что такое «красивая речь»? (Литературно грамотная)

Помогают ли нам в создании красивой речи односоставные предложения? (Делают речь лаконичной, выразительной, ёмкой, эмоциональной)


 

Послушайте, как красиво, лаконично, ёмко сказал о своих воспоминаниях Д.П.Ознобишин, которому посвящён февраль месяц в проекте Ульяновской области «12 апостолов», посвящённом Году литературы.

(Зараннее подготовленный ученик: Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уезда Симбирской губернии

ВОСПОМИНАНИЕ

Нева, свод лип, беседка, розы,

Луна, поющий соловей.

Моленья робкие и слёзы,

И бледность в памяти моей.)

Вот чтобы память ваша не была бледной, на втором уроке вы вспомните то, что было с вами когда-то, и составите рассказ, можно в стихах.

Рефлексия.

А сейчас заполните вторую часть оценочного листа («на конец урока). Оцените свою роль на уроке, оцените свои знания по теме, эмоциональное восприятие урока с помощью односоставного предложения, напишите его на оценочном листе. (3-4 человека послушать). Сдайте оценочные листы.

2 урок — составление устного рассказа на свободную тему «А вот был случай…»

Приложения.

1 группа. Фрагмент 1.

Долбят гору.

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

Задания:

1) Спишите заголовок и фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?

2 группа. Фрагмент 2.

В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

Задания:

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?

3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).

3 группа. Фрагмент 3.

Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесём.

Задания:

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)

Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. В разных местах эти зарубки- меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В.П. Астафьев (сибиряк!)словом затеси, употреблённым в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр

Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уеда Симбирской губернии

ВОСПОМИНАНИЕ

Нева, свод лип, беседка, розы,

Луна, поющий соловей.

Моленья робкие и слёзы,

И бледность в памяти моей.

Оценочный лист.

Ф.И.____________________________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

Могу

Не могу

Могу

Не могу

1.

Находить двусоставные предложения

       

2.

Находить односоставные предложения

       

3.

Определять вид односоставных предложений

       

4.

Определять роль односоставных предложений в тексте

       
Дата проведения: 16 ноября 
Опубликовано


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.